"Взаимодействие с семьями воспитанников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие с семьями воспитанников"
Автор: Шаулина Анжела Викторовна
Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников всредней группеПлан-программа по сотрудничествус семьями воспитанников в средней группе на 2017- 2018 учебный год.Содержание1. Пояснительная записка2. Актуальность3. Цели, задачи программы4. Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:5. Принципы взаимодействия с родителями6. Формы взаимодействия с родителями.7 . Ожидаемые результаты программы.8. Содержание работы с родителями в средней группе 2017-2018 гг.9. Используемая литератураПояснительная записка Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).Актуальность: С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами, воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Эффективность выбранных методов работы с семьёй также подтверждается данными о желании родителей участвовать в мероприятиях, предлагаемых педагогами. Программа взаимодействия с родителями воспитанников составлена с учётом образовательной программы «От рождения до школы». Результаты опроса показали, что детский сад пользуется авторитетом у родителей, они довольны отношением воспитателей к детям и к ним, отмечают, что дети с удовольствием посещают детский сад. За активное участие в деятельности ДОУ отдельные родители были награждены грамотами, Благодарственными письмами от администрации ДОУ. Цель: Создать в детском саду максимально благоприятные социально-психологические условия для сближения ребёнка с родителями на основе взаимодействия детского сада и семьи, приобщить родителей к участию в жизни детского сада и группы.Задачи: 1. Устанавливание партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями. 2. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей; 3. Практическая помощь семье в воспитании детей; 4. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания; 5. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада. Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности; совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:1. Открытость детского сада для семьи.Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. 3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.4. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьейДля реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.Традиционные формы: лекции, беседа, родительские собрания, консультирование родителей по запросу, наглядная агитация. Нетрадиционные формы: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.Инновационные:-Сайт детского сада. -Проектная деятельность Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества. Знакомлю родителей с задачами, содержанием и методами воспитания в условиях детского сада и семьи. Тематические консультации провожу, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование провожу с целью изучения семьи. На доске объявлений информирую родителей об основных событиях и мероприятиях, организованных в детском саду.Ожидаемые результаты: 1. Повысился воспитательный потенциал семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка.2. Возросло число родителей активно включенных в образовательный процесс детского сада, группы.3. Сформировано представление родителей о сфере педагогической деятельности: - о педагогической деятельности в целом; - о специфике работы с детьми 2 младшей группы; - об особенностях образовательного процесса в ДОУ;4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с детским садом.Перспективный план работы с родителями в средней группеОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайСписок литературы: 1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 267с. 2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с. 3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Центр педагогического образования». 2007. – 80с. 4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М. : ВАКО, 2011. 240 с.