"К.Дебюсси "Детский уголок"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "К.Дебюсси "Детский уголок"
Автор: Гудкова Татьяна Леонидовна
МБУ ДО «Натырбовская детская школа искусств» МО «Кошехабльский район» Республика Адыгея Открытый урок для учащихся 3-5 классов К. Дебюсси «Детский уголок» Автор: Гудкова Татьяна Леонидовнапреподаватель теории музыки 2019г. Клод Дебюсси «Детский Уголок».К. Дебюсси "Детский уголок" №1. "Doctor Gradus ad Parnassum" № 2. "Колыбельная слона» № 3. "Серенада кукле" № 4. "Снег танцует" № 5. "Маленький пастух" № 6. "Кукольный кэк-уок"Цель: расширение кругозора учащихся в области зарубежной музыки конца XIX начала ХХ века.Поставлены следующие задачи:1.Образовательные задачи: а) познакомить учащихся с сюитой «Детский уголок» для фортепиано К. Дебюсси. б) обобщение знаний об изучаемом произведении;в) формирование эмоционального отношения к музыке на основе их восприятия; г) особенности строения сюиты К. Дебюсси «Детский уголок»2. Воспитательные задачи: а) воспитывать позитивное отношение к искусствуб) воспитывать уважение к традициям зарубежного искусства;в) формировать нравственно-эстетические восприятия к услышанному произведениюг) формировать этетический вкус, чувство прекрасного. 3. Оборудование: музыкальный центр, компьютер, портрет К. Дебюсси, картины. Ход урока.Организация учащихся.Основная часть урока:Преподаватель: Волшебное мгновенье, когда звучит прекрасная музыка. Так и хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась как можно дольше. Эти слова можно отнести к музыке К. Дебюсси. Сегодня мы послушаем и узнаем много нового и интересного о французском композиторе К.А. Дебюсси и о его музыкальной сюите для детей под названием «Детский уголок». К. Дебюсси - самый яркий представитель импрессионизма в музыке. Творчество этого композитора включает большой круг разно жанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских составов. Его искусство отличается колористическими красками, хрупкостью, изменчивостью мелодики, тонкостью гармоний, ритмической прихотливостью, использованием сложных ладов и элементов политональности, зыбкостью музыкальных образов. К. Дебюсси выявил возможность музыки передавать тончайшие оттенки настроений, их колебания. Его музыка по большей части программна: в ней как в полотнах художников-импрессионистов, господствуют смутные, неявно выраженные образы, возбуждающие фантазию. В музыке Дебюсси расширил палитру выразительных средств, своего рода звуковых бликов, сложных аккордов. Обращение композитора к архаичным мелодиям, простым, но своеобразным, неуловимой, зыбкой ритмикой, чистыми и тонкими оркестровыми красками.Музыкальный язык импрессионистов яркий, насыщенный, но очень сложный. И поэтому хотелось познакомить учащихся с музыкой импрессиониста на примере сюиты для фортепиано для детей: "Детский уголок" К. Дебюсси, поскольку в этом произведении музыкальный язык достаточно упрощен. Сюита "Детский уголок" К. Дебюсси.Сюита для фортепиано "Детский уголок" была написана, опубликована в1908 году и публично исполнена 18 декабря 1908 года пианистом Гарольдом Бауэром. Наряду с высокой поэтичностью, шутливой иронией, тот мягкий ласковый юмор, которые окрашивали отношения композитора к дочери, к ее детским выдумкам. Публика это сразу почувствовала и оценила. Сам же композитор, как об этом вспоминал Гарольд Бауэр, "не был спокоен по поводу своего публичного вторжения в область юмора - во время концерта он не вошел в зал и был очень удовлетворен, узнав, что его музыкальная фантазия заставила публику смеяться".Юмор содержится уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутливое обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской "мисс" (хорошо известна большая склонность, которую питал Дебюсси к различным английским словечкам, анекдотам и вообще к английскому юмору). Композитор сам сделал забавные рисунки для оформления первого издания цикла.