Зачем нужна педагогическая диагностика
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зачем нужна педагогическая диагностика
Автор: Озерова Лариса Николаевна
Зачем нужна педагогическая диагностика Л.Н. Озерова, МБОУ СОШ № 3, г. Ноябрьск ЯНАО Педагогическое диагностирование на этапе школьного старта помогает учителю выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций, т.е. тех функций, которые существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, счета, чтения, а также в значительной мере определяют полноценность усвоения всего учебного материала на начальном этапе обучения. Для чего нужна педагогическая диагностика? Опираясь на педагогические критерии, учитель определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития. Диагностика помогает своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптационных нарушений или их начальное проявление. Учитель обосновывает требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, определяет объем и виды педагогической помощи. Диагностическая деятельность важна и необходима для целесообразной организации работы, которую ведет учитель. Все особенности человека формируются и проявляются в деятельности, в ней он раскрывает и реализует себя. Отношение ребенка к учебной деятельности, умение включиться в нее, организовать ее – все это составляет важнейшие характеристики личности человека. Изучение учеников в разнообразных видах деятельности способствует наиболее полному выявлению их индивидуальных особенностей и способностей. Систематические наблюдения за детьми позволяют ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят ли сдвиги, как воспринимает помощь и др. Разностороннее изучение ребенка включает также изучение условий его жизни в семье, в том числе и в дошкольные годы. Когда формируется 1 класс, в его состав добавляются дети из разных дошкольных учреждений не только микрорайона, но и города. Взяв таких детей, я проанализировала их готовность к обучению. Оказалось, что в классе имеется группа детей с низким уровнем интеллектуального развития. Началось тесное сотрудничество с психологом начальной школы, которая провела диагностику детей на определение степени и структуры школьной незрелости и ее причин. Я, как учитель, собрала необходимую информацию о детях в период первичной адаптации к школе (сведения о состоянии здоровья, о неблагоприятных микросоциальных условиях и т.д.). На основе рекомендаций психолога я составила план коррекционно-развивающей работы с детьми и освоения ими общеобразовательного стандарта. Эффективность построения учебной работы достигается за счет резервов. Скрытых в отборе содержания, в структурировании учебного материала. Вот некоторые направляющие принципы в этой работе:усиление практической направленности изученного учебного материала;опора на жизненный опыт ребенка, на объективные внутренние связи в содержании изучаемого (как в рамках одного предмета, так и межпредметные);определение и соблюдение объема изучаемого материала, выполнение требований необходимости и достаточности;включение в содержание учебного материала, коррекционно – развивающего блока, предусматривающего восполнение опыта познавательной деятельности;развитие общедеятельностных, интеллектуальных умений (фонематическое восприятие, анализ и синтез, пространственное восприятие, координация движение и т.п.).На подготовительном этапе, помогающем развивать ориентировку в пространстве, дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Большим успехом пользуется игра «Муха». В центре квадрата, разделенного на 9 небольших квадратов, находится «муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в переделах поля. Постепенно темп перемещений «мухи» ускоряется. Глядя на игровое поле (а затем и с закрытыми глазами), дети определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась. Во время такой работы дети четко усваивают пространственную ориентировку. Теперь можно предложить им упражнения по рисованию орнаментов и букв. Позже устраиваю графические диктанты по дорисовыванию какой-либо фигуры, предмета. Таким образом развиваются зрительное восприятие, слух, внимание, ориентировка в пространстве. Для развития концентрации внимания на уроках чтения, окружающего мира использую такое задание: детям предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. При выполнении задания получают навыки самоконтроля. По мере овладения игрой правила усложняются, меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и другие буквы (обводят кружком, отмечают галочкой). Применяю на уроках и игру «Найди отличия», которая способствует развитию навыка внимания. Даны два изображения, необходимо сравнить их и найти некоторые отличия. Еще одно задание: в беспорядочном наборе букв встречаются слова. Детям необходимо как можно быстрее и без ошибок отыскать их. Ряд игр и заданий служат развитию памяти детей. Так например:называю слова в единственном числе, а учение говорит во множественном числе;называю ряд цифр, который дети должны воспроизвести;говорю начало пословицы, ученик продолжает.Что бы лучше развивалась речь детей, даю задание на заучивание стихотворений, пересказ, скороговорки, игры в слова (дополни слово, составь слово и др.). Большую роль отвожу на уроке развитию моторики. Это задания на срисовывание образцов, узоров, заполнение штриховки, вырезание по контуру. Часто дети строят фигурки из пальцев и проговаривают небольшие четверостишия. Формами учета результатов обучения и воспитания школьников служат «Дневник наблюдений», «Журнал школьной успешности», «Педагогическая карта ученика» и др. В своей педагогической деятельности я использую методы диагностики, которые считаю необходимыми для учителя: беседы с учащимися и их родителями, анкетирование, ежедневное наблюдение, тестирование. В связи с этим определились вопросы для «Дневника наблюдений»: охотно ли ребенок учится; ответственно ли относится к учению; переживает ли за свои неудачи в учебе; стремится ли к улучшению своих результатов; активен ли на уроке, дисциплинирован ли; умеет ли организовать себя в работе на уроке. Родителям задаю следующие вопросы на консультационном родительском часе (родитель может всегда подойти в определенное время по своему желанию): как ребенок преодолевает трудности в работе; сколько времени тратится на чтение; способен ли сам себя проверить и найти возможные ошибки ? Изучение ребенка и его диагностирование не самоцель, а средство определяющее направление для своевременной индивидуальной коррекционной помощи ребенку.