"Дифференциация звуков [ж] - [з]"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дифференциация звуков [ж] - [з]"
Автор: Колодина Марина Сергеевна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Дюймовочка»Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастапо образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»учитель-логопед Колодина Марина Сергеевнаг. Байконур2018-2019 уч.год.Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»Возрастная направленность: Дети 5-6 летЗадачиОбразовательные:• Закреплять правильное произношение звуков [Ж], [З,З’]в словах, чистоговорках, во фразовой речи;• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;Коррекционно – развивающие:• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и сверстников;• Развивать навык звукового анализа;• Способствовать развитию логического мышления.• Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.Цель артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики;способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;совершенствовать координацию движений; развивать память, внимание, мышления, концентрацию зрительного и слухового внимания;сформировать пространственную ориентировку, точность движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.Цель динамической паузы:Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.ОборудованиеМультимедийное оборудование: Медио объекты: ЭОРы (электронные образовательные ресурсы): игровая презентация на дифференциацию звуков [Ж], [З,З’]. Картинки с изображением жука и комара, картинки для игр «Один - много», «Какой, какая, какие?». Бумага, карандаши на каждого ребенка. Мяч.Предварительная работаР/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»Рассматривание картинок, заучивание логоритмик, скороговорок.Список использованной литературыВолина В.В. Занимательное азбуковедение .- Москва: Просвещение 1991Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5 за знания» 2007Лопухина И.С.Логопедия 550 . - Москва: Аквариум 1995 Организационный компонент:Логопед : Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения.(Дети делают вдох и выдох).- Вспомним наше правило:Говорим мы все красиво,Смело и неторопливо,Ясно четко говорим,Никуда мы не спешим.Мотивация к деятельности.Логопед : Ребята, посмотрите, на столе стоят две коробки. Какого цвета левая коробка? (желтая). А какого цвета правая коробка? (зеленая). Если вы хотите посмотреть, что находиться внутри коробок, надо отгадать загадки:Не зверь, не птица —Нос, как спица.Летит — пищит,Сядет — молчит.Кто его убьёт,Тот кровь свою прольёт (комар)(открывается зеленая коробка, демонстрируется иллюстрация комара)- Как звенит комар?-Какой слышится звук? Логопед : Слушаем вторую загадку, чтобы открыть желтую коробку:Жужжит, звенит,Усами водит грозно:Пугает праведный народ –А ну, покиньте огород,Пока не слишком поздно!Но нет испуганных вокруг,Не страшен людям майский… (жук)(открывается желтая коробка, демонстрируется иллюстрация жука)-Как жужжит жук?-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?Логопед : Давайте угостим комара и жука, чтобы они ни кого не ужалили и не пугали.Упражнение на развитие речевого дыхания. «Накормим насекомых» (надо задуть шарик в воротца, на котором изображены насекомые)Артикуляционная гимнастика с биоэргопластикой. Логопед : А пока наши насекомые наслаждаются нашими угощениями, мы сделаем упражнения, которые помогут нам размять язычок, что бы правильно произносить звуки [з] и [ж].«Жук и комар» (улыбка – хоботок), Жу-жу-жу, - Я тоже слон, - сказал комар,я на веточке сижу, - Вам подтвердит любой цветок,Я живу не тужу Что я имею хоботок!и жужжу, жужжу, жужжу. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка). Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем. «Чистим зубы»Рот открою я немножко,Губы сделаю «окошком».Зубы верхние - смотри:Чищу «чашкой» изнутри.«Грибок»Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.«Лошадка»Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.Логопед : Ребята, чем похожи эти звуки?Сравнение артикуляции. Дети: Звук [З] – согласный, бывает твердым и мягким.Звук [Ж] – согласный, всегда твердый.Логопед : Произнесем перед зеркалом сначала звук [з], а потом звук [ж]. Сравним их.а) сходство: эти звуки согласныеб) различия: место образования[з] – кончик языка за нижними зубами[ж] – язык в верхнем положениив) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёдг) воздушная струя. При произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая.Логопед : Наши насекомые отведали наше угощение, стали добрыми и хотят проверить, правильно ли вы слышите их любимые звуки и не путаете ли их.Посмотрите на спинки ваших стульчиков, какое насекомое изображено?Дети находят картинки на спинке стульчиков. (Жуки и комарики.)