"Игровые методики воспитания в УДОД"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игровые методики воспитания в УДОД"
Автор: Маслова Любовь Вячеславовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ИГРОВЫХ МЕТОДИК.
Игра – особый вид деятельности:
потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре: генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека;
целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что играть, в отличие от работать, вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, безопасений и боязни потому, что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию;
любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком;
в игре минимальное количество правил, соблюдать их не сложно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального Я. В игре каждое Я обретает адекватную форму, поэтому игра по природе своей диагностична;
игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которго так не достает в социальном мире. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной: ИГРА –
фактор развития ребенка
способ приобщения ребенка к миру искусства
щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям
ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности
мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру для него отношений
деликатное диагностирование социального развития ребенка
профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга
способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальности
один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни
простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в детской группе.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ИГРОВЫХ МЕТОДИК.
На первый взгляд, игровые методики просты и общедоступны. Однако эта простота иллюзорна. Строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры: с одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра представляет шанс детям прожить такое ценностное отношение, которого не представила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован.
Технологическая цепочка:
Атмосфера
Пролог
Разогревающие игры
Вовлечение в игру и объяснение правил игры
Свободное решение и свободное проявление персонального Я
Педагогическая импровизация
Средства игры
Игровая мизансцена
Этика взаимоотношений.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ВОСПИТАНИЯ.
Если мы примем словарное определение понятия содержание (это то, что заполняет нечто), мы легко ответим на вопрос о содержании педагогических игровых методик.
Но предварительно разберем содержание профессиональной деятельности представителей самых разных профессий. Содержанием работы повара являются блюда для питания, содержание деятельности милиционера – законопорядок в обществе, а содержание массовика-затейника заключается в развлекательном досуге. Художественный образ выступает содержанием артистической профессиональной деятельности. А письменное общение людей друг с другом составляет содержание деятельности профессиональной рабты почтальона.
Поскольку разработку иговых методик производит ПЕДАГОГ, использующий игру как средство воспитания детей, то, разумеется, содержание таких методик есть не что иное, как то, что составляет содержание ВОСПИТАТЕЛЬНОГО процесса. Безупречность такого логического вывода не вызывает сомнения. И остается только недоумевать, наблюдая порой проведение игры с детьми, в ходе которых дети визжат, толкаются, высмеивают друг друга, демонстрируют развязность и слепое возбуждение.
Содержанием игры выступают: * ценностные отношения детей к миру ( они проживаются )
* умения детей взаимодействовать с миром ( они вырабатываются )
* знания детей о мире ( они приобретаются ).
Знания, умения, отношения – вот содержание воспитательного процесса. Основное содержание – ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, те отношения к наивысшим ценностям жизни, присутствие которых в жизни гарантирует как саму жизнь, так и достойное ее протекание. Знания мира и умения взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру.
Согласившись с этим, нельзя не согласиться с последующим: содержанием игры, которую проводит педагог, всегда является определенное отношение к ценности. Это отношение проживается каждым участником игры, осмысливается каждым участником игры, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни.
Рефлексия, завершающая групповые занятия, подтверждает сказанное. Дети обычно говорят:Мне было интересно и хорошо… Я понял, что … Теперь я постараюсь…
Приведем пример одного подростка:Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь два носовых платка при себе, один – для себя, другой – для дамы, которой вдруг нужна будет помощь. Здесь выявлено и приобретенное знание, и присутствует проживаемое отношение, проецируется и будущее умение человека.
В процессе игровых действий педагог как ведущий игру расставляет акценты именно на проявляемых и проживаемых отношениях к конкретным персонажам игры или конкретному событию, и только педагогу подвластно ВОСХОЖДЕНИЕ К ЦЕННОСТИ: путем абстрагирования обнаружить за конкретным предметом некую ценность жизни, будь то красота, добро, общество, труд, познание, свобода или сама жизнь во всех ее проявлениях. Напрмер, играя с детьми в Корзину грецких орехов, педагог производит обобщение, выводя детей на проблему преодоления человеком трудностей жизни, на идею человека как стратега жизни и хозяина своей судьбы; а в игре Волшебный стул провозглашает идею индивидуальности человека, неповторимости его личности.
Разумеется, неожиданный поворот сюжета игры может переакцентировать внимание всех играющих на какую-то неожиданную идею, выдвинуть для осмысления иную ценность. тАкое не одлжно пугать педагога, ведь мир многомерен, поэтому на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения.
