Интегрированные занятия в дополнительном образовании
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные занятия в дополнительном образовании
Автор: Сгибнева Елена Петровна
Сценарий учебного занятияНазвание и форма занятия: Методологическая разработка учебного занятия в системе дополнительного образования по теме "Путешествие в Индию".Возрастная категория обучающихся: разработка рассчитана на аудиторию обучающихся 8-9 лет подготовительного отделения ДХШ.Дата проведения: сентябрь 2018.Место проведения: с.КваркеноЦелевые установки: дать детям понятие о многообразии представлений народов мира о красоте. Сравнить традиционные образы русской и индийской культур. Познакомить с деталями индийского национального костюма, флорой и фауной, архитектурой. Познакомить с терминами "сари", "мехенди", "тюрбан" и другими малоизвестными детям значениями индийских наименований.Вид деятельности: рисунок и живопись.Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся со спецификой индийского искусства, национального костюма; научатся изображать образы Индии в рисунке и живописи, создадут творческую работу.Оборудование: формат А2, гуашь, доска, маркеры.Дидактические материалы: презентация, фото.Техническое оснащение: компьютер, интернет-ресурсы, ТВ.Ход проведения занятияМотивация: заинтересовать детей темой занятия, сделать средой обитания ребенка-искусство, рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.Ранее учащиеся получили знания о правилах композиции, жанрах и видах искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, изображение человека), которые будут успешно применены на данном занятии (метод рефлексии).Основная частьВ связи с тем, что данное занятие рассчитано на 6 академических часов, оно разбито на 2 блока каждый по 3 часа.Первый блок- На основе предыдущих занятий на которых осуществлялось знакомство детей с искусством Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси провести параллель с искусством Индии. Показать обучающимся, что в каждой стране есть свои представления о красоте и она проявляется в образах природы, портретах населяющих ее людей, в их одежде, архитектуре и праздниках. Каждый народ-художник и Индия не исключение. У этой страны есть свои художественные традиции, помогающие ее жителям создавать подлинные произведения искусства и украшать ими свою жизнь.-Провожу беседу о географическом расположении Индии и ее климате, флоре. В Индии очень богатая растительность и большую часть её территории покрывают джунгли – заросли почти непроходимых вечнозелёных тропических лесов. Там великое множество разнообразных растений, увитых лианами деревьев, пышных ярких цветов и зреющих плодов. Растения Индии – чудесные, они манят туристов и жителей страны своей яркостью, необычностью, целебными свойствами. Показывая слайды презентации предлагаю ребятам заполнить формат элементами индийского пейзажа. Используя знания о правилах композиции дети под моим руководством постепенно заполняют лист характерными для Индии деревьями, горами, лианами и т.п.-Далее провожу беседу о любознательности русского народа, о русском путешественнике Никитине, иллюстрируя свой рассказ показом слайдов. Любимым видом изобразительного искусства индусов является скульптура.Скульптурность архитектуры и её насыщенность скульптурным убранством – важная черта индийского искусстваОсобенно много скульптур в храмах. Индийские художники стремились в изваяниях и настенной храмовой живописи охватить жизнь очень широко, во всех её проявлениях. Это Тадж-Махал – мавзолей в Индии – усыпальница любимой жены властителя Индии Шах-Джехана. Он был построен между 1632 и 1653 годами. Этот мавзолей – яркий образец восточной архитектуры, он неподражаем и сказочно прекрасен. В зависимости от времени дня и соотношения света и тени он меняет свой облик и по-разному воздействует на наблюдателя.Дети знакомятся с видами архитектуры и по предложению преподавателя дополняют свой рисунок архитектурными элементами. Таким образом создается фон для будущей композиции.-На третьем уроке, ссылаясь на записки" Хождение за три моря" Никитина, веду рассказ о национальной одежде индусов, о ремеслах, индийском танце, национальных блюдах и о священных и символичных представителях богатой фауны страны. Вкратце затрагиваю тему религии как неотъемлемой части жизни индусов. Провожу беседу с детьми о книгах Р.Киплинга "Маугли" и "Рикки Тикки Тави" и о советском мультфильме по мотивам индийских сказок "Золотая антилопа". В джунглях живут обезьяны, пантеры, прекрасные, стремительные олени, клыкастые кабаны Бабирусса. Царствуют благородные семейства слонов. Наводят ужас грозные тигры.Люди там особенно чувствуют себя частью природы.Из растений джунглей делают прекрасные красители, и смуглые черноволосые женщины надевают разноцветные яркие сари – длинные лёгкие покрывала, название которых созвучно слову «шаль». Но самое главное в индийской одежде – украшения. Их подсказывает роскошь природы.. И, как всегда у древних народов, украшения имеют значения оберегов от тайных дурных сил и злых лесных демонов. Ожерелье – это символ вечности, нескончаемого круговорота жизни.Браслеты надевают не только на запястья, но и внизу ног, где кончаются лёгкие шаровары. К браслетам на ногах подвешивают колокольчики, и во время танца они звенят. Индийский танец – одно из главных достоинств Индии.Предлагаю учащимся на переднем плане расположить фигуры людей и животных используя мини подтемы: "Едем на слоне", "Факир", "Танцовщица", " Продавец фруктов" и т.п. Попутно обращаю внимание на красоту линии и возможность получить красивый рисунок без решения в цвете (в случае, если ребенок по какой то причине пропустит следующие 3 часа).Второй блокНа следующем 3-х часовом занятии, уточнив изображение, приступаем к работе в цвете, обсуждаем способы выделения композиционного центра. Для этого нам понадобятся ранее полученные знания о теплой и холодной гамме, о тоновом контрасте.Настраиваю детей на последовательность выполнения задания на примере индийского руководства для художников. Ученики слушают: «В древнем индийском руководстве для художников говорится о том, что вначале надо сосредоточиться и представить себе образ, который хочешь создать, потом надо мысленно в него превратиться, ощутить его чувства, и только тогда приступить к выражению его в материале»Повторяем правила работы гуашью (метод рефлексии). Работу ведем от общего к частному. Затем переходим к деталировке, уделяя внимание одежде, чертам лица и т.д. На заключительном этапе обобщаем работу и проводим просмотр рисунков, подводим итоги.Воспользовавшись методом рефлексии, повторяем и закрепляем полученные знания.Для тех же детей, которые отсутствовали на первом 3-х часовом занятии заранее ставится натюрморт из экзотических фруктов, характерных для Индии. При этом можно использовать драпировки и предметы посуды с национальным орнаментом страны. Таким образом дети без проблем входят в рабочий процесс и активно участвуют в нем одновременно с остальными.ЗаключениеЯ считаю, что данная методическая разработка прекрасно решает вопросы о толерантности, воспитывает в детях уважительное отношение к людям другой национальности и их культурному наследию чего так не хватает в современном мире; способствует развитию творческого воображения и пространственного мышления. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоцииК данной методической разработке прилагается мультимедийная презентация.Перечень использованных источниковБонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, М., 2002Всеобщая история искусств, М., 1961Древняя Индия: страна чудес. Энциклопедия исчезнувших цивилизаций, М., 1997Религии мира. Энциклопедия для детей, М., 2002Тюляев С.И. Искусство Индии, М., 1988