Логопед : У нас получилось две команды: команда «Комарики» и команда «Жучки». А раз есть две команды, то можно устроить соревнование. Как вы на это смотрите?Дети: Да!Логопед : Но для соревнования необходимо жюри! Ваши предложения, кого выберем?Дети предлагают варианты, логопед подводит их к выбору в жюри гостей, присутствующих в кабинете.Логопед : Итак, жюри выбрано, можно начать наше соревнование.За правильные ответы жюри будет давать жетоны. («жукам» – в желтую коробку, «комарам» – в зеленую)Вот игровые задания, чтобы проверить, как вы умеете различать и произносить звуки [з] и [ж].Игра «Хлопай - топай» на развитие фонематического слуха.Логопед : Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з], а со звуком [ж] топни.Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, железо, ужи, животное, зубр, журавли, зажигалка, кожа, закат, жасмин, гвоздики, зажим.Гимнастика для глаз. Логопед : Ребята, а что умеют делать и комары, и жуки? Правильно – летать. Давайте проследим, как летает комар. А теперь, как летает жук.Развивающее упражнение «Найди картинки со звуком».Логопед : Посмотрите на картину, на ней изображены разные предметы, животные и явления. Команда «жуки» называет со звуком [ж], а команда «комары» со звуком [з]Развивающее упражнение «Четвертый лишний» Логопед : Посмотрите на картинки, назовите их. Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?Заяц, жираф, зебра, жук – лишний жук (насекомое, а остальные животные)Мороженое, пирожное, роза, зефир – лишняя роза (цветок, а остальные сладости (еда))Ежик, звезда, замок, корзина – лишний ежик (звук [ж], а в других картинках [з])Медвежонок, зонтик, ежевика, морж – лишний зонтик (звук [з], а в других картинках [ж])Упражнения для развития мелкой моторики. С мячиком су-джоку.Логопед : А теперь пришла пора размять пальчики, нам, друзья!Золотистый, как из бронзы,Жук кружится возле розыИ жужжит: «Жу-жу, жу-жуОчень с розами дружу». (повторить 2 раза)Игра «Один - много». (с картинками)Логопед : А теперь посмотрим, какая команда самая внимательная. Я буду называть один предмет, а вы должны назвать много.Один зеленый жук – много зеленых жуковОдин желтый зонт – много желтых зонтовОдин ржавый замок – много ржавых замковОдин оранжевый жираф – много оранжевых жирафовОдин золотой зажим – много золотых зажимовОдни зеленые ножницы – много зеленых ножницОдна желтая гроза – много желтых грозОдно заветное желание – много заветных желанийЛогопед : Часть заданий вы успешно выполнили, можно немного отдохнуть.Динамическая паузаНа зеленой на лужайке наклоны головой Забияки жили зайки, руки приставить к голове «ушки»Жили змеи, медвежата, И ужата, и ежата. поочередное поднимание/опускание плечВ звездном небе светлякиЗажигали огоньки, руки вверх, наклоны туловища влево/вправоЧтоб ни зверю и ни птице В том лесу не заблудиться. руки на пояс, шагиРазвивающее упражнение «Какой, какая, какие?» с использованием картинок на интерактивной доске.Ремень из кожи, какой? - кожаный ременьУтенок из резины, какой? – резиновый утенокКуртка из замши, какая? – замшевая курткаКорона из золота, какая? – золотая коронаПакет из бумаги, какой? – бумажный пакетВедро из железа, какое? – железное ведроДнем сильный мороз, день какой? – морозный деньМагазин, в котором продают книги, какой? – книжный магазин Игра «Я и мы» с мячомОбразец. Я закажу, и мы закажемЯ замажу, и мы… (замажем).Я закружу, и мы… (закружим).Я задержу, и мы… (задержим).Я забегу, и мы… (забежим).Я зажму, и мы… (зажмём).Я заряжаю, и мы… (заряжаем).Я зажимаю, и мы… (зажимаем).Я заезжаю, и мы… (заезжаем).Игровое упражнение "Путаница" Логопед : Жук и комар написали на листочке предложения, но лапки у них маленькие, поэтому написано непонятно. Я буду читать предложения, а вы должны меня исправить.Зайка играет с Жанной.Забор красит Женю.Жук поймал Захара.Ежик кормит Лизу.Зонтик держит Жору.Лыжи катаются на Зине.Земля ползет по ежику.Зеленая лужайка бегала по веселому ежику.Логопед : Посмотрите на жука и комара, мне кажется, что они очень довольны, ведь вы правильно выполнили все их задания. Уважаемое жюри, как справились наши команды? Пока жюри подводит итоги, давайте с вами вспомним, какие задание мы выполняли? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?Проводится рефлексия занятия.Рефлексия. На столе лежат листы бумаги с изображением лица без глаз и рта.Логопед : Нарисуйте такой величины уши, насколько вы хорошо слушали меня и товарищей.Такой величины глаза, насколько вы внимательно смотрели на меня и на доску.Такой величины рот, насколько вы болтал не по делу.Жюри выступает с заключительным словом, благодарит и награждает участников. (раскрасками)Пароль на выходе.Логопед : Перед выходом, не забудьте попрощаться с нашими гостями, а так же с жуком и комаром. Положите картинку со звуком [з] в зеленую коробку, со звуком [ж] в желтую коробку и идите в группу.