Недопустимо попрание ценности. Дети в подражание взрослой циничности часто воспроизводят грубые шутки в адрес таких ценностей, как счастье, совесть, общество, свобода, труд и др. ежели такое происходит, педагог мягко переакцентирует смысловое содержание, например, скажет:Иногда действительно людям кажется, но потом они начинают понимать или К сожалению, такаяточка зрения присутствует в нашей жизни, но мы же понимаем, как важно для каждого из нас …
В игре явственно раскрываются единство формы и отношенческого содержания. По сути, игра есть не что иное, как поиск адекватной формы профиваемому отношению при разворачивании сюжета все явственнее проступает мысль о том, что для определенного отношения имеется соответствующая форма, однако эту форму следует выстраивать продуманно так, чтобы другой человек мог воспринимать определенное отношение, иначе человек будет не понят окружающими людьми. нАпример, игра Предлагаю – выбираю основана именно на положении о единстве формы и содержания: тот, кто не сумеет выразить в соответствующей форме свое желание оказать помощь другому человеку, тот лишается чести оказывать такую помощь. Однако выявить эту идею игры смогут дети лишь с помощью педагога, ведущего игру и расставляющего ценностные акценты, сопровождющие действия играющих.
СОЗДАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК.
Как рождается в профессиональном сознании педагога новая игровая методика? Если проанализировать ход мыслительной деятельности педагога, то, в конце концов, выявляется некий общий алгоритм творческого усилия.
Определяется ценностное содержание игры и формулируется в четком виде идея. Например, высказывание педагога: В школе есть дети, над которыми смеются все, породила следующую формулировку идеи: Особенности человека не могут служить основанием неуважения к нему.
Данная идея экстраполируется на множество сфер жизни, мысленно перебираются варианты реального событийного проявления данной идеи: где это могло быть – в лесу, в поле, на рынке, в транспорте, в театре, дома, в гостях, в пустыне, во время обеда, во дворе, во время грозы? Перечень этот беспорядочен, мысль скачет от картинки к картинке. Но вот избирается место и сфера жизни. Например, образ плота, несущегося по реке с безлюдными берегами, появляется в ходе поиска экстремальной ситуации, выход из которой должен в первую очередь искать мужчина. (Идея: мужчина – сильный, а потому он всегда защитник, помощник, исполнитель тяжелой работы).
Теперь легко рождается фабула игры, принимая простые и ясные реальные очертания какого-то эпизода жизни. Например, волна смывает весла, запас продуктов. Со временем очетания проступают четче, расплывчатая фабула принимает более определенные контуры.
Остается ввести персонажи в неясный еще сюжет: кто, собственно, совершает обозначенные фабулой действия?
Это мысленное введение в воображаемые события воображаемых героев. Эти герои не могут быть похожими на школьников, играющих здесь и сейчас. Поэтому наилучшим вариантом решения вопросов о героях является обращение к миру домашних животных, зверей, сказочных существ или взрослых – роли эти дети играют с удовольствием, потому что такие игровые роли осуществляют психологическую защиту как бы закрывая внутренний мир играющего от наблюдателей: ведь школьник изображает нечто, но не высказывает себя.
Он состоит в придумывании коллизии, некоторм столкновении точек зрения персонажей. С ними что-то происходит, и в этом течении событий персонажи выстраивают свое поведение. Если за поведением увидеть отношение, то игра приобретает богатый смысл и становится весьма интересной всем наблюдателям и самим играющим тожею интересы личные и интересы другого сталкиваются в противоречии.
Обозначается название игры. Оно должно быть простым, легким, совсем не пугающей сложностью своей, но никак не раскрывающим сути игры. Скажем, игра Времена года далека от предположения, что речь пойдет о проблемах семейных взаимоотношений.
Последним станет разработка мизансцены и отбор игрового реквизита, который очень скуп и минимален. Хорошо, если педагог на листе бумаги начертит схематическую картинку расположения всех присутствующих и играющих, и тем самым мвсленно еще раз проиграет игровой замысел
Однако надо предупредить, что созданная в педагогическом воображении игра еще не родилась окончательно. Она проходит несколько раз практическую проверку. В процесс игры дети вносят свои оригинальные детали, да и сам педагог, наблюдая за ходом действия игры, обнаруживает новые сильные стороны игрового действия.