" Пальцы помогают говорить"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Пальцы помогают говорить"
Автор: Шанина Татьяна Алексеевна

«Пальцы помогают говорить!»Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка?Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств иПоэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.Начинать работу по развитию тонкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В этом помогут разные игры.Средства развития мелкой моторикиТонкую мускулатуру рук помогут развить:Пластилин.Крупа, бусы, пуговицы.Песок.Природный материал.Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани.Карандаши, счетные палочки.Бумага.Куклы.Вода. Игры с пластилиномПластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.Что мы делаем с пластилином?Мнем и отщипываем.Надавливаем и размазываем.Скатываем шарики, раскатываем колбаски.Режем на кусочки.Лепим картинки.Готовим обед.Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.Игры с бумагойБумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.Игры со счётными палочкамиВ этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.Игры с пуговицамиЗаполните просторную коробку пуговицами.Опустите руки в коробку.Поводите ладонями по поверхности.Перетирайте пуговицы между ладонями.Пересыпайте их из ладошки в ладошку.Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор.Протяните шнурок через отверстия в пуговице.Нарядите ёлку.Игры с крупой, бусами«Ракушка» — круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.«Божьи коровки» — просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, разных по размеру и с разными наполнителями. В самой маленькой игрушке может быть песок , в средней — гречневая крупа, в более крупной — горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.Прячем ручки в крупу, массируя ладошки.«Поиграем с крупой»Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку.Изображаем дождь, град (дождь — манка, град – рис и т.д).Покормим птичек (щепоткой насыпаем крупу в тарелочку).Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы: в одну рис, в другую гречку.Вкусная кашка (превращаем руку в ложку и мешаем кашу в плошке).Найди игрушку (находим игрушку-сюрприз в крупе).Отгадай, какая крупа в мешочке.«Сухой бассейн» из гороха и фасоли.Собираем узор из бусинок и т. д.Игры с природным материаломГуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.РисованиеРисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.Игры с песком- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь?Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти. Игры с водойВозьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем и др.Игры с кукламиДля развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки. Массаж кистей рук и пальцевМассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:массаж тыльной стороны кистей рук;массаж ладони;массаж пальцев рук.Пальчиковая гимнастикаВызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.Игры с массажёрамиУпражнения с предметами для массажа:Катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.Упражнения с мячамиУчиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;катать мяч по часовой стрелке;держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания;выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.Народные пальчиковые игрыС народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепёлочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:1.Развивать речь. Ребёнок, познавая окружающий мир, развивает: мышление, воображение, память, восприятие.2.Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.3.Лучше адаптироваться в практической жизни.4.Научиться понимать многие явления окружающего мира.