Требования к организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Требования к организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
Автор: Павлова Ирина Юрьевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно — речевого развития» воспитанников № 6 « Звездочка»ул. Первомайская, д.3 г. Псков,180000 т.721711;721712 , ds6-pskov@yandeх.ruКонсультация « Театрализованная деятельность»Подготовила: Павлова И.ЮЦель: развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.Задачи:Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театров). Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклиматаОбогащать словарь детей и активизировать его.Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; АктуальностьТеатрализованная деятельность –основа развития речи.Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.В своей работе я использовала труды Артемьевой и ГубановойТеатрализованная деятельность является разновидностью игры Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить:на сюжетно- ролевые (творческие) игры и игры с правилами.К сюжетно- ролевым играм относятся игры на бытовые темы,с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения.К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры.Исходя из этого мы видим, что театрализованная игра относится к творческому виду игр.Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-7 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра- драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры- драматизации разновидностью сюжетно- ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это игры- представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Театрально- игровая деятельность детей- дошкольников, по Л.С. Фурминой, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это раз- личные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) – это игры- драматизации. Несколько иной подход в работах Л.В. Артемовой . Согласно ее исследованиям, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет.Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты:- включаться во всю ООД- в совместную деятельность детей и воспитателя (СОД)- самостоятельную деятельность детей (САД)- органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.Театрализованная игра в ООД: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В ООД вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне ООД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне ООД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией В педагогической литературе существуют разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет.Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.Ролевые диалоги на основе текстаИгры имитации образов людей, животных, литературных произведенийигры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовкиВ традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр: Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.Требования к организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах.Младший возрастОсновная цель – заинтересовать и постепенно привлечь детей к ТИД.Работа осуществляется по нескольким направлениям:1.Знакомство с видами ТД:Формирование интереса к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.Ознакомление детей начинается с просмотра спектаклей, которые подготовлены взрослыми или старшими детьми. Малыши учатся видеть и понимать сценическое действие; формируется желание заниматься ТД; проявляется стремление к самостоятельному творчеству. (Перед началом просмотра необходимо рассказать содержание или прочитать текст, иначе ребенок, увлеченный действиями персонажа, не сможет сразу понять, что происходит на сцене).2. Обучение приемам вождения на столе объемных игрушек и плоскостных персонажей. Детям младшего возраста доступно разыгрывание сценок при помощи игрушек или плоскостных фигур. Обратить внимание на то, что, когда игрушки разговаривают, их лица должны быть обращены друг к другу; игрушка, которая говорит, должна слегка двигаться. Такой прием позволит определить, какая игрушка говорит в данный момент. Сначала воспитатель сам разыгрывает игровые эпизоды с помощью игрушек и постепенно привлекает детей.3. Развитие речевых и двигательных способностей при передаче образов на основе подражания. Работа начинается с активизации речи и движений детей. Это подражательные движения. Педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия, творческие задания, направленные на развитие детской пластики:- как просит кушать котенок, цыпленок, щенок;- как плачут зайчик, петушок;- как котик жалуется на лису и т.д.4. Развитие интереса к различным импровизациям. Важно уже в младшем возрасте развивать способность к импровизации, можно поручить детям выполнить следующие задания:- предложите кукле съесть конфетку, выпить молочка;- попробуйте позвать на помощь петушка, зайчика;- кукле пора спать, попробуйте уговорить ее отправиться в постель. Во время музыкальных занятий можно предложить показать,- как цыплята бегают,- как котенок просыпается, умывается и т.д.5. Упражнение по составлению диалогов. Важно, чтобы дети учились вести диалог: это формирует способность слушать и своевременно отвечать, передавать интонации. Начинаем с простых диалогов вопрос – ответ – Кисонька- мурысонька, где была?6. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок:Бессловесная игра-импровизация на стихи: «Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег».Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – «Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Настольный театр -Покажите детям диафильм «Ясочкин садик» (автор Н. Забила, художник Е. Афанасьева). Попросите их подобрать все необходимое к игре «Детский сад». Девочка –чумазая…ТЕАТР ИГРУШЕК. КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ -Маша Обедает, На празднике, поездка на поездеТеатр игрушек или картинок на столе-Рукавичка, Теремок Средняя группа.