Рабочая программа
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа
Автор: Белякова Ольга Анатольевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №24»Принято на педагогическом советеПротокол №__от «___»___2015г. «Утверждаю»Заведующий МБДОУ «Детский сад №24» ________________Набиуллина Т.И.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ОБЩОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕНОСТИНА 2018-2019УЧЕБНЫЙ ГОДРазработала:воспитательБелякова О. А.г. Вышний Волочек2018 г.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ1. Целевой раздел.1.1. Пояснительная записка1.2. Нормативно-правовая база1.3. Цели и задачи реализации программы1. 4. Принципы и подходы к формированию программы1.5. Характеристики особенностей развития детей Средняя группа (от 4 до 5 лет)1.6. Планируемые результаты освоения программы2. Содержательный раздел2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.2.2. Система воспитательно-образовательной работы по областям:2.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие».2.2.3. Образовательная область «Речевое развитие».2.2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».2.2.5. Образовательная область «Физическое развитие».2.3. Формы организации образовательной деятельности.2.4. Планируемые промежуточные результаты.3. Организационный раздел.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда.3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении3.3. Методическое обеспечение и средства обучения и воспитания.3.4. Материально-техническое обеспечение программы.3.5. Планирование (учебный план, модель образовательной деятельности, расписание НОД и т.д.)3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Традиции жизни группы и праздники1. Целевой раздел.1.1. Пояснительная запискаРабочая программа дошкольного образования является документом, представляющим модель образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного и речевого направления развития детей» сокращённое название - МБДОУ «Детский сад № 24» (далее – МБДОУ). Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).Программа направлена на:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.Программа учитывает:1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет, способствует развитию личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности, и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования воспитанников (далее - образовательные области):социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно-эстетическое развитие;физическое развитие.Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Она спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.1.2. Нормативно-правовая база Программа разработана воспитателями группы в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитаниюи социальным заказом населения:Законом Тверской области от 7 мая . № 56-ЗО "Об образовании в Тверской области" (с изменениями от 6 мая ., 3 февраля, 23 декабря .), принят Законодательным Собранием Тверской области 24 апреля 2008 годаФедеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября . № 1155);Письмом от 5 августа . № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента Государственной политики в сфере общего образования»Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа . № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13)Уставом МБДОУ «Детский сад № 24», утвержденного Постановлением ГОроо от 11.01.2012 года (далее – Устав)Лицензией на образовательную деятельность № 93 серия РО № 047071 от 09.07.2012 г., регистрационный № 567.1.3. Цели и задачиреализации программы.Цель и задачи деятельности МДОБУ по реализации Программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой комплексной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьёвой, С.Г. Якобсон и программой «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой (с 2 мес до 3 лет)., приоритетным социально-личностным направлением развитием детей, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цельрабочей программы является:сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;способствовать своевременному и полноценному психологическому развитию каждого ребёнка;обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.Задачи:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, ловкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.развитие игровой деятельности; формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.); формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях); формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.); формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём); формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.). развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям); воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека.формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям). формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы как предпосылки экологического сознания. формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;практическое овладение воспитанниками нормами русской речи. развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству. приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству; развитие музыкально-художественной деятельности.Задачи по реализации Программы согласно (ФГОС ДО):охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;1. 4. Принципы и подходы к формированию программыПредставляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования Программы:Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС: 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.3. Уважение личности ребенка.4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.Основные принципы дошкольного образования:1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.5. Сотрудничество ДОУ с семьей.6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.Принципы, сформулированные на основе особенностей воспитания, образования и развития детей от 4 до 5 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьёвой, С.Г.Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования, а именно:принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников; принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.1.5. Характеристики особенностей развития детейСредняя группа(от 4 до 5 лет)В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастаетобъём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.Анализ состава, потребностей и приоритетов семьи.1.Состав семейВсего: 27 семуй-полных, с родственными отношениями _________21________________________-неродственные отношения _________________ нет______________________-неполные семьи ___________________________ 6 ________________________ -другой вид ______________________________нет_______________________2.Образовательный уровень родителейВсего:___________48родителя___________________________________________ Высшее образование _10 _______________________________________________Средне специальное __37 _______________________________________________Ниже среднего ______ 1 _____________________________________________3.Характер взаимоотношений в семье (результаты наблюдений)-благополучный____________27семей______________________________________-формально-благополучный _______________________________________-неблагополучный ____________ нет ______________________________________4Уровень психолого-педагогической грамотности родителейВысокий _50__%; средний _50__%; низкий_0__%5.Потребности семьи в дополнительных образовательных услугах:-физкультурно-оздоровительных _____________10%семей ______________-развитие художественного творчества _________9%семей _______________-развитие музыкально-ритмических способностей ____10%семей __________-театрализованная деятельность ____________________________1% _______-другое ____хотят заниматься с логопедом ______70%семей _______________6.Приоритеты родителей в области их педагогической грамотности-в теоретических основах медико-психолого-педагогических знаний __1чел. ____-в теории и методике образования детей дошкольного возраста ____21чел. ______-в целевых ориентирах и задачах МБДОУ, группы ___________________________ -в образовательных программах _____________20чел. ______________________-конкретных формах, методах и приемах образования детей дошкольного возраста ___________________________________________________________-в вопросах обеспечения прав ребенка _____________________________________-в других вопросах дошкольного образования ___________________________7.Приоритеты родителей в образовательных целях:-общее образование по возрасту ___40_____________________________________-коррекция развития ____________1 _____________________________________8.Удовлетворенность семьи образовательным процессом (по итогам прошлого года) в МБДОУсоставляет _____________100% _________________________________________9.Оценка актуального состояния и развития детей группы выявила уровень образованности детей на начало годаВысокий ____30 ____%; средний ___59 ____%; низкий ___11 ___%1.6. Планируемые результаты освоения программы По итогам освоения Программы «Радуга» ребёнок: имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям;у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография); владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов; самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью; заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы; общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его; способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия; соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.); имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении; интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи; инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях; обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности; доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам; осознаёт себя гражданином России; психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности; хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости; имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других; обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.2. Содержательный раздел2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.Обязательная часть Программы составлена на основе обязательной (основной) программы:программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьёвой, С.Г. Якобсон, Формируемых (дополнительных) программ:«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.В. Стеркина;«Наш дом природа» Н.А. РыжоваОбязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.2.2. Система воспитательно-образовательной работы по областям:2.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Содержание образовательной области«Социально-коммуникативное развитие»2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие».Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.Содержание образовательной области«Познавательное развитие»2.2.3. Образовательная область «Речевое развитие».Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Содержание образовательной области«Речевое развитие»2.2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).Содержание образовательной области«Художественное эстетическое развитие»2.2.5. Образовательная область «Физическое развитие».Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).Содержание образовательной области «Физическое развитие».Формы работы по образовательной области«Речевое развитие»Формы работы по образовательной области«Художественное эстетическое развитие»Формы работы по образовательной области«Физическое развитие»2.4. Планируемые промежуточные результаты.Ребёнок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.Проявляет интерес к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договариваться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задат много вопросов поискового характера. Начинает появляться уважение к старшим, называет по имени и отчеству.В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет свою роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов – заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками.Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета.Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.Речевые контакты становятся более длительными и активными.Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребёнок использует средства интонационной речевой выразительности. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая своё отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передаёт эмоциональные состояния людей и животных.Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребёнок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий.В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.Отличается высокой активностью и любознательностью. Задаёт много вопросов поискового характера, стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем: с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенностей объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.Имеет представления:- о себе: знает своё имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол, осознаёт некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать у взрослого некоторые сведения о своём организме;- о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, прошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;- о государстве: знает название страны и города, в котором живёт. Хорошо ориентируется в ближайшем окружении.Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и привычными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.) С помощью взрослого ребёнок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.3. Организационный раздел.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:реализацию различных образовательных программ;учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей.Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.2) Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.3) Полифункциональность материалов даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;4) Вариативность среды обеспечивается за счёт наличия в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.5) Доступность среды:обеспечена доступность для воспитанников, где осуществляется образовательная деятельность;свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;исправность и сохранность материалов и оборудования.6) Безопасность предметно-пространственной среды находится в соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. На 1 сентября вся предметно-развивающая среда соответствует требованиям программы «Радуга». Зоны будут пополняться в течение года, по мере прохождения нового материала(настольно-печатными играми, дидактическими играми, оборудованием для сюжетно-ролевых игр, мини-лаборатории).3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.Режим пребывания детей в дошкольном учреждении определяется:- режимом организации жизнедеятельности детей- организацией питания и графиком приёма пищи- организацией образовательной деятельности- системой физкультурно-оздоровительной работы- работой специалистов дополнительного образования- системой взаимодействия ДОУ с социумомОрганизация жизни детей опирается на определённый суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. Пребывание детей осуществляется в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социальным заказом родителей. В ДОУ особое внимание уделяется:- соблюдению баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.);- проведению гигиенических мероприятий по профилактике утомляемости детей с учётом холодного и тёплого времени года, изменениями биоритма в течение дня, недели, активности в течение суток.Режим дня возрастной группы с 4-5 лет на тёплый периодРежим дня возрастной группы с 4-5 лет холодный периодМодель двигательного режима для детей 4 -5 лет3.3. Методическое обеспечение и средства обучения и воспитания.1. Основная общеобразовательная программа «Радуга». Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научн. рук. Е.В. Соловьева.– М. : Просвещение, 2010. – 111с.2. Воспитание, образование и развитие детей 4 – 5 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» . Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 192с.3.Доронова Т.Н. Сделаю сам:дидакт. Альбом для занятий по ручному труду с детьми ст. дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006. – 39 с.: ил., 5-е изд., переработанное.4.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.: ил.5. Гербова В.В. Учусь говорить – М.: Просвещение, 2007. – 65 с.: ил.6. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников – М.:Просвещение, 2009. – 69 с.: ил.7. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду – М.: Просвещение, 2007. – 98 с.: ил.8. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте – М.: Просвещение, 2009. – 54 с.: ил.9. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.: ил.«Наш дом природа»1.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Модели организации экологической работы в детском саду. М.Карапуз 2001 г.2. Рыжова Н.А. Не просто сказки.М.Линка-Пресс 2002 г.3. Рыжова Н.А. От Акации до Ясеня. М. Карапуз-Дидактика. Сфера 2006 г.4. Рыжова Н.А.,Логинова Л. Мини-музей в детском саду. М. Линка-Пресс 2008 г.«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князев О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Програмно-методические материалы по развитию социально-коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс 2003 г.СтеркинаР.б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное (демонстрационное) пособие по формированию навыков умения вести себя безопасно при общении с другими людьми, сверстниками во время игр, на улицах города и в домашней обстановке. М.: Просвещение 2000 г.3.4. Материально-техническое обеспечение программы.Созданные в МБДОУ условия способствуют реализации Программы и соответствуют требованиям предъявляемым к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.