Созданию юмористического настроения способствует и чисто музыкальный прием, играющий большую роль в музыкальной драматургии сюиты, - пародирование уже знакомой музыки, переосмысление широко известных тем и музыкальных образов. В этом отношении наиболее характерными являются первая и последняя пьесы. Первая - "Doctor Gradus ad Par. nassum" и своим названием и пианистической фактурой пародирует хрестоматийный сборник этюдов Клементи - Таузига. Именно с серьезностью и назойливой систематичностью связан музыкальный образ доктора (горькое, но необходимое лекарство, которое нужно регулярно принимать). Иронический подтекст последней пьесы "Кукольный кэк-уок" заключается в том, что Дебюсси вводит в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды" Вагнера (произведение, которое, кстати говоря, Дебюсси очень высоко ценил, несмотря на неприятие принципов Вагнера). В "Детском уголке", нашло выражение богатое чувство юмора, - но здесь Дебюсси во многом следует традициям, разработанными русскими композиторами. В первую очередь хотелось бы вспомнить - "Картинки с выставки" Мусоргского ("Лиможский рынок", "Балет не вылупившихся птенцов", "Тюильрийский сад" из "Картинок с выставки", а также романс Бородина "Спесь"). Как известно - и видно даже по этим названиям, - многое в юморе русских композиторов связано с обращением к детям. Самый популярный в наше время русский сборник пьес для детей – это «Детский альбом» Чайковского был также наверняка известен Дебюсси. Это сочинение было создано незадолго до того времени, когда он общался с семьей фон Мекк (написано в мае 1878 года), и молодой пианист, по всей вероятности, проигрывал или проходил с детьми Надежды Филаретовны многие из этих пьес.Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто, который показал, каким открытием нового мира - души ребенка, его непосредственных реакций, его глубоко эмоциональных вопросов и своевольных ярких фантазий явился этот необычный цикл Дебюсси.Подлинно художественное произведение, как правило, обладает многоплановым образным строем. Приведенный текст Корто оказывается в высшей степени субъективным. В принципе возможны различные литературные программы, в такой же степени отвечающие содержанию этого цикла.«Детский уголок» К. Дебюсси посвятил своей маленькой дочери Эмме. В семье ее ласково называли Шушу. Девочка была очень веселой, подвижной, и, не как все дети, любила играть со своими игрушками. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленький кукольный театр, Шушу хохотала от забавных гримас кукол и клоунов, танцевавших модные тогда танцы. Вернувшись, домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. В этом маленьком театре Шушу заставляла страдать и смеяться, петь и танцевать своих любимых кукол и зверушек.Композитор К. Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей маленькой дочери, так и появилось произведение, с которым мы будем знакомиться - "Детский уголок" она включает шесть разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет свое название, за которым скрывается ее герой. Все вместе пьесы составляют особую форму сюиту. Слово "Сюита" - французское, оно означает "ряд", "последовательность". В музыке - это обычно несколько пьес объединенных общим названием. В "Детском уголке" мы как раз встречаем форму сюиты.Фортепианная сюита К. Дебюсси "Детский уголок" - произведение, в котором воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а в целом чудесный и добрый мир детства. И хотя сочинение было создано в начале века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок - любимы, близки и понятны современным детям. Преподаватель: - Сейчас прозвучит первая пьеса сюиты. Что вы услышите во время звучания музыки? "Doctor Gradus ad Parnassum""Doctor Gradus ad Parnassum" характеризуется своеобразным подходом к пародируемому оригиналу. Хотя здесь сразу же чувствуется, что первым толчком послужил инструктивный этюд, но насколько опоэтизирован и приподнят в пьесе банальный и сухой для всех пианистов образ! Это тонкая, нежная музыкальная картина, вся выдержанная в мягких пастельных красках.Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:"С первых же тактов пьесы "Doctor Gradus ad Parnassum" возникает прелестный образ ребенка за роялем, несколько насмешливый рассказ о его невинной, неравной и смиренной борьбе с однообразными сложностями вероломного Муцио Клементи. Какая тоска, какие непомерные разочарования либо непреодолимое желание развлечений из-за солнечного луча, из-за пролетающей мухи, из-за осыпающейся розы обнаруживают и неожиданные остановки и замедления от недовольства. А в заключение сколь неудержимый порыв к движению, к играм, к наконец-то обретенной свободе. "Колыбельная слона""Колыбельная слона" (оригинальное название - "Jimbo's Lulfaby" - "Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка маленькой Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего, несколько тяжеловесного существа, вызывающего, однако, самые нежные и ласковые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание колыбельной чаще всего ассоциируется с чем - то маленьким, беззащитным и нежным. У Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного, но все - таки слона. Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей пьесы низкого регистра, и нетрадиционный для колыбельной аккомпанемент в виде чередующихся больших секунд. Тяжеловесная, несколько угловатая мелодия колыбельной построена по звукам пентатоники, что придает музыке некоторый восточный колорит.Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:«в "Колыбельной слона" прекрасные истории, нежно напеваемые кроткому фетровому слону, слишком великому для укачивающих его маленьких рук.Она (имеется в виду Шушу) рассказывает ему эти истории без слов, выдумывая их для себя, - шестилетняя Шехеразада, пребывающая в чудных грезах детства, более сильных, чем действительность, более пленительных, чем волшебство. А затем ребенок ли, игрушка ли засыпает?Может быть, и ребенок, и игрушка». "Серенада кукле"Характер этой серенады подчеркивается авторским указанием: "Нужно держать левую педаль на протяжении длительности всей пьесы, даже в местах, обозначенных". При таком исполнении звучание приобретает призрачность, все становится иллюзорным.Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия иаккомпанемент, подражающий звучанию гитары или мандолины. В "Детском уголке" героиней серенады, Дебюсси сделал куклу, поэтомуперечисленные жанровые признаки заключают в себе нечто игрушечное. Весь комплекс музыкально-выразительных средств характеризует "кукольное" звучание серенады: облегченная фактура, забавная"прыгающая" мелодия, построенная на широких интервалах и предваряемаяфоршлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустыхкварт и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного иотрывистого движения:Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:«Серенада кукле»... За слегка насмешливым подражанием однообразному сопровождению - вся своенравная грация и вольная прихоть детской болтовни, которой внимает неподвижная улыбка новой куклы, застывшей в (курьезной) позе, приданной ей очередным капризом девочки». В "Серенаде кукле" можно по аналогии представить себе, что поющий серенаду вошел в роль и вдруг, забыв, что серенада предназначена кукле, дал волю человеческим чувствам. Потом, внезапно стряхнув с себя очарование, снова возвратился в "игрушечный" мир. Следующий музыкальный номер сюиты называется "Снег танцует""Снег танцует". « Танцует снег, - и грустно и приятно, прильну к окну, следить из теплой комнаты за безмятежно падающими хлопьями. Что же сталось с птицами и цветами? И когда же вновь засверкает солнце?» -поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто.Для пьесы "Снег танцует" Дебюсси избрал жанр токкаты. (к этому жанру композитор неоднократно обращался в своем фортепианном творчестве: токката из сборника "Для фортепиано", пьеса "Движение" из I-й тетради "Образов","Сады под дождем" из "Эстампо"). В основе токкаты лежит исполнительский прием - быстрое чередование обеих рук, которое создаетощущение моторности, непрерывности течения музыки. В данном же сочинении токкатный жанр отличен фактурным многообразием, очень интересной гармонической основой, благодаря которому создается особый колорит неустойчивости, недосказанности и зыбкости. Дебюсси обращается к виртуозному не ради решения технических задач. Его импрессионистическая токката примечательна, прежде всего, своим необычным образным содержанием, которое позволяет отнести "Снег танцует" к наиболее интересным и новаторским страницам "Детского уголка". «Маленький пастух» Большой поэтичностью и теплотой чарует пьеса «Маленький пастух». В ней композитор воспроизводит звучание свирельных наигрышей, но сообщает им большую реальность и эмоциональную насыщенность. В основе пьесы – два тематических элемента, имитирующих наигрыши маленького пастуха: созерцательно-печальный и хороводно-танцевальный. Несмотря на различие характера, оба напева имеют общие черты: выделение звучания тритона, причудливый и капризный ритмический рисунок, которому триоли придают ощущение свободы и непринуждённости. Можно отметить интонационные связи наигрышей с музыкальными темами более ранних произведений Дебюсси: первый наигрыш близок флейтовому лейтмотиву Фавна (Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна"), а также основной теме Сиринкс ("Пьеса для флейты соло "Сиринкс"). Пианист Альфред Корто дал поэтично описание этому произведению:"Маленький пастух" - маленький воображаемый и прелестный пастушок простодушного стада... поэзия сельских услад, молчания и далей создается вашим наивным превращением...»