Театральная деятельность
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театральная деятельность
Автор: Коробенкова Юлия Андреевна
ОСНОВЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА.Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час, рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени.Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.Итак, мы выяснили, что игра занимает центральное место в жизни человека, следовательно, все мы в той или иной степени актёры. Может быть, именно поэтому, так много мальчишек и девчонок стремятся к карьере на сцене. Как знать… Однако навыки приобретаемые в театральной студии ещё никому не помешали. Согласитесь, всегда приятно общаться с эрудированным, умеющим подать себя человеком, в арсенале которого правильное произношение и артистизм. Из чего же складывается эти навыки?За основу подготовительной деятельности воспитанников театральной студии по актёрскому мастерству мною взяты принципы обучения известного советского театрального режиссёра К.С.Станиславского.И прежде чем ребенок перейдёт к выполнению практических упражнений по актёрскому мастерству, ему необходимо усвоить следующие основные понятия.ОРГАНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ-настоящее жизненное внимание, обязательно с известной степенью интереса направленное на определённый объект. Чем интересней для нас объект, тем интенсивней наше внимание к нему. Здесь же существует такое понятие как сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, обоняние, осязание. Оно необходимое условие для органичного действия актёра на сцене. Он должен уметь согласовывать своё поведение с поведением партнёра и с окружающими его декорациями, должен рассчитывать каждое своё движение и каждый звук своего голоса, добиваясь во всем предельной выразительности при максимальной экономии выразительных средств.Внимание может быть произвольным (субъект овладевает объектом) и непроизвольным (объект приковывает внимание). Объект непроизвольного внимания актёра: зритель, сам актёр, партнёр.Упражнения на сосредоточенное внимание:«Зеркало» - повторение движений с зеркальной точность. Один из участников - «режиссер» показывает движение, «актёр»внимательно смотрит и повторяет с максимальной точностью их.Просмотр в течение краткого времени расположения 5-6 предметов на столе. Затем после изменения их местоположения необходимо восстановить первоначальное положение.МЫШЕЧНОЕ ВНИМАНИЕ – свобода поведения на сцене, отсутствие всякого зажима, достоверное перенос действий из жизни на сцену. Существует ряд упражнений, когда объектом нашего внимания становится наш физический аппарат, наши мышцы. Мы учимся, напрягать и расслаблять наши мышцы, от полной расслабленности до чрезмерного напряжения. Владение мышечным аппаратом в работе над ролью необходимо - это и походка и манера держаться в определенном образе. Количество таких упражнений весьма значительно, рассмотрим несколько из них:«Крылья» - руки словно крылья птиц делают плавный мах или частый и резкий при взлёте.«Когти» - пальцы рук словно когти орла сжимают добычу и разжимаются, бросая её на скалы.«Змея» - тело расслабленно на полу, затем медленно садитесь на корточки и резко вскакиваете на ноги.ОПРАВДАНИЕ – лежит в основе всего происходящего на сцене. Оправдание позы – каждый участник упражнения по хлопку преподавателя застывает в определённой позе. Затем эту позу необходимо оправдать, т.е. продолжить действие осмысленно и мотивированно. Подобные упражнения знакомы каждому из нас по игре «Море волнуется».ТВОРЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ – умение сочетать различные явления в совершенно новые. Ребенок должен обладать легко возбудимой творческой фантазией и в тоже время уметь управлять ею.«Сказка»- составить сказку из предложенных слов.«Сказочный герой» - изобразить сказочного героя при минимуме слов и реквизита. «Ситуация» - придумать причину опоздания на урок. СЦЕНИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ – ребёнок должен относиться ко всему происходящему на сцене, неоправданному, театральному миру, как к живой действительности. Для того чтобы найти в себе серьёзное отношение к окружающей на сцене неправде, необходимо это отношение оправдать.Упражнения на отношение:1.Возьмите любой предмет, например, шапку. Положите его на пол, представьте, что это щенок. Погладьте его, покормите, поиграйте с ним. Если ребёнок внимательно и верно будет оправдывать отношение к щенку, то его действия будут осмысленны и окружающие в шапке «увидят» щенка.2.Пройти по веревке так, как если бы она была бревном, перекинутым через бурлящую реку.3.Идете по мостовой, и вас обливает водой из лужи проезжающая мимо машина.Упражнения на отношения к партнёру:1.Каждому из детей нужно обыграть данную ему профессию таким образом, чтобы партнер понял, о чем идёт речь.2.Ребенок передает партнеру предмет, предварительно показав какое-то действие с ним (например, яблоко, предварительно откусив от него). Нужно продолжить действие, выразив свои чувства.СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – это творчество актёра, позволяющее ему действовать на сцене также правдиво, естественно и органично, как в жизни. Сценическое действие тогда становится творчеством, когда в нем присутствуют элемент вымысла и вера в возможность осуществления данного вымысла в жизни. Действие всегда должно быть искренним, живым, правдивым, где зрелищность – основа действия.Этюд «Учёная собака».Два участника распределяют между собой роли: хозяина и собаки. Собака выполняет любые команды хозяина, который в свою очередь должен быть последователен и логичен в своих приказах. Затем партнёры меняются местами.Активное сценическое действие предполагает преодоление препятствий на пути к достижению цели и является предпосылкой к борьбе. Борьба – обязательное условие развития сценического действия, которого не может быть без противоречий, конфликта, интриги, столкновения.ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ – правильное, достоверное обращение с вымышленными предметами с учётом мельчайших деталей.1.Вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу.2.Сбор грибов.3.Пожарить яичницу.СЦЕНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – активное взаимодействие актеров друг с другом и с окружающей средой. Сценическое общение следует определить как воздействие партнеров друг на друга при неразрывной внутренней связи между ними, когда малейшее изменение в поведении одного влечет за собой соответствующее изменение в поведении другого. Первые упражнения на общение рекомендуется начать с упражнений без слов.1.Упражнение «Разговор через стекло».Участники разбиваются по парам. Ведущий начинает игру словами: «Представьте себе, что вас разделяет звуконепроницаемое стекло, а вам надо передать информацию своему партнёру. Попробуйте передать информацию без слов, посредством жестов и мимику». 2.«Скульптура».Первый участник принимает какую – нибудь позу. Следующий пристраивается к нему таким образом, чтобы мизансцена была закончена.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – способность найти верное отношение к партнеру.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАРТНЁРОМ – сценическое общение, направленное на преодоление сопротивления партнёра.1.Упражнение «Броуновское движение».Участники упражнения размещаются на заранее огороженной площадке. Их задача двигаться в быстром темпе, не задевая друг друга. Постепенно пространство уменьшается. 2.«Какой я?»Упражнение выполняется в паре. В течение 30 секунд партнеры осматривают друг друга, затем разворачиваются спинами и рассказывают о партнере: какого цвета волосы, глаза, какая обувь, одежда и тд.ОРГАНИЧНОЕ МОЛЧАНИЕ – процесс органичного действия без слов, основанный на логике физических действий.ОЦЕНКА – способность откорректировать своё поведение по отношению к партнёру.ВЕРА В ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – предметно – сценические условия, в которых действуют актёры, т.е. место и время действия. Без предлагаемых обстоятельств невозможна игра актёров, а следовательно, не возможна и сама пьеса. Предлагаемые обстоятельства предопределяют место действия, время действия, образ героев: их манеру поведения, характер. Разумеется, все вышеперечисленные задания не являются догмой для занятий по актёрскому мастерству, существуют другие не менее эффективные занятия, о которых уже упоминалось в моей программе.