Экологическое воспитание дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание дошкольников
Автор: Казагашева Людмила Викторовна

Экологическое воспитание дошкольниковКакова роль природы в экологическом воспитании дошкольников?  Природа – первый источник эстетического воспитания ребёнка. Наблюдая природу, дети учатся видеть, понимать и ценит её красоту. Окружающая среда является не только источником развития ума, но и средством воспитания нравственных чувств детей. Самым действенным средством для этого будут наблюдения объектов природы, участие в труде, что повышает экологическую воспитанность детей. Расширять представлений о явлениях природы, правилах поведения в ней, растительном и животном мире, взаимосвязях  в природе; развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитать умение бережно относиться к своему здоровью, - вот самые главные задачи, которые ставит экологическое воспитание.Необходимость экологического воспитания продиктовано самой жизнью. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Процесс этот сложный и длительный, поэтому следует  начинать воспитание экологической культуры с раннего детства, когда закладываются все основы нравственности и общей культуры личности человека.Цели, которые ставит экологического воспитания детей:
  • Развивать у детей наблюдательность, внимание  и любознательность в процессе        ознакомления с природными явлениями.
  • Способствовать развитию эстетического воспитания в процессе ознакомления с природой.
  • Воспитывать интерес и любовь к растительному и животному миру.
  • Упражнять в определении состояния погоды (солнечно, дождливо, ветрено и прочее).
  • Расширять представления о наиболее распространённых растениях и животных родного края, учить распознавать их по внешнему виду и правильно называть. Знать о культурных растениях, уметь их различать по форме стеблей, листьев, колосков и т.п.
  • Знакомить детей с изменениями жизни животных и зверей в  разное время года.
  • Давать понятия о движении воздуха о переходе воды в твёрдое состояние и обратно в зависимости от температуры воздуха.
  • Все задачи и цели экологического воспитания детей дошкольного возраста решаются в повседневной жизни в процессе наблюдений, выездов на природу, работе на приусадебных, дачных участках, во время рассказывания и чтения художественных произведений, просмотра телепередач, художественных,  документальных, учебных фильмов.Всё-таки ведущей формой деятельности детей является игра, в которой ребёнок естественным образом  усваивает различные сложные представления о явлениях природы и её закономерностях. Игры способствуют углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Рассмотрим несколько экологических игр: 1. «Назови одним словом». Взрослый перечисляет лесных или домашних животных (волк, лиса, олень, белка и т.п.), ребёнок должен сказать, что это «дикие животные». Таким же образом происходит игра с названием деревьев, цветов, птиц и прочее.2. «Знаешь ли ты грибы» — беря картинку гриба, дети называют гриб и уточняют съедобный он или нет.
  • «Угадай, чей голос?» — кто-нибудь за ширмой или дверью имитирует голоса животных, птиц, а дети должны угадать и назвать животное, зверя, птицу.
  • «Кто быстрее?» — устраиваются соревнования между ребёнком и взрослым или между детьми. Даются картинки с изображениями деревьев, кустарников, ягод, зверей, птиц и прочее. Далее – задания: собрать лесную поляну,  ягодную поляну, лес, лесные грибы и т.п. Кто быстрее?
  • Игра-импровизация «Обитатели космоса» — имитировать движения космонавтов в невесомости под музыку.
  • «Угадай растение» — взрослый даёт описание знакомого растения, а ребёнок должен угадать. После каждого описания желательно давать новые знания об известном растении.
  • Формирование экологического воспитания дошкольников происходит при наблюдениях и прогулках  в парк, лес, где уместно загадывать детям загадки о птицах, зверях, грибах, ягодах, деревьях, кустарниках и т.д., читать стихи – например — вы гуляете по весеннему парку, вспомните с ребёнком какое стихотворение о весне. Сами почитайте стихотворение или расскажите рассказ. Интересны так же игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста познавательного и природоведческого характера:
  • Игра с мячом. Ребёнок бьёт мяч и на каждое движение называет зверя (растение, птицу).
  • «Растения огорода. Сада, леса» — проводятся аналогично.
  • «Что будет, если…?» — здесь даются задания, связанные с охраной окружающей среды, типа: «Что будет, если в речке мыть машину? А если много машин?»
  • Знакомьте детей с планетами, животным и растительным миром, произведениями искусства. Систематизируйте знания ваших детей о явлениях природы, среде обитания зверей, животных, птиц, о взаимосвязях  живой и неживой природы. Воспитывайте желание охранять и оберегать окружающую нас природу. И тогда наша планета станет ярче, чище и прекраснее.