Лекарственные растения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекарственные растения
Автор: Жаркова Лариса Семеновна
Проект «Лекарственные растения»Тема: Лекарственные растения.Вид проекта: Познавательно-творческий.Срок реализации: Кротко-срочный (с 13.08.2018 по 17.08.2018).Участники проекта: Жаркова Л.С. – воспитатель, дети 4 – 5 лет – группа №11.Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые произрастают на площадке природы ДОУ.Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и был разработан экологический проект «Лекарственные растения».Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.Задачи:• Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.• Активизировать словарь детей, побуждая их задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;• Стимулировать желание применять в игровой деятельности полученные знания;• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку.Методы исследования:• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;• Наглядные: демонстрация картинок;• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания.Предполагаемый результат: • Прочитали отрывки из рассказов «Огород на опушке» А. Стрижева, А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.;• Дети знают и находят лекарственные растения;• Умеют отгадывать загадки о них;• Проявляют творчество в процессе рисования красками.Предполагаемые продукты проекта:• Оформление выставки рисунков «Лекарственные растения»;• Создание альбома «Лекарственные растения» (гербарий). Содержание проекта:I этап1. Беседа «Лекарственные растения»Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.2. Игра «Съедобное - Несъедобное»Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.3. Чтение литературных произведений:• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.• А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.• Заучивание загадок и стихов о растениях.4. Опыты и поисково-исследовательская деятельность:1. На территории детского сада ищем полезные растения.2. Наблюдаем, как растут лекарственные растения. 3. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…». Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем. II этап 1. Наблюдение «Ромашка» Цель: познакомить детей с лекарственным растением - ромашка, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы ромашке, для того чтобы она росла. 2. Наблюдение «Наш верный друг – мать- мачеха»Цели: познакомить детей с лекарственным растением - мать- мачеха, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы мать - и - мачехи, для того чтобы она росла. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. 3. Наблюдение «Лопух» Цель: познакомить детей с лекарственным растением - лопух, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы лопуху, для того чтобы он рос. 4. Наблюдение «Крапива» Цель: познакомить детей с лекарственным растением - крапива, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы крапиве, для того чтобы она росла. 5. Наблюдение «Пижма»Цель: познакомить детей с лекарственным растением - пижма, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы пижме, для того чтобы она росла. 6. Наблюдение «Тысячелистник»Цель: познакомить детей с лекарственным растением - тысячелистник, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы тысячелистнику, для того чтобы он рос. 7. Наблюдение «Календула»Цель: познакомить детей с лекарственным растением - календула, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы календуле, для того чтобы она росла. 8. Наблюдение «Одуванчик»Цель: познакомить детей с лекарственным растением - одуванчик, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы одуванчику, для того чтобы он рос. 9. Дидактическая игра «Вершки корешки»Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.Одуванчик – листья, кореньРомашка – цветыМать - и - мачеха – листьяЩавель – листья, стебель, молодые стрелкиЛопух – листья и корни10. Целевая экскурсия по территории детского сада.Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.Предварительная работа:Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.Словарная работа: Отвар, настой, лекарственные растения.Ход экскурсииВоспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек (показываю ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти лекарственные растения, которые мы с вами знаем.Цветами можно не только любоваться,Ведь лес как сказочное царство!Здесь кругом растут лекарства!В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.А зачем и как лечить, я могу вас научить!Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в ваших краях?Я приготовила для вас загадки, а вы с помощью моих загадок отгадаете, и найдите эти растения.1. Злая как волчицаЖжётся как горчицаЧто это за диво?Это же ….Воспитатель: Правильно, конечно же, крапива.Загадка следующая:2. Каждый лист мой любит тропкиУ обочины дорогОн однажды людям добрымРаны вылечить помог. (Подорожник)Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог.3. Стоят в поле сестрички –Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)Это лечебный цветок. Вот несколько советов:- Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.- Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…Следующая загадка:4. На зелёной хрупкой ножкеВырос шарик на дорожкеВетерочек прошуршалИ развеял этот шар. (Одуванчик)Воспитатель: В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье.Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад.11. Занятия по ИЗО деятельности:- «Лекарственные растения» - рисование.Цель: учить детей передавать характерные особенности лекарственных растений. Вывод: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.