Приложение к общеразвивающей дополнительной программе в области хореографии по работе с детьми с ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приложение к общеразвивающей дополнительной программе в области хореографии по работе с детьми с ОВЗ
Автор: Стафеева Елена Петровна
Приложение к общеразвивающей дополнительной программе в области хореографии по работе с детьми с ОВЗСтафеева Елена Петровна.,педагог дополнительного образования,ансамбль танца «Колокольчики»Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья и, зачастую, социального и психологического благополучия. К большому сожалению, на сегодняшний день, достаточно высок процент детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные виды нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Зачастую, на начальном этапе изменений в костно-мышечной системе многие родители, педагоги и, нередко, медики недооценивают их. Однако, на фоне этого, как многим кажется, "безобидного дефекта" развиваются такие серьёзные заболевания как сколиоз, остеохондроз, вегетососудистая дистония, возникают различные расстройства деятельности и затем заболевания внутренних органов, которые с трудом поддаются лечению и способны "отравить" всю дальнейшую жизнь. Наличие нарушения осанки, сколиоза у школьников нередко отражается и на их успеваемости. Такие дети быстрее утомляются, устают от статического напряжения мышц во время уроков, а, следовательно, чаще отвлекаются, что приводит к невнимательности, ухудшению памяти, плохому усвоению материала и как результат — неуспеваемости. Таким детям постоянно делают замечания на уроке, указывая на неусидчивость и нарушение дисциплины. Очень часто нарушение осанки сочетается с нарушением зрения.Именно хореография, может снимать перегрузки, улучшать физическое и душевное состояние детей, помогает в устранении физических недостатков посредством воздействия танцевальных движений и корригирующей гимнастики на ребенка. Хореография - прекрасное средство психотерапии. Танцевать особенно рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе. Танцы снимают все барьеры и делают ребёнка более смелым и раскрепощенным. Занятия по хореографии способствует развитию личностных качеств у детей с ОВЗ, произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности.В 2018-2019 учебном году в ансамбль танца «Колокольчики» поступили дети со следующими особенностями в развитии:Протасова Мария (нарушение зрения, кифоз, сколиоз, гипертонус мышц);Золотухина Софья (нарушение эмоционально-волевой сферы, мышечная гипотония).Степанова Вика (кифоз, сколиоз, мышечная гипотония).Жукова Валерия (нарушение эмоционально-волевой сферы, мышечная гипотония, нарушение координации).Поступившие дети в основном с нарушением опорно-двигательного аппарата, и повышенной гиперактивностью. Для них характерно ограничение двигательного диапазона, быстрое переутомление, потеря интереса к учебному процессу, рассеянное внимание, поэтому в занятия с детьми с ОВЗ включается тренаж (комплекс подобранных упражнений), который способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность.При работе с детьми с ОВЗ в 1 полугодии 2018-2019 учебного года проводилась работа по решению следующих задач: 1. Достижение запланированных по освоению обучающимися дополнительной образовательной программы «Первые шаги», «Танцевальная мозаика», «Озорные Топотушки»» 2. Применение оценочных материалов по достижениям детей с ОВЗ, которые соответствуют их образовательным потребностям. 3. Оценка темпов изменчивости жизненной компетенции каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с остальными учащимися.4. Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ (беседы и обсуждение по изучаемой теме с педагогом, индивидуальная помощь в процессе выполнения). 5. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками (взаимообучение и взаимопомощь в группе). 6. Развитие способностей детей с ОВЗ посредством организации общественно полезной деятельности (участие в праздниках, творческих и познавательно-развивающих конкурсах, художественно-творческих проектах социокультурной деятельности, концертах). 7. Закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; 8. Обеспечение развития гармоничного его телосложения: правильная осанка, развитие двигательных качеств, танцевальной и умственной работоспособности; 9. Тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 11. Формирование художественно-образного восприятия и мышления. 12. Использование в рамках образовательного процесса передовых, научно обоснованных коррекционных технологий, инновационных методик, которые ориентированы на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Особенности построения дополнительных занятий с данной категорией детей по программам: «Первые шаги», «Танцевальная мозаика», «Озорные Топотушки» Изучение и закрепление программного материала с использование разных форм организации на занятиях по хореографии;Использование тактильно-мышечной наглядности, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку, натянуть стопу;Использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмичного движения), соблюдая при этом особенно важный момент предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами с последующим включением их в игры, пляски и хороводы.Самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут…); Разучивание упражнений на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация В начале учебного года на занятиях по музыке наблюдались следующие проблемы у детей с ОВЗ:1) отсутствие работоспособности и интереса к результатам деятельности;2) негативная реакция на замечания, на тактильный контакт, обидчивость;3) проблемы с памятью и устойчивостью внимания; 4) гиперактивность;5) отсутствие самокритики (нежелание увидеть неправильное исполнения того или иного движения, глядя на своё отражение в зеркале) ;6) низкий уровень развития познавательных процессов - ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.На занятиях хореографии компенсация недостатков развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью танцевальных упражнений и движений с применением различных атрибутов, это: мячи, ленты, обручи, флаги, платочки, палантины. В дальнейшем эти атрибуты активно используются в постановках народных и детских танцев. Использование различных атрибутов вызывает у детей дополнительный интерес к постановке. Безусловно, работа с предметом является более сложным процессом и требует отдельной работы, благодаря которой развиваются координационные возможности, поэтому использование атрибутов на занятиях с детьми с ОВЗ – обязательный элемент. Для устранения недостатков опорно-двигательного аппарата у детей с ОВЗ необходима постоянная работа, так, как только систематические занятия соразмерно развивают осанку, способствуют устранению ряда физических недостатков: лордоза, кифоза, сколиоза, косолапия, выпуклости грудной клетки. укрепление мышц: 1-Координация – т.е. согласованность движений: любая поза, любое движение требует координации. Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками, репетициями. 2-Сила мышц и выносливость – т.е. способность, как можно дольше выполнять мышечную работу. 3-Пластичность и гибкость – т.е. способность выполнять упражнения с большой амплитудой. 4-Моторная память – запоминание, усвоение и воспроизведение предложенного движения.На занятиях большое внимание уделяется эмоционально-чувственной составляющей, проводятся музыкально-ритмические игры и разучиваются упражнения с элементами импровизации. Это раскрепощает детей и дает возможность проявить себя эмоционально и творчески:-Игры со звуками: дети закрывают глаза и после прослушивания повторяют звуки, заданные педагогом (хлопки, стук, топот, щелканье и т.д.);-Произвольный танец пальчиков на столе под предложенный музыкальный отрывок;- Упражнения на импровизацию: «распускающийся или увядающий цветок»; ветерок- «тёплый и ласковый» или «холодный и порывистый» и др.; -Создание танцевального этюда, согласно заданному образу и характеру музыкальной композиции. Новый материал, для хорошего усвоения, делится на маленькие порции и закрепляется на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяя усвоенное в разных упражнениях, комбинациях и танцевальных зарисовках.План работы с детьми ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата и повышенной гиперреактивностью на занятиях по хореографииРезультаты исследования уровня сформированности умений и навыков в области хореографии детьми с ОВЗ (4 ученика)ансамбля танца «Колокольчики»Выводы: Коррекция и способы устранения, наиболее часто встречающиеся у детей физических недостатков, с которыми сталкивается педагог при поступлении детей в хореографические объединения учреждений дополнительного образования могут потребовать достаточно длительного периода. Поэтому в коррекционных занятиях доминирующим является принцип системности, требующий регулярных занятий, не допускающий неоправданных перерывов. Поскольку коррекционные воздействия могут происходить при условии неизменного порядка упражнений, их многократного повторения. Лишь систематически планируемая, целенаправленная работа позволит эффективно решать задачи коррекции и оздоровления детей. Так как нет возможности заниматься с такими детьми ежедневно, то большую часть работы ребёнок должен выполнять самостоятельно, дома. В результате целенаправленной работы, на конец первого полугодия 2018-2019 учебного года улучшились некоторые показатели детей с ОВЗ. У Протасовой Марии, Золотухиной Софьи, Степановой Виктории наблюдается небольшое снятие мышечных зажимов, укрепляется мышечный аппарат, увеличилась растяжка ног и спины, улучшилась пластика. Они заинтересованно, с удовольствием работают на занятиях, не обижаются на замечания и исправляют свои ошибки, выполняют домашние задания на отработку упражнений, танцевальных элементов, движений и комбинаций. У Жуковой Валерии улучшилось музыкальное восприятие и взаимодействие между движениями и музыкой, она неплохо выполняет задания на импровизацию, но физические результаты незначительные, т.к. она часто пропускает занятия, а в силу своего возраста, не понимая важности самостоятельной работы, не занимается дома. Данная работа будет продолжена и во втором полугодии и найдет своё отражение в индивидуальном дневнике каждого ребёнка, для дальнейшего отслеживания его личностного развития.