Для успешной реализации Программы в ДОУ обеспечены следующие психолого-педагогические условия:1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;7) защита детей от всех форм физического и психического насилия <1>;8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);2) оптимизации работы с группой детей. Наполняемость групп определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:1) обеспечение эмоционального благополучия через:непосредственное общение с каждым ребенком;уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;развитие умения детей работать в группе сверстников;4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:создание условий для овладения культурными средствами деятельности;организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;оценку индивидуального развития детей;5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.В целях эффективной реализации Программы созданы условия для:1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.В Организации созданы возможности:1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564)3.5. Планирование (учебный план, модель образовательной деятельности, расписание НОД и т.д.)Непосредственно образовательная деятельность в группах детей дошкольного возрастаМБДОУ «Детский сад №24», реализующего основную общеобразовательную программу воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» авторов Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва,С.Г.Якобсон на2015-2016.гГодовой календарный график образовательного процессаНепосредственно образовательная деятельность в средней группе МБДОУ«Детский сад №24» на 2015 – 2016 г.Комплексно-тематического планирование воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №24» на 2015-16 у.г.Средняя группа3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.Традиции жизни группы и праздникиТрадиция «Утро радостных встреч» Это традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведённых дома, в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими переживаниями и впечатлениями. Традиция «Сладкий вечер» («Сладкий час») Эта традиция проводится в среду во время полдника. Учитывая значение культуры дружеской совместной трапезы для социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, мы предлагаем форму чаепития. Во время приятного чаепития может завязаться непринуждённая дружеская беседа детей с педагогами и друг с другом. Содержание бесед обычно отражает те проблемы, которые волнуют детей в данный момент. Помните, что эта традиция не подразумевает предварительного планирования педагогом темы для разговора и не должна превращаться в образовательное мероприятие! Праздники Традиционными общими праздниками являются: три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны; общегражданские праздники — Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день. Для детей старшего дошкольного возраста также предлагаются: различные профессиональные праздники, международные праздники экологической направленности (Всемирный день Земли, Всемирный день воды, Международный день птиц, Всемирный день моря), международные праздники социальной направленности (Всемирный день улыбки, Всемирный день «спасибо» и т. п.) — по выбору педагогов. Планируются также совместные досуговые события с родителями: концерты, выставки семейных коллекций, фестивали семейного творчества, «Встречи с интересными людьми», спортивные праздники. Общекультурными традициями жизни детского сада используются следующие формы: выводить детей старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии; создавать условия для интересного и приятного общения со старшими и младшими детьми в детском саду; показывать детям кукольные спектакли силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации); организовывать праздники-сюрпризы; проводить музыкальные концерты, литературные вечера, художественные творческие мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).Традиции-ритуалы«Утреннее приветствие» (общегрупповой ритуал). Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе в круг и проводит утренний ритуал приветствия (с опорой на игру, стишок), выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день. В ритуал включается обсуждение планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает пожелания детей, делится с ними своими планами, и принимается согласованное решение на основе обсуждения всех предложений. «Круг хороших воспоминаний» Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня (не стоит переживать, если вначале дети будут не очень разговорчивы). После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.«Для всех, для каждого» Мы не можем требовать, чтобы все дети одинаково хорошо относились друг к другу. Но воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример равно доброжелательного отношения ко всем. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых вы сами распределяете поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие «сеансы» преследуют цель на доступном для данного возраста уровне создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы» следует проводить не реже одного раза в неделю. «День рождения» В группе выработан единый сценарий, который будет реализовываться при чествовании каждого именинника. Он включает особые элементы костюма — плащ или корону именинника, специальные красивые столовые приборы, праздничную салфетку на стол, специальный «трон» (украшенный стул с высокой спинкой). Педагоги используют выбранную какую-нибудь традиционную хороводную игру, например «Каравай»; разучивают с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки. Если вы решите, что в группе будете преподносить подарки, они тоже должны быть одинаковыми или сделанными руками детей. «Стиль жизни группы» Индивидуальный подход понимается как целенаправленное, осознанное выстраивание педагогами пространства свободы и выбора, предоставленного ребёнку: необходимо считаться с тем, что дети делают всё в разном темпе и для некоторых естественным является медленный темп выполнения всех действий, в том числе, например, приёма пищи; необходимо уважать предпочтения и привычки ребёнка в той мере, в какой это возможно без вреда для здоровья: всегда кто-то из детей не любит какие-то блюда, кто-то хочет в данный момент заняться каким-то своим делом и т. п.; в детском саду для всех взрослых должен действовать запрет на то, чтобы обижать или оскорблять ребёнка.ПРИЛОЖЕНИЕ