конспект урока русского языка в 3 классе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока русского языка в 3 классе
Автор: Давыдова Ольга Анатольевна
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Системно-деятельностный подход на уроке русского языкапо теме: Правописание мягкого знака после шипящихна конце имён существительных»Выполнил: Давыдова О.А.,учитель начальных классовМОУ «СОШ с.Заветное»СодержаниеI.Введение…………………………………………………………………………3II.Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»…………………………………...4III.Заключение……………………………………………………………………10IV.Литература………………………………………………………………...….11ВведениеФедеральный Государственный образовательный стандарт ориентирует на достижение не только предметных образовательных ресурсов, но и прежде всего на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности. В связи с этим, возникает необходимость создания, развития качественно новой личности.Мы, учителя современной школы, должны не только вооружить учащихся определённым набором знаний, умений, но и помочь каждому ребёнку проявить свои способности, развить личностные качества: инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Поэтому необходимо формировать положительную мотивацию учения, использовать новые различные подходы к обучению, методы и формы: когда ребёнок учится думать, добывать знания, а не принимать их в готовом виде. Большое внимание уделяется постановке проблемных вопросов, созданию проблемной ситуации.Урок русского языка, представленный в данной разработке, планируется в 3 классе в 3 четверти в системе уроков «Начальная школа 21 века», относится к типу «Урок «открытия» нового знания». Он имеет важное значение в общей системе уроков обучения русскому языку и несёт не простое усвоение детьми нового знания, а самостоятельное «открытие» его детьми в результате их собственной деятельностиТема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имёнсуществительных»Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака уимён существительных с шипящим звуком на конце;2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;3) Учить учебному сотрудничеству;4) воспитывать интерес к русскому языку.Ход урокаI. Организационный момент.II. Актуализация знаний, умений.1.Чистописание.Отработка соединений ья ль ью ьё бь ьи- Какие виды соединений вы будете использовать в данном случае?(Нижнее -ья, среднеплавное -ьё, верхнее –ль,ью,бь,ьи)- Напишите, правильно соединяя.- Прочитайте предложение. Встречаются ли эти соединения в словах данного предложения? (Да)Мал .чик Ил . я кормит вороб . ёв крошками.- Запишите это предложение, вставив пропущенные буквы.Оценка каллиграфических умений ( + или - )- Какую букву вставили?2. - Какова роль Ь в этих словах? (ь – показатель мягкости согласного, ь – разделительный).- Давайте вспомним, в каких случаях пишется ь - разделительный?- А в каких случаях пишется ь - показатель мягкости?- Докажите выбор написания мягкого знака. (Мальчик – смягчающий ь,Илья, воробьёв – разделительный ь)Оценка работы класса.3. - Подтвердите свои знания о правописании мягкого знака. Выполните следующее задание.- Прочитайте слова на доске:учитель, вьюга, семья, конь, листья, мебель- Что общего в этих словах? (Они все являются именами существительными и у них у всех есть ь)- Запишите эти слова, распределив на 2 группы по следующему признаку:ь – показатель мягкости ь – разделительныйПроверка- Какие слова записали в 1 столбик? (учитель, конь, мебель)- Какие слова записали в 2 столбик? (вьюга, семья, листья)Самооценка учащимися собственных знаний, умений.- Оцените свою работу. Используйте « волшебную линеечку».Ученики осуществляют самооценку.-Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?- Почему все ребята успешно справились с заданием? (Мы знаем правило написания Ь)III. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.Проблемная ситуация.- Я хочу вам предложить записать в наши столбики ещё два существительных с мягким знаком: мышь, дочь.- Оцените свою работу. Используйте опять « волшебную линеечку».- Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?- Почему крестики внизу? (Не знаем куда отнести)- К какой группе отнесёте слова? (Испытывают затруднение)- Почему не можете? (Не знаем, что показывает ь знак в этих словах)- Последний звук в этих словах какой? (Шипящий)- Нужен ли Ь для обозначения мягкости? (Нет, звук «ч» всегда мягкий, звук «ш» всегда твёрдый)- Он выполняет функцию разделения звуков? (Нет)- Что обнаружилось при выполнении этого задания? (Может у ь есть ещё какая-то роль?)Слова остаются на доске с вопросительным знаком.IV. Открытие нового знания.1.Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль?- Так какова же наша учебная задача на урок? ( Выяснить, как пишутся имена существительные с основой на шипящий и научиться их писать. )2. Поиск решения учебной задачи.Работа в группах.Повторяют правила работы в группе:распредели роли;говори только по делу;говори по очереди;возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;убедись, что в разговоре участвует каждый;обращайся друг к другу по имени.