Кейс- технология на уроках физики
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кейс- технология на уроках физики
Автор: Юдакова Ольга Михайловна
Юдакова О.М.Учитель физики, МБОУ СОШ №1 «Гармония», г.КумертайКейс технология Как Ушинский, а может Шаталов, Я новаторски в школе тружусь. Лишь бы времени в сутках хватало, Я сгореть для детей не боюсь. Современные требования к подготовке обучающихся ставят школьное образование в условия, когда решению поставленных задач не соответствуют рамки традиционного школьного образования. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Достойное место в формировании ключевых компетенций могла бы занять кейс-технология. Если традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, то кейс-технология – на научение чему-либо, т.е. на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблемы, имеющей практическое значение, решение которой выглядит однозначным, лишь на первый, поверхностный взгляд.В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, или, хотя бы, иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач. Цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотелии умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях. Задача : воспитание личности, человека, умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Для учителей работающих в школе очевидно, что учащиеся имеют разные способности к усвоению предмета. Психолого-педагогическое изучение данного вопроса показало, что высокий уровень усвоения имеет до 5%, средний уровень 77-80%, низкий уровень 15-17%. Соответственно мотивация к изучению предмета была приблизительно такая же. Поэтому возник вопрос о повышении этих показателей. Для решения поставленной задачи использовались методы :Разноуровневый подход к решению задач;Проектно-исследовательская деятельность;Работа в малых группах.Но, недавно встретился с кейс-методом, который включает в себя элементы практически всех вышеописанных технологий и основан решении ситуационных задач из жизни.Данный метод способствует успешному решению образовательных и воспитательных задач. Кейс - технология ( case study -"разбор конкретных ситуаций”)«Родиной» данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году. Что такое кейс:Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "подвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.Кейс – технологии в учебном процессеТрадиционно в процессе обучения школьники накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Не секрет, что в реальности ситуация принципиально иная: жизненные и профессиональные задачи неизвестны заранее, никто не формулирует их в стандартной форме учебных задач. Более того, чаще всего эти задачи «замаскированы» множеством сопутствующих событий и фактов.Начиная со школьной скамьи, важно использовать такие технологии, которые помогали бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод).При анализе конкретной ситуации особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет ученикам развивать навыки групповой, командной работы, навыки анализа и планирования, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. При изучении конкретной ситуации или примера ученик должен вжиться в эти обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть, а также определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Кейс – технологияЭто метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Метод кейс - технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения. Акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!Цель данного метода - научить обучающихся, самостоятельно анализируя информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.– развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.Задача кейс – технологии - совместными усилиями группы проанализировать конкретную ситуацию и выработать практическое решение поставленной проблемы или жизненной ситуации. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Источники кейсовКейс представляет собой результат отражательной деятельности учителя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Схематически их можно отразить следующим образом: Например: источник – реальная жизнь «Свои выходные Виктор Петров, молодой инженер компьютерной фирмы, впервые проводил в деревне у родственника – егеря лесхоза «Шипов лес». Рано утром егерь ушёл в лес, покормить зверей, а Виктор, проснувшись, решил пробежаться на лыжах, полюбоваться красотами зимнего пейзажа. Молодой человек из двух пар лыж выбрал новенькие, длинные и узкие, а на другие, старые и широкие, даже не обратил внимания. Неприятности начались почти сразу. Снег был глубокий и рыхлый, идти было очень неудобно. - Какой я всё-таки молодец, догадался надеть лыжи! – подумал Виктор и повернул обратно.» Вопросы к кейсу : - Действительно ли «молодец» Виктор Петров? - Какую важную ошибку допустил молодой человек? Источник - Художественная и публицистическая литератураАннушка! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!.. Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его соскользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящего к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.»(М.Булгаков. «Мастер и Маргарита».) Вопрос: Почему так произошло? Что помешало устоять Берлиозу? Какую роль сыграло подсолнечное масло? Средства массовой информации: «Москва. 28 декабря. 2010год. Вследствие гололедицы с травмами различной степени тяжести в больницы поступило 128 человек.»Почему так произошло? Анализ научных статей:«Когда плывёшь по Телецкому озеру от его туристической «столицы» - посёлка Артыбаш, красочной красоты виды сменяют друг друга, словно в калейдоскопе. Облик озера меняется по несколько раз в сутки. В лучах утреннего солнце оно кажется малиновым, в ясный день – голубым, в сумерки чёрным, как дёготь, а в лунную ночь его вода сияет, как расплавленное золото».Вопросы:Почему происходит изменение окраски озера в течение суток?Какое явление отвечает за это?Статистические материалы:Определение влажности в разных помещениях в разное время Вопросы:Во всех ли кабинетах влажность воздуха соответствует нормам?Что происходит с влажностью воздуха в кабинетах с течением времени?Что необходимо для того, чтобы поддерживать влажность воздуха в пределах нормы? Интернет Методы кейс технологииМетод инцидентов Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»).Игровое проектирование.Ситуационно-ролевая игра.Метод дискуссии.Кейс – стади.В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть Например:«18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колёса начали буксовать и поезд остановился.»Вопросы к тексту:Почему возникла такая проблема;Каковы причины данной проблемы;Какие решения данной проблемы вы можете предложитьМетод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»).Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития. Ситуационно-ролевая играЦель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.Ролевая игра – способ расширить опыт участников анализа, предъявляя им неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять позицию (роль) участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.Отличительная особенность ролевых игр состоит в том, что участнику выдаётся не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Такая игра называется сюжетной (сценарной). Таким образом, ролевая игра – по заданному сценарию, который требует знакомства с материалом ситуации, вхождения в заданный образ, перевоплащения. Урок - ролевая игра по физике: "Производство, передача и использование электрической энергии"Метод дискуссииДискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.Кейс – стади.Самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций – глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них. Подводя итог использования кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей учеников на уроках