«Значение пальчиковых игр для развития ребенка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Значение пальчиковых игр для развития ребенка»
Автор: Лещенко Екатерина Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №21 «Сказка»«Значение пальчиковых игрдля развития ребенка»Консультация для родителей подготовила Лещенко Е.И.Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребенком пальчиковой гимнастикой. Что ж такое пальчиковая гимнастика?Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика: такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письмаДля пальчиковых игр вы можете использовать любые стихотворения и песенки, потешки и сказки. Играйте с ребенком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.Начинаем с разминки:Покатаем шестигранный карандаш между ладошками:«Карандаш в руке катаю, Между пальцами верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу».Теперь массируем каждый пальчик:«Мышка мыла мышам лапку –Каждый пальчик по порядку.Вот намылила большой,Сполоснув потом водой.Не забыла и указку –Смыв с нее и грязь, и краску.Средний мылила усердно –Самый грязный был, наверно.Безымянный терла пастой –Кожа сразу стала красной.А мизинчик быстро мыла –Очень он боялся мыла…Теперь можно перейти и к самим упражнениям.1. Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я.Вот и вся моя семья.Раз, два, три, четыре, пять,Мы идем грибы искать.Этот пальчик в лес пошел,Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал,Этот пальчик только ел.Оттого и потолстел.2. упражнения для пальцев статические, т.е. простое изображение предмета:Стул.Ножки, спинка и сиденье –Вот вам стул на удивленье.(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).Флажок.Я флажок в руке держуИ ребятам им машу.(4 пальца – вместе, а большой палец опущен вниз).Цепочка.Пальчики перебираемИ цепочку получаем.(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.)Зайка.Ушки длинные у зайки,Из кустов они торчат.Он и прыгает и скачет,Веселит своих зайчат.(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)3.Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):Солим капусту.Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)Мы морковку трем, трем, (кулачки трем друг о друга)Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)Мы капусту мнем, мнем. (пальчики сжимаем и разжимаем).Стираем платочки.Мы платочки постираем,Крепко, крепко их потрем. (трем кулачок об кулачок)А потом повыжимаем,Мы платочки отожмем. (движение «выжимаем белье»)А теперь мы все платочкиТак встряхнем, так встряхнем. (встряхиваем кисти рук)А теперь платки погладим,Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)