Возможности детей значительно возрастают, развивается воображение, фантазия; возникает интерес к словесному творчеству. В связи с эти усложняются задачи:1. Углублять знания детей о разных видах театрального искусства; (занятия, экскурсии).2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей в различного вида театрах; (пальчиковый театр, куклы би-ба-бо)3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; игры-упражнения:- «Представь себе, а потом покажи…как у белочки болит зуб, как зайка ловит бабочку и т.д.»,- «Покажи, как разговаривают лиса, медведь, заяц»,- «Угадай, кто тебя позвал»,- «Исполни песенку из сказки» и др.4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов; Придумать небольшие сказки, истории, которые произошли с игрушками (схема - где, когда, что с героями происходит, чем история заканчивается)5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок. Сначала воспитатель сам выполняет все подготовительные операции в присутствии детей: подбирает реквизиты, рисует декорации, элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогах. Постепенно привлекаются дети. Роль ведущего и управление детской постановкой по-прежнему осуществляет взрослый. Можно в роли ведущего использовать куклу, которая спрашивает у детей, что необходимо приготовить. Кого выбрать на определенную роль и т.д.Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Используются:многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;постановка спектакля по произведению.В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»). Игра драматизация По мотивам русской народной сказки РепкаТеатр теней по мотивам русской народной сказки Колобок КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ, НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРТИНОК, ДРАМАТИЗАЦИЯ по В.Маяковскому Что такое хорошо и что такое плохо Старший возраст.Значительно возрастают возможности дошкольников: движения становятся более координированными, долгое время могут находиться в повышенном эмоциональном состоянии; дети в этом возрасте способны к полному перевоплощению, самостоятельному поиску средств выразительности. Все большее значение приобретает для них личное отношение к образу.Основная деятельность педагога в этом возрасте должна быть направлена на развитие самостоятельности и индивидуальных возможностей каждого ребенка.Работа осуществляется по тем же направлениям, что и в предыдущих группах:1. Усовершенствование приемов вождения кукол;2. Ознакомление с основной атрибутикой;3. Развитие у детей средств выразительной передачи образа, творческой фантазии, образного мышления; в старшей группе задания обретают более сложный характер:- самостоятельно выбрать и представить животное, птичку в определенном настроении (поза, походка, мимика. Жесты и т.д.)- показать, как впервые увидели цветок (ягодку, мячик (сказочные герои, зайчик, мышонок;- показать, как делают гимнастику Шустрик и Лежебока;-Исполнить песенку от лица определенного персонажа.4. Формирование навыков совместного творчества в процессе подготовки к ТД. Под руководством воспитателя активно усваивают закономерности постановки спектакля (выбор сюжета, распределение ролей, упражнения в диалогах, решают вопрос о ведущем, уточняют необходимые атрибуты, костюмы, декорации. Воспитатель является консультантом. Он, не подавляя самостоятельности детей, направляет их деятельность. В старшем возрасте учатся быть ведущими.Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.Чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации -Почему кот моется после еды..Выразительное чтение воспитателя с элементами драматизации детей По стихотворению /С Чуковского ТелефонИмпровизация, драматизация с использованием кукол бибабо- Узнай себяКартинки на фланеграфе, настольный театр картинок и игрушек-В школе светофораТеатр теней-По мотивам венгерской сказки в обработке А. Краснова и В. Важдаева-Два жадных медвеженкаКУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР БИБАБО,ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР,ДРАМАТИЗАЦИЯ По мотивам сказки А. Толстого«Золотой ключик,или Приключения Буратино»«Мальвина учит буратино»КУКОЛЬНЫЙ ИЛИ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРТИНОК По К- И. Чуковскому Федорино-гореКУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. ДРАМАТИЗАЦИЯ По мотивам славянской сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.Организация игровой среды и оформление театральных зон в каждой возрастной группе– важное условие для поддержания интереса детей к ТД. При подборе оборудования, пособий и материалов в каждой возрастной группе необходимо учитывать круг детских представлений, знаний и интересов. Пополнение материала должно быть не случайным, оно должно затрагивать все стороны воспитательного процесса д/у.Условно театральное оборудование можно разделить:Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи);Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавески и т.д.);Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные);Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки. Манжеты);Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты);Специальная мебель для обустройства театральных зон.Требования, которые предъявляются к оборудованию:• Соответствовать возрастным особенностям детей• Быть прочным, безопасным, гигиеничным• Быть привлекательным и эстетичным• Простым по устройству• Подвижным и легко передвигающимся• Универсальным и легко заменяемымАртемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.