Художественно-творческие социокультурные проекты, как одна из инновационных технологий в педагогической деятельности.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественно-творческие социокультурные проекты, как одна из инновационных технологий в педагогической деятельности.
Автор: Чуруксаева Тамара Яковлевна

Художественно-творческие социокультурные проекты, как одна из инновационных технологий в педагогической деятельности.Чуруксаева Тамара Яковлевна., МБУДО г. Иркутска ДДТ№2Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность. Стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых. С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился и ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей. С другой стороны, взрослые отдалились от детей, и они остались в стороне от деятельности общества. В последние годы резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Давайте рассмотрим причины создания этой ситуации. Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых. Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, и даже нарушению психического здоровья ребенка. Сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить, как: сокращение времени для общения родителей с детьми. Взрослые отделяются от своих детей и всё чаще гаджеты занимают все сознание ребенка, он предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Современные мультфильмы наполнены совершенно непонятными персонажами, большим количеством драк. Дети потеряли интерес к добрым, поучительным сказкам, не знают их и не могут назвать главных героев известных сказок. Происходит утрата социально-нравственных ориентиров, а ведь это основа всех основ в воспитании наших детей. Таким образом, перед нами вторая большая проблема - проблема социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Поэтому, чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на совсем маленьких детей – детей младшего школьного возраста, постараться не упустить благодатное время воспитания, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом. И от того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.  Пути решения обозначенных выше проблем мы видим в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании школьников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на этом этапе детства закладывается основная база развития человека. И какими взрослыми людьми они станут, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. С целью включения школьников в социум и приобретение социально-коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, рекомендуем использовать такую технологию личностно-ориентированного обучения, как художественно-творческие проекты социокультурной деятельности. Реализация художественно-творческих проектов, представляет собой:
  • совокупность целенаправленно организованных практических мероприятий творчески-ориентированной направленности, объединенных единой художественной идеей создания качественно новых продуктов творческой деятельности;
  • совместную, интеллектуальную работа, предполагающую включение в творческий процесс каждого из участников проекта;
  • составление сценарного и исполнительских планов;
  • обсуждение жанровых, музыкально-драматургических особенностей;
  • подбор музыкального ряда концертно-сценического номера;
  • демонстрацию конечного творческого продукта;
  • включение в круг общения не только самих участников художественно-творческого процесса, но и слушательской (зрительской) аудитории.
  • В основе художественно-творческого проекта социокультурной деятельности на макросоциальном уровне лежит модель «Наращивание потенциала образовательной организации», которая позволяет педагогическому сообществу совместно создавать «готовые и комплексные решения» для формирования образовательной среды, через социально - культурное проектирование.Социально - культурное проектирование - это многоаспектный процесс и особая сфера межличностного взаимодействия, которая обладает следующими параметрами: оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей; имеет вероятность реальных преобразований всех участников, освоение ими социальных навыков; использует принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности; взаимодействует на основе доверия, поддержки и взаимного партнерства.Всё это способствует тому, что при реализации данной проектной деятельности происходит объединение возможностей сил, потенциала всех участников образовательного процесса и социальных партнеров для достижения поставленных целей, установление прочных и эффективных связей не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами. Именно это и было положено в основу совместной проектной деятельности нашего педагогического сообщества при создании художественно-творческих проектов социокультурной деятельности «В гостях у сказки», "Наши пернатые друзья", «Песенный хоровод Владимира Шаинского», «Гэсэр» (бурятский эпос), «Секрет для маленькой компании» -творчество Юнны Мориц.Совместная творческая деятельность обучающихся при реализации данных проектов помогает почувствовать практическую значимость получаемой информации, усвоить опыт коллективной творческой деятельности, максимально раскрыть творческие способности личности ребенка, развивает образное мышление, формирует хороший вкус. Специфика художественно-творческих проектов социокультурной деятельности, определяет возможности для усвоения культурных коммуникативных норм, ценностей, моделей поведения, позволяет выстроить безбарьерное общение, а также способствует развитию межкультурного взаимодействия, участия и воплощения на различных сценических площадках отдельных концертных выступлений или концертно-сценических номеров, в рамках масштабных социокультурных проектов, таких как фестивали, конкурсы, смотры. Примером этому может служить участие наших творческих коллективов в следующих мероприятиях: Байкальский международный АРТ-фестиваль «Виват, талант» - ансамбль «Колокольчики» (танец «Утушки»); художественная выставка «Родные просторы» - объединение «Фантазия» (детские творческие работы); Открытый областной конкурс творческих работ «Бессловесные друзья», номинация фотоконкурс «Животные в природе" - родители, дети; фольклорный конкурс-фестиваль «Красная горка» - ансамбль «Соловушки»; «День Байкала» - объединение «Ступеньки к успеху» - презентация материала по защите Байкала (педагог, родители, дети).Нами разработаны оценочно-результативные критерии и показатели эффективности в рамках реализации социально - культурного проектирования. Среди основных критериев эффективной реализации художественно-творческих проектов социокультурной деятельности можно выделить следующие:
  • развитие профессионального мастерства педагогов;
  • обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса;
  • повышение степени удовлетворенности качеством дополнительного образования субъектов образовательного процесса;
  • повышение уровня внешней оценки качества образования организаций участников взаимодействия;
  • формирование инновационного поведения субъектов образовательного процесса;
  • появление новых педагогических практик;
  • готовность педагогов к эффективной реализации дополнительных общеразвивающих программ обеспечение преемственности дополнительных программ;
  • выявление, поддержка и развитие одаренных детей;
  • доступность и участие в реализации проекта детей с ОВЗ
  • Художественно-творческий проект социокультурной деятельности - это интеграция уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности, приобщение к совместной деятельности, шаг на сближение и взаимопонимания между старшим и подрастающим поколением. Каждый из нас когда-то был ребенком, и сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через свой педагогический опыт мы с уверенностью можем сказать на сегодняшний день основная задача каждого из нас помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это маленькое крохотное создание, то завтра он станет вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты. Список литературы:
  • Богданова Р. У. Проектирование и реализация программы «Свободное время детей и учащейся молодежи»: методические материалы. – СПб.: Информатизация образования, 2002.
  • Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организации при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
  • Голованов, В. П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в социокультурных условиях., - М.: Центр «Школьная книга», 2001.
  • Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография / под ред. А. В. Золотарёвой, С. Л. Паладьева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
  • Дополнительное образование детей. - учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  • Золотерёва А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2014.