по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития
Автор: Ощепкова Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»Адаптированная рабочая программапо предмету «Русский язык»для обучающихся с задержкой психическогоразвития5 классУчитель: Ощепкова Н.Н.Принято на заседаниипедагогического совета школыПротокол _________________.2018 г.Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов создана на основе планируемых результатов ООП ООО МБОУ «Кузедеевская СОШ», разработанной в соответствии с ФГОС ООО, с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский язык» и авторской программы: Русский язык М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2016.), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.Для реализации рабочей программы используется линия учебников «Русский язык» для 5-9 кл.:Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А и др. 5 кл. «Просвещение», 2015г.Предмет русский язык относится к области «Русский язык и литература». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ «Кузедеевская СОШ» и реализуется за счёт обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, в 5 классе вводится внутри предметный модуль «Развитие речи», который направлен на формирование коммуникативных навыков, овладение которыми является условием успешного обучения ученика. Предмет изучается с 5 по 9 класс. Общее количество часов за 5 лет обучения – 3740ч.; 748 ч. в год , в 5 классе — 187 ч.Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого кучащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако коррекционная школа призвана создать образовательную среду и условия,позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения наречий.Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурныхценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:1. Владение всеми видами речевой деятельности:− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; − владение разными видами чтения;− способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;− способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;−умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневнойжизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единениянародов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества.2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.3. Владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);− владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;− владение умениями информационной переработки прочитанного текста(план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;− способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;− адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);−умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;говорениеи письмо:−умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости(план, пересказ, тезисы);− способность свободно, правильно излагать свои мыслив устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактами явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;−умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;− владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;− соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;− способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;− осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты.4. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.5. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.6. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста сточки зрения его содержания, основныхпризнаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка.7. Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать–перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь –перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованныхвпрактическойдеятельностиученикаиегоповседневнойжизни.Доминирующей идеей курсаявляетсяинтенсивноеречевоеиинтеллектуальноеразвитиеучащихся с ЗПР. Программа создает условия для реализации деятельностного и разноуровневого подходов к изучению русского языка в школе.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА5-9 классаКоммуникативная компетенцияРечь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.Основные жанры научного(отзыв, реферат, выступление), публицистического(выступление), официально-делового(заявление) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи.Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: конспект, отзыв; письмо; заявление.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииОбщие сведения о языкеРоль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.Система языкаФонетика. ОрфоэпияОсновные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.Связь фонетики с графикой и орфографией.Основные выразительные средства фонетики.Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.Состав слова (Морфемика) и словообразованиеМорфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.Основные способы образования слов.Основные выразительные средства морфемики и словообразования.Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.Лексика и фразеологияСлово – основная единица языка.Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.Синонимы. Антонимы. Омонимы.Стилистически окрашенная лексика русского языка.Исконно русские и заимствованные слова.Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Основные выразительные средства лексики и фразеологии.Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.МорфологияСистема частей речи в русском языке.Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.Служебные части речи.Междометия и звукоподражательные слова.Основные морфологические нормы русского литературного языка.Основные выразительные средства морфологии. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.СинтаксисСловосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.Сложные предложения с различными видами связи.Способы передачи чужой речи.Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.Основные выразительные средства синтаксиса.Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.Правописание: орфография и пунктуацияОрфографияПравописание гласных и согласных в составе морфем.Правописание Ъ и Ь.Слитные, дефисные и раздельные написания.Прописная и строчная буквы.Перенос слов.Соблюдение основных орфографических норм. ПунктуацияЗнаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.Сочетание знаков препинания.Употребление пунктуационных знаков.Культуроведческая компетенцияОтражение в языке культуры и истории народа.Русский речевой этикет.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО КЛАССАМ5 классТребования к уровню подготовки обучающихсяК концу5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.По орфографии. Находить в словарях изученные орфограммы, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.Информационно – методическое обеспечениеЭлектронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы – Образовательный портал «Российской образование» – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал» – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании - Специализированный портал «Здоровье и образование» – Справочно-информационный портал «Грамота.ru» - Образовательный портал «УЧЕБА» – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал. – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.Ресурсы для дистанционных форм обученияВиртуальная школа Кирилла и Мифодия – Образовательный сайт Teachpro.ru – Обучающие сетевые олимпиады – Открытый колледж – ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – . Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – Приложение 1.Календарно-тематическое планирование5 класс