"Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"
Автор: Никифорова Ольга Викторовна

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "БЕЗ ЭКОЛОГИИ, ДРУЗЬЯ, НАМ ПРОЖИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ"Оглавление:
  • Пояснительная записка:
  • 1.1. Актуальность1.2. Идея проекта1.3. Новизна инновационного проекта.1.4. Тип проекта.1.5. Сроки реализации проекта.1.6. Адресация проекта. Участники проекта.
  • Целепологание
  • 2.1. Цель проекта.2.3. Задачи проекта.
  • Ожидаемые результаты проекта.
  • 4.Стратегия реализации проектной идеи:     4.1. Организационно  -  подготовительный этап.
  • 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
  •     4.3. Третий этап – заключительный.5.Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая)      6.Заключение.
  • Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
  • Отчет о реализации проекта
  •  11.Список литературы и интернет сайтов.
  • Приложение.
  • Пояснительная записка
  • В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнори-ровать.Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознатель-ного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень куль-туры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в эко-логии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
  • Актуальность
  • Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества  выход из сложившейся ситуации.Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему цен-ностей взаимоотношениях с природой:- осознание ребёнком себя как части природы;- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам внезависимости от наших симпатий и антипатий;- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на при-мерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);                                                    -          формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
  • Идея проекта.
  • 2017 год объявлен годом защиты экологии в России, в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный  этой дате, для реализации  проектной деятельности  педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда,  являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
  • Новизна.
  • Новизна проекта заключается в том, что он нацелен  на работу как педагогов,  детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Между-народного  экологического  календаря. Данный проект интегрирован в разработан-ный годовой план мероприятий, посвящённых году Экологии в России (2017г.).  Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий,  обеспечивающих эффективность воспитательного процесса,  личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
  • Тип проекта
  •  – познавательно – исследовательский,  практико – ориентировочный, долгосрочный.1.5. Сроки реализации проекта.По времени: долгосрочныйСроки реализации: январь – декабрь 2017 год.1.6. Адресация проекта.Проект адресован  на совместную работу педагогов МАДОУ ДС КВ №62 с   детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей с января по декабрь 2017 год.Участники проекта: педагоги,  дети, родители  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский  сад комбини-рованного вида № 62
  • Целеполагание.
  • 2.1. Цель:- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологичес-кого мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования лич-ности человека.           2.2.Задачи проекта.- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении  исследовательскими методами познания природы;- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы,   пони-мание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничто-жать то, что не возможно создать;- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живо-му, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмо-ционально - положительного отношения к окружающему  миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
  • Ожидаемые результаты проекта.
  • У детей сформируются:
  • - экологические знания, экологическая культура;- сознание важности природоохранных мероприятий;- навыки правильного поведения в природной среде;- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.У родителей:- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;- гармонизируются детско-педагогические отношения;- повысится уровень экологической культуры личности.У педагогов:- повышение профессионализма; - внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями по   экологическому воспитанию.4.Стратегия реализации проектной идеи.   1 этап. Организационно-подготовительный.2 этап. Основной. Реализация проекта.3 этап. Обобщающий    4.1. Организационно  -  подготовительный этап.
  • Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  • Анкетирование родителей.
  • Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  • Составление плана реализации проекта. 
  • Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Поиск различных средств достижения целей;
  • Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  • Создание дидактического и методического материала
  • 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
  • Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и  включает в себя:
  • Работу с детьми.
  • Работу с родителями.
  • Работа с детьми:
  • непосредственно - образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.
  • Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике .
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»
  • Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:Игровая деятельность экологического содержания:- сюжетно-ролевые игры;- дидактические игры;- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры                             - театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:ход за растениями и посадками в группе;- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.Продуктивная деятельность:        
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.
  • Музыкально – досуговая  деятельность,  экологические праздники.Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:- спортивные, подвижные  игры;спортивные досуги, праздники экологического содержанияОрганизация и проведение с детьми с привлечением взрослых: природоохранных акции на тему:- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)- «Огород круглый год»- «Цветник на подоконнике»- «Сохрани подснежник»- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)-  «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»- «Посади дерево и сохрани его»- «Спасем елочку».Выставок творческих работ на тему:- «Сохраним подснежник»- «Природа и творчество»- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото - работы)- «Цветущий май» (Фото - работы)- «Краски осени» (Фото - работы)
  • Работа с родителями:
  • - проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;- анкетирование;- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания; - информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;привлечение к участию в природоохранных акции;- проведение праздников, развлечений;привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тема-тические мини - проекты), выстроенной согласно датам Междуна-родного  экологического  календаря и посвящённый году экологии в России. 4.3. Третий этап – заключительный.- Презентация проекта.- Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.- Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.- Создание выставки методического и творческого материала.- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.5.Оценка результатов проектной деятельности (предпологаемая).Дети:освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;-  повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;-  у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.Родители:– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;– принимают активное, живое участие в жизни группы;– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  экологического воспитания детей; – проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры; – осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качествПедагоги:- личностный и профессиональный рост; самореализация.- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.6.Заключение.         Во время реализации  проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему   миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями)  сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании при-родных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безо-пасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей,  как части нрав-ственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине,  её природным богатствам.          Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей          в деле воспитания будущих граждан страны в целом.