ЗНАЧЕНИЕ ИГР С ВОДОЙ И ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗНАЧЕНИЕ ИГР С ВОДОЙ И ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Автор: Ерошко Эмилия Михайловна
Консультация для родителей
ЗНАЧЕНИЕ ИГР С ВОДОЙ И ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Значение игр с водой и песком для детей раннего возраста трудно переоценить. Вода и песок действуют на ребенка волшебно - успокаивается нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребенка. Ребенок раннего возраста впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей: ему все и везде интересно, он все изучает, пробует на вкус, трогает руками. В этот период маленький человечек активно познает окружающий мир, осваивает способы действия в быту, игре, на занятиях. Дети, как правило, очень любят играть с водой и песком. Конечно же, их можно понять: вода льется, может быть теплой, холодной, ее интересно переливать из одного стаканчика в другой, шлепать по ней ручкой... Да мало ли что может придумать маленький исследователь! Малыши не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают больше, чем взрослые люди. Любая игра начинается с презентации, то есть с представления ребенку игры и материала, который для этого необходим. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: Это стакан, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан. Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия. После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, пусть он делает все сам. Заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки. Имейте в виду, что малыш не должен устать к концу игры и началу уборки. Помните: порядок — это обязательный элемент в любой игре, и не стоит его игнорировать. В результате игр с водой и песком в раннем возрасте развивается наблюдательность, интерес детей к окружающему, обогащение детской речи и познавательного опыта. Также игры развивают моторную ловкость рук, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, формируют реальные представления об окружающем мире, стимулируют речемыслительную активность детей, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность и овладение активной речью.2 Многие из предложенных ниже упражнений по своей сути больше похожи на опыты. Они учат наблюдать и делать выводы. Маленьким исследователям, как правило, это доставляет немало удовольствия. Подумайте, о чем рассказать ребенку в момент опыта, на что обратить его внимание, как заинтересовать его процессом. Проводить эти опыты вы можете с ребенком любого возраста старше одного года. Отличаться они будут только сложностью ваших объяснений.
КРУГИ НА ВОДЕ Возраст: с 1,5 лет Вам потребуется: большая посуда, наполненная водой. Как играть. Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы вода была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: вы можете дотронуться пальцем до середины (или пусть это сделает ребенок). По воде пойдут круги. Кстати, довольно часто в книгах встречаются картинки с изображением кругов на воде. Малышу будет проще на практике понять и узнать это явление. Если размеры посуды позволяют, покажите ребенку небольшие волны.
ТОНЕТ — НЕ ТОНЕТ Возраст: с 1,5 лет Вам потребуется: прозрачная миска с водой. В другой чашке сложены различные мелкие предметы: камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т. д., полотенце. Как играть. Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим все предметы. Он наблюдает — тонет предмет или нет. Перед опытом погадайте с малышом, что утонет, а что нет. Часто интуитивно дети дают правильные ответы. Проверенные предметы можно откладывать в две кучки по принципу тонет или не тонет. В конце игры картина будет полной. Обратите внимание маленького ученого, из каких материалов вещи утонули, а из каких нет. Такую игру легко проводить в момент купания ребенка, можно использовать различные игрушки и предметы, например ложку, небольшое полотенце, шарик и т. п.
РЫБОЛОВ Возраст: 1,5-5 лет Вам потребуется: миска с водой; мелкие предметы; маленькое сито с ручкой. Как играть. Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы. Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.
ЕСТЬ ЛУЖА - НЕТ ЛУЖИ Возраст: 1,5-5 лет3 Вам потребуется: вода; поднос; губка; 2 тарелки. Как играть. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Для этого поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу с помощью губки. В играх такого типа у ребенка вырабатывается навык и привычка убирать за собой, аккуратность, развивается координация движений.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ИЗ ЧАЙНИКА В ЧАШКУ Возраст: с 2 лет Вам потребуется: небольшой чайник (можно использовать заварочный); маленькая чашка; губка. Как играть. Малыш переливает воду из чайника в чашку. Это простое действие для нас, взрослых, но довольно сложное для 2-3-летних детей. Как вы догадались, губка понадобится для того, чтобы исправить некоторые неудачи.
ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ Возраст: с 2,5 лет Вам потребуется: резиновая перчатка; надувной шарик; бокал; целлофановый мешочек; кувшин с водой; полотенце; губка. Как играть. Ребенок осторожно заполняет резиновую перчатку водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт с остальными предметами. В конце игры малыш вытирает со стола лишнюю воду, а затем свои ручки.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ В ТРИ СТАКАНА Возраст: с 3 лет Вам потребуется: три пластиковые бутыли или стакана; кувшин (чайник); губка. На все бутыли (стаканы) нанесите отметку уровня воды (для этого можно использовать маркер для пластика или самоклеящуюся пленку). Как играть. Ребенок наливает воду из кувшина (чайника) до отметки. То же действие он производит и с другими бутылками (стаканами). Воду можно подкрасить акварельной краской. Если ребенок пролил воду, предложите ему вытереть лужу с помощью губки. Игра развивает глазомер и координацию. СМЕШИВАНИЕ АКВАРЕЛИ Возраст: с 3 лет Вам потребуется: три небольшие баночки (например, из-под детского фруктового пюре). Разведите в каждой немного акварельной краски основных цветов — красной, синей, желтой. Одна пустая баночка; пипетка; губка. Как играть. Ребенок берет пипетку, набирает одну из красок и капает несколько капель в пустую баночку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает и видит, что краска изменила свой цвет. ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ШАРИКОВ4 Возраст: с 3 лет Вам потребуется: две маленькие миски (в одной из них вода); ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка. Как играть. Ребенок перекладывает с помощью ситечка плавающие шарики в пустую миску. Обратите его внимание на то, что вода проливается в дырки ситечка и пластмассовые шарики не тонут в воде. Кроме наблюдений, ребенок тренирует мелкую моторику. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ Возраст: с 2-х лет. Вам потребуется: форма для льда на 12 ячеек; три разноцветных маркера (выбирайте те, которыми можно писать на пластике); три пузырька с разноцветной водой. Воду можно подкрасить пищевыми красителями желтого, красного и синего цвета. Если вы уверены, что малыш не будет воду пробовать на зубок, можно использовать акварель. В каждом пузырьке — пипетка с колпачком из толстой резины. (Они продаются в аптеках). Маленькая губка. Поднос или кусок клеенки, чтобы закрыть место работы на столе или полу. Как играть. Закрасьте маркерами донышки ячеек по принципу 1 ряд — 1 цвет. Пусть один ряд ячеек будет, например, зеленый, другой — синий, а третий — красный. Малыш с помощью пипеток по капле переносит воду из разных пузырьков в ячейки. Ячейки постепенно наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем воду таким же способом надо перелить в пузырьки. Если случилась неудача и вода оказалась на столе, подскажите малышу и как использовать губку для вытирания луж. Заодно ребенок узнает о впитывающих свойствах этого материала. Это довольно сложное упражнение, особенно для 2-3-летних детей. Оно требует концентрации внимания, усидчивости. Далеко не каждый ребенок способен выполнить за один раз первую и вторую его части. В таком случае не настаивайте: в следующий раз все обязательно получится! Воду в формочках можно заморозить и рассмотреть ледяные кубики, а заодно и рассказать про одно из трех состояний воды — лед. Упражнение-игра помогает развить мелкую моторику рук, координацию, улучшить движения пальцев рук, научиться концентрировать внимание, подготовить руку к письму, а также научиться различать цвета и сравнивать их.
НАСЫПАТЬ И НАЛИТЬ Возраст: с 1,5 -5 лет Вам потребуется: песок (крупа); кувшин; стакан. Как играть. Насыпьте в кувшин немного любой крупы и покажите малышу, как пересыпать крупу в стакан. Если малыш просыпал зерна, их можно смести щеткой в совок.5 Когда пересыпание будет освоено, можно предложить ребенку переливать воду из кувшина в стакан. Оставшиеся лужицы предложите убрать с помощью губки. Игра развивает аккуратность, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений. ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ Возраст.1,5—5 лет Вам потребуется: песок (крупа); 2 миски с крупой; ложка. Как играть. Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Обе чашки должны быть сухими. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки. Затем плавно перенести ложку к другой чашке и высыпать крупу. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо наклонить чашку свободной рукой). Усложните это упражнение. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его. Упражнение-игра способствует развитию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, аккуратности. ПОСЫПАЕМ ДОРОЖКИ Возраст: с 2,5-6 лет Вам потребуется: песок (крупа); спички или тонкие полоски бумаги. Как играть. Предложите ребенку посыпать песком (манкой, пшеном, гречей) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги или спичками. Ваша дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их щепоткой), не выходя за края дорожки. Такая игра удобна во дворе, в песочнице. Всевозможные куличики- торты можно посыпать сахаром, солить кашу из песка, делать дорожку между двумя палочками и т. д. Игра развивает мелкую моторику, а также готовит руку к письму.
Список литературы:
1. Баряева, Л. Б., Кондратьева, С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 1985.
3. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1986.
4. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Просвещение, Линка - Пресс, 1999.
5. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.