- Проведите наблюдения за группой слов по плану:1. Определить часть речи.2. Определить на какой звук оканчивается основа слова.3. Определить число.4. Определить род.5. Посмотреть, есть или нет в записи слова Ь?6. Записать результаты в таблицу.7. Сделать выводКарточки со словами:1группа - вещь, клещ, товарищ, помощь, борщ2группа - луч, плач, дичь, меч, мелочь3группа - глушь, уж, гуашь, марш, багажАльбомные листы с таблицами для заполнения, фломастеры. Ребята в них работают.3. Предъявление результатов. (Представитель каждой группы помещает заполненную таблицу на доску и делает вывод)1группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Щ ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет2группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ч ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет3группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ш ]в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет- Попробуйте сформулировать общее правило о написании мягкого знака у имён существительных, основа которых оканчивается на шипящий. (У имён существительных единственного числа в женском роде после шипящих пишется мягкий знак, в мужском роде – мягкий знак не пишется)- Где можно узнать, правы ли мы?- Давайте сверимся с правилом в учебнике.- Какую же ещё работу выполняет ь? ( Ь в данном случае указывает на род имени существительного)- Такую роль ь называют грамматической.- Давайте составим алгоритм рассуждения (на доске)1. Определяю часть речи2. Смотрю, на какой звук оканчивается основа (шипящий или нет)3. Определяю число4. Определяю род5.Делаю вывод (надо писать ь или нет)ФизминуткаV. Первичное закрепление.Письмо с комментированием- Потренируемся в написании ь на конце сущ. после шипящих.- Отгадайте загадки, объясните правописание в словах-отгадках.Дом от ветра и дождей,Но совсем не для людей.В нём автомобиль спит наш.Дом такой зовут... (гараж)День закончен и опятьНужно глазки закрывать.Дети спят - и сын, и дочь.К нам с небес спустилась... (ночь)Цветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят. (ландыш)Что за серенький зверёк,Хвостик длинный, как шнурок,Только кошку увидал,Сразу в норку убежал ? (мышь)Что две недели зеленится,Две недели колосится,Две недели отцветает,Две недели наливает,Две недели подсыхает? (рожь)Верный страж и друг полей,Первый вестник теплых дней. (грач)VI. Самостоятельная работа- Запишите слова, пользуясь алгоритмом. (Учитель показывает предметные картинки, ученики в тетрадях записывают слова)Плащ, печь, мяч, речка, брошь, ёж, ключСамопроверкаУчитель переворачивает картинки. На них с другой стороны правильно записанные словаКто записал все слова верно?- Какое слово лишнее? (речка)- Почему? (не подчиняется новому правилу)- А какому правилу подчиняется это слово? (сочетание чк, чн)- Оцените свою работу. Используйте опять « волшебную линеечку».- Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?VII.Рефлексия- Так в какой столбик нужно записать слова мышь, дочь, для которых мы не смогли определить столбик в начале урока, в первый или во второй? (Ни в первый, ни во второй, а в третий)-Какую задачу ставили перед собой?- Почему в начале урока вам не удалось её решить? (Не знали правило)- Почему мы сейчас знаем ответ на вопрос?- Изменились ли ваши знания?- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о ь? (На конце имени существительного, оканчивающегося на шипящий, Ь указывает на форму женского рода)VIII.Домашнее заданиеУпражнение в учебнике для всех.Задание дополнительное: Придумать и записать 3 предложения, чтобы в них встречались слова на новое правило.Для успешного выполнения задания, что вам надо вспомнить?( Правило и алгоритм написания мягкого знака на конце слов после шипящих у имен существительных.)ЗаключениеДанный урок разработан в соответствии с современными требованиями. На этом уроке наряду с достижением планируемых результатов – формированием умения научиться писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», формируем универсальные учебные действия. Мотивирование, способность к самооценке, формирование положительного отношения к учению составляют комплекс личностных УУД. Регулятивные УУД развиваются при формулировании учебной задачи, планировании своих действий, контроле и самоконтроле, при оценивании работы. Дети выполняют ряд познавательных УУД: работают с информацией, применяют правила и пользуются инструкцией, ставят, формулируют и решают проблему. Коммуникативные УУД проявляются во время работы в группах при контролировании действий партнёра, умении договариваться и приходить к общему решению, при формулировании собственного мнения и позиции.На этапе урока «Актуализация опорных знаний и мотивация» создаём проблемную ситуацию. В результате дети через предложенные задания самостоятельно выводят тему и цель урока. А далее на этапе «Открытия нового знания» формулируют правило и сравнивают с данным правилом в учебнике. И при изучении нового, и при закреплении активно используем алгоритм. Алгоритм – ключ к применению правила.На этапе «Рефлексия» учим детей делать вывод о том, какие открытия сделали и обязательно предлагаем оценить свою работу.Деятельностный подход диктует новый подход и к организации домашней работы учащихся. Домашнее задание не ограничивается выполнением упражнения в учебнике, а носит творческий характер.Делаем вывод, что работать с учётом системно-деятельностного, практического подхода, просто необходимо. Только такой подход может обеспечить развитие качеств и способностей младшего школьника, обеспечить становление его личности.Литература1.Автайкина Т.О. Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики: пособие для учителя / Т.О. Автайкина.– Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 45 с.2. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.3.Лободина Н.В., Русский язык. 3 класс: система уроков по учебнику Н.А. Чураковой / Н.В.Лободина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 256с.4.Чуракова Н.А., Русский язык: учебник для 3 класса: в 3ч. Ч.1/ Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.