И последний музыкальный номер сюиты называется "Кукольный Кэк-уок""Кукольный кэк-уок" переводит в сферу танцевальной музыки, связанной с нарождающимся в это время джазом. Об интересе, который проявлял Дебюсси к этому новому искусству, свидетельствует целый ряд его сочинений, среди которых можно упомянуть пьесу "Маленький негр" (1913), а также прелюдии "Генерал Лявин, эксцентрик" и "Менестрели" (последняя была написана под впечатлением гостившей в Париже американской менестрельной труппы).И снова обратимся к поэтично программному описанию, принадлежавшему замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:«Кукольный кэк-уок" - двигается курьезный полишинель: то раздвигается, то вновь собирается; комические увертки сопровождаются таким живым смехом, таким увлекательным весельем, что рука, управляющая этой игрой, от невыразимого чувства трепещет нежностью".Оригинален заголовок пьесы: "Golliwoog's cake-walk" ("Кэк-уок Голливога"; Голливог - уродливая кукла-негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами, а также "одно из прозвищ комедийного "негра" в менестрельных представлениях").Кэк-уок как танцевальный жанр нередко выступал под другим названием - рэг-тайм (буквально, "рваный ритм"; например, рэг-тайм "Florida Cacewalk"). Приведем описание этого танца, сделанное одним из крупнейших советских специалистов в области американской музыки В.Д. Конен: "Рэг-тайм - исключительно фортепианный жанр... Фортепиано в рэгтайме трактовалось как инструмент не мелодический или гармонический, а ударный. Менестрельный пианист переносил на фортепиано принципы ансамблевой игры на банджо, подчеркивая и утрируя их. Техника рэгтайма основывалась на стаккатных звучаниях, на аккордовых кляксах, на жестких и необычайно заостренных ритмических акцентах". Преподаватель: Подводя итог нашему музыкальному уроку, можно сказать, что в "Детском уголке" царит атмосфера реальности, иногда дажесовременности ("Кукольный кэк-уок" один из первых отзвуков танцевальных ритмов XX века в европейской музыке). К. Дебюсси - один из немногих композиторов по настоящему, понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком. В этом отношении композитора можно поставить в один ряд с Шуманом и Чайковским.Сюита Дебюсси "Детский уголок" - прекрасное концертное произведение и драгоценная жемчужина педагогического репертуара.Когда знакомишься с "Детским уголком" Дебюсси, то можно сказать, что – это поэма о детях. Но, изложена музыкальная поэма вполне "взрослыми" художественно-техническими средствами. Изучение "Детского уголка" может дать ключ к пониманию музыки Дебюсси. Фортепианные сочинения Дебюсси хочется сравнить с партитурами - в любом из них на протяжении больших отрезков комбинируются многочисленные голоса, линии или целые пласты музыки. Преподаватель: Подошел к концу наш урок. Надеемся, что он останется в вашей памяти и что каждая встреча с музыкой К. Дебюсси для вас будет настоящим праздником, большим волнующим событием. О произведениях этого композитора можно рассказывать много и долго. Поэтому скажем музыки К. Дебюсси «до свидания», а это значит – до новых музыкальных встреч. Литература:1. Абрыгина Е.Е. Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками. - М., 1983.2. Вопросы фортепианной педагогики. / Под ред. В. Натансона. - М.: Музыка, 1976.3. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. - Л.: Советский композитор, 1990.4. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. - Л., 1983.5. Конен В Пути американской музыки. - М, 1965.6. Копчевский Н. "Детский уголок" К. Дебюсси. - М., 1976.7. Корто А.О. Фортепианная музыка Клода Дебюсси. - М, 1965.8. Кремлев Ю Клод Дебюсси. - М, 1965.9. Лонг М. С Дебюсси за роялем. - М.: Советская музыка, 1962, - № 8.10. Мартынов И.И. Клод Дебюсси. - М., 1964.11. Музыкальная литература зарубежных стран. / Под ред. Б. Левика. - М., 1980.12. Смирнов В. Клод-Ашиль Дебюсси. - Л.: Музыка, 1978.13. Яроциньский. Дебюсси, импрессионизм и символизм. - М., 1978.