Активизация речевого развития ребнка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация речевого развития ребнка
Автор: Литвинова Оксана Владимировна

Активизация речевого развития ребенка.Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку. К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять. Пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей:1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.Зелёный -…дом, помидор.Зимняя -…одежда, рыбалка.Домашнее -…печенье, задание.3. Скороговорки - языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.Проворонила ворона воронёнка.Ткёт ткач ткани на платье Тане.5.«Общие слова».1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду… 2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…6.«Четвёртый лишний».Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.7. «Посчитай». Считаем всё, что можнопосчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблокапять красных яблок и т.д.8.«Скажи наоборот».Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.Глаголы: пришёл- …, нырнул- …Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.Наречия: далеко-…, высоко- …9. «Подбери слово»Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)10. «Большой - маленький».Ребёнку предлагается назвать ласково,н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.11. «Отгадай загадку».Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)12. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.13. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?14. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - … 15. «Расскажи стихотворение».Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.16. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.