Школьный музей как средство формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся на уроках литературы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьный музей как средство формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся на уроках литературы
Автор: Коликова Яна Александровна

Коликова Яна Александровна, учитель русского языка и литературыГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова Выборгского района Санкт-ПетербургаШкольный музей как средство формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся на уроках литературыПри проведении уроков литературы могут быть использованы элементы музейной деятельности. В лицее № 623 им. И.П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга уже 19 лет существует музей «Подвиг милосердия», который является площадкой для проведения уроков литературы, внеклассных мероприятий по предмету, конкурсов чтецов.Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов, духовно-нравственного и патриотического воспитания.Наиболее эффективными формами работы школьного музея являются массовые, групповые и индивидуальные занятия. К массовым формам относятся экскурсии (обзорные, тематические, интерактивные), встречи с участниками войны, свидетелями исторических событий, музейно-педагогические занятия, занятия краеведческой направленности, временные выставки, встречи с интересными людьми, передвижные выставки. Групповыми формами работы являются создание видеофильмов и музейных экскурсий. Большое значение уделяется подготовке актива школьного музея. Экскурсоводами выступают школьники лицея. Под руководством заведующей музея Радушиной Е. В. ребята составляют тематические экскурсии, которые проводятся достаточно часто и отражает историю появления и развития сестринского дела, Международного комитета Красного Креста. Разделы экспозиции посвящены подвигу врачей, медицинских сестер, сестер милосердия, не жалевших своих сил и жизни ради спасения других. Активом музея были разработаны следующие музейно-педагогические занятия: Музейно-педагогическое «Здоровьесберегающая сила слова»рок памяти «День Героев Отечества»;Урок памяти, посвященный дню полного снятия блокады Ленинграда «Это нужно не мертвым, это нужно живым»;Урок памяти «Дети-герои»;Писатели-врачи в русской литературе.Одной из задач патриотического воспитания учащихся на уроках литературы является формирование потребности в постоянном общении с историческим прошлым родного края посредством использования материалов музея. При изучении произведений о Великой Отечественной войне, о Крымской войне 1853-1856 года, о блокаде Ленинграда и первых послевоенных лет, дети лучше усваивают материал, если видят перед собой документы, личные вещи, альбомы с воспоминаниями героев Великой Отечественной войны. Музейные экспозиции- живые свидетели происшедшего - позволяют достичь нравственной высоты. Во время изучения произведений Великой Отечественной войны, произведений о блокаде Ленинграда на уроках литературы материалы о наших земляках-героях дают большую возможность понять и приблизиться к тому времени . Часто в лицей приходят ветераны Великой Отечественной войны, которые с удовольствием делятся своими воспоминаниями с учащимися. В музее заведена книга отзывов, в которой посетители не раз с благодарностью отзывались о работе, проделанной ребятами. Изучаемые трагические события истории нашей страны, жизнь и деятельность отдельных личностей, встреча с ветеранами вносят огромный вклад в интеллектуальное, нравственное и патриотическое воспитание, формируют у детей гражданские чувства, чувство долга, чести и ответственности.Гражданско-патриотическому воспитанию учащихся нашей школы также способствуют классные часы, конкурсы чтецов, тематические викторины, проводимые в музее.Особенностью нашего музея состоит в том, что он даёт возможность для реализации и социализации учащихся. Он стал центром повышения мотивации учеников к стремлению к чему-то новому, интересному, к занятию исследовательской деятельностью. Школьный музей оказывает большое воздействие на развитие личности учащихся нашего лицея, позволяет им раскрывать и реализовывать на практике свои знания и умения.