"Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Автор: Нечаева Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №148»Использование мнемотехники при заучивании стихотворений детьми дошкольного возраста.Воспитатель МБДОУ №148Нечаева Ольга Сергеевнаг. Оренбург, 2018г.Слайд 1В связи с введением ФГОС в образовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов, где главенствующее значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Учитывая особенности ФГОС, вся работа по речевому развитию дошкольников, должна быть построена в системном углублении и обобщении личного опыта ребенка; освоении новых, сложных способов познавательной деятельности. Реализовать задачу речевого развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника.Слайд 2При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как, искажение смысла стихотворений, дети могут изменять порядок слов, нарушая при этом художественную форму. Процесс заучивания или запоминания стихотворений затягивается. Дети при рассказывании забывают стихи и пытаются припомнить их, возникают паузы, в результате теряется интонационная выразительность.Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, то есть применяем метод мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру. Слайд 3Методика использования мнемотехники включает в себя четыре этапа:I этап: Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов.На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные и пр. слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Также здесь необходимо вводить заранее слова, которые будут необходимы, при заучивании конкретного стихотворения. Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря.Слайд 4II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек, мнемотаблиц к стихотворениям.Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей собственной схемы. Слайд 5III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. После проделанной работы детям предоставляется возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки. Слайд 6IV этап: Детское проектно-творческое моделирование.На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности. Слайд 7 Требования к мнемотаблице:
  • знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
  • знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются.
  • Слайд 8При выборе текста нужно учитывать возрастные особенности:
  • В младшем возрасте малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. В данном возрасте мнемосхемы даются детям готовые. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. После заучивания мнемодорожки в младшем возрасте используются в основном в индивидуальной работе с детьми.
  • Слайд 9
  • С детьми среднего возраста происходит постепенный переход от мнемодорожек к мнемотаблицам. Количество мнемосхем в них увеличивается до 7-8 к концу года. В среднем возрасте, так же как и в младшем, дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. Пройденный материал необходимо постоянно повторять. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.
  • Слайд 10
  • В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используются в основном символы, так же при составлении мнемотаблиц можно использовать буквы, например, явления, времена года (весна-В), цифры.
  • Слайд 11Объем произведения для заучивания с помощью метода мнемотехники:1-2 четверостишия для младших групп;2-3 четверостишия для средних групп;3-4 четверостишия для старших групп;4-5 четверостиший для подготовительных групп.Слайд 12Предлагаю рассмотреть, в чем различие классического метода заучивания стихотворений и метода заучивания стихотворения с использованием мнемотехники.Классическая методика:1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей).2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.3. Беседа по содержанию.4. Чтение с установкой на запоминание 5-6 раз (в старших группах можно предложить детям назвать отрывки, которые им очень понравились).Слайд 13Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице с младшими дошкольниками:1. Подбор стихотворения согласно возрастным особенностям; чтение стихотворения воспитателем.2. Беседа по содержанию, разбор новых слов.3. Рассматривание готовой таблицы (созданной взрослым).4. Чтение стихотворения взрослым с опорой на символы.4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)5. Рассказывание стихотворения с опорой на символы самими детьми с небольшой помощью взрослого.6. Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми с опорой на схему.Слайд 14Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице со старшими дошкольниками:1. Чтение стихотворения воспитателем.2. Беседа по прочитанному, разбор новых слов.3. Кодирование текста: на начальном этапе с помощью воспитателя, позднее – самостоятельно детьми.4. Проговаривание текста с опорой на таблицу.5. Рассказывание стихотворения без таблицы.Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.Слайд 15Результаты работы с мнемотаблицами:У детей: появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.Мнемотехника представляет собой игровой тренинг, а так как игра является основным видом деятельности дошкольника, эта технология позволяет в интересной и доступной форме развивать интеллект ребенка.Практическая частьА сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.Слайд 16 Задание Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили. Ответ:С. Есенин «Белая береза»Белая береза Под моим окномПринакрылась снегомТочно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.А заря ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.