"Здравствуй, деревце!!"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здравствуй, деревце!!"
Автор: Шишкина Наталья Леонидовна
Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста "Здравствуй, дерево!"Автор: Шишкина Н.Л, воспитатель МБДОУ д\с №21 Описание материала: предлагаю вашему вниманию проект по экологическому воспитанию для детей младшей группы. Проект разработан в соответствии с ФГОС ДОУ. Цель моего проекта – развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний о деревьях.Задачи:1. Пробуждать интерес к природе родного края. 2. Приобщить к процессу познания. 3. Формировать представления о жизни деревьев. 4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность. 5.Стимулировать к наблюдению за неживой природой.Аннотация к проекту.В данном проекте рассказывается о работе, проводимой в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад №21, по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, желание заботиться и охранять ее. Умение использовать в практической деятельности материалы природного и бросового происхождения, создавая неповторимые поделки.В проекте «Здравствуй дерево», отображена работа с детьми, их родителями, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности. Данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой.Актуальность.Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа все дальше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера. Не потому ли мы вносим частичку природы в свои квартиры, чувствуя опасность остаться без общения с ней. Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года в младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин. 1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. 2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения).3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом. Проблема:Низкий уровень знаний о деревьях (куда деваются листья) у детей дошкольного возраста, недостаточно сформированы умения и навыки работы с природными и бросовыми материалом.В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию и годовых задач ДОУ. Цель проекта: развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний о деревьях.Задачи:1. Пробуждать интерес к природе родного края. 2. Приобщить к процессу познания. 3. Формировать представления о жизни деревьев. 4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.5.Стимулировать к наблюдению за неживой природой.Участники проекта: все дети младшей группы, родители, воспитатель.Тип проекта:• По доминирующему методу: практико – ориентированный;• По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;• По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;• По количеству участников: фронтальный, групповой;• По продолжительности: краткосрочныйПредполагаемый результат:1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево. 2. Знать, для чего нужны деревья, листья. 3. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, музыке.Основные направления реализации проекта:1этап –Организационно- подготовительный:• Беседа с детьми «Какие деревья ты знаешь?» (с целью выяснения знаний детей по теме проекта) • Подготовка развивающей среды 2 этап – Основной• Работа с детьми • Взаимодействие с родителями3 этап – Итоговый-создания мини-музея «Опавшие листья»-итоговое мероприятие «Здравствуй дерево»-выставка рисунков « Мое дерево»- Выставка макета в уголке природы «Сезонное дерево»Формы и методы реализации проекта:• работа на занятиях; • рисование на природе ( на песке, на снегу, рисование с натуры);• наблюдения, целевые прогулки;• индивидуальная работа с детьми;• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;• чтение художественной литературы о природе;• утренние беседы;• работа в книжном уголке;• тематические выставки;• взаимодействие с семьей. Этапы проекта:Организационно-подготовительный этапБеседа с детьми по теме: «Какие деревья ты знаешь?»( с целью выяснения представлений о деревьях и их особенностей)-Изучение методической литературы.-Подготовка оборудования и материалов, изготовление «Волшебного мешочка», модели сезонного дерева, подбор музыки, подвижных игр, дидактических игр ,картин, фотографий ,презентаций, оформление предметно-развивающей среды.-Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работыКонсультации в родительский уголок:-«Игры с детьми на прогулке».-«Учите детей видеть красоту природы».-«Сезонные изменения в природе».Основной этап1. Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта -«Первый тонкий лед»-«Береза», «Осень-художница»А.Плещеев-«Листопад» Е.Благина-Стихи И.Токмаковой «Ели», «Сосны», «Ива», «Рябина», «Пихты», «Береза», «Осинка»2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.3. НОД:-Заучивание стихотворения А. Плещеева «Звуки осени"-Составление описательных рассказов о деревьях-Рисование «Береза и дуб», «Осенний пейзаж»-Лепка «Клены и дубы»-Совместная аппликация из листьев4. Опыты:«Распускание веток при различных условиях»;5. Беседа:«Что нужно для роста деревьев?»; «Куда пропадают листья?»6. Дидактические игры:- «Узнай по описанию»;- «Четвёртый лишний»;- «Собери дерево»- «Бывает – не бывает»;- «Найди листок»;- «Времена года»- «Домики»- «Один-много»7. Подвижные игры: «Беги к дереву», «Мы осенние листочки» «Листопад» «Вейся венок» «Птички и дождик»8. Работа с природным материалом:- Сбор листьев для гербариев- Оформление папок «Листья-вкусная еда» , «Листья лечат»- Изготовление макета «Одеяло из листьев»- Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»- Памятки для родителей «Прогулки в природу»9.Пешеходные прогулки ,наблюдения за деревьями:- Прогулка «Деревья»- Прогулка «Поход в парк»- Прогулка «Листопад»- Наблюдение «Осенние листочки»- Наблюдение «Береза»10. Создание в уголке природы макета для наблюдений «Сезонное дерево»Итоговый этап- Создания мини-музея «Опавшие листья»- Итоговое мероприятие праздник «День дерева»-Выставка рисунков «Мое дерево»- Выставка макета в уголке природы «Сезонное дерево»Предполагаемые результаты получены в полной мере. Экологические знания полученные в процессе работы над проектом были продемонстрированы в итоговом мероприятии. Был отмечен высокий уровень познавательной сферы и речевого развития детей. По окончании проекта ребята изъявили желание продолжить наблюдение за деревьями по сезонно. Родители с удивлением обнаружили, что деревья –это интересный объект для наблюдения, развития ребенка.