Матрешка - символ России


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Матрешка - символ России
Автор: Викентьева Тамара Сергеевна


Проект
Русская матрешка − символ России
ДОУ №477
Викентьева Т.С.
Новосибирск 2018 г.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта: 3 недели.
Цель: сформировать представление детей об игрушке-матрешке, как об одном из видов народного промысла.
Актуальность
Что мы знаем о старине, о давно минувших днях?
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, непохожей ни на одну игрушку мира.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет, – что же таится внутри? Наш проект посвящен изучению возникновения матрешки и использованию ее в образовательной и игровой деятельности.
Знакомя детей с русской народной игрушкой, мы уделяем внимание их духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композицию узоров для украшения сарафана матрешки. Играя в различные дидактические сюжетно-ролевые игры с использованием матрешек, воспитываем дружеские взаимоотношения между детьми.
Проблема
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Задачи
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла.
Познакомить детей с основными видами матрешек, показать связь мира природы с миром человека.
Обогатить кругозор детей представлением об игрушке, как образе материнства, семьи.
Познакомить детей с различными играми с матрешками. Научить использовать их в разных видах деятельности (театрализованная деятельность, изобразительное творчество, сюжетные игры).
Развивающие:
Развивать у детей коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в самостоятельной деятельности.
Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, смекалку, сенсорные навыки.
Поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.
Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
Ожидаемый результат
Заинтересованность детей и родителей темой Русская народная игрушка.
Проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.
Совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.
Знания детей об особенностях костюма матрешки (выделение деталей костюма – сарафан, платок, фартук).
Расширение и активизирование словарного запаса.
Расширение знаний детей и родителей о народной игрушке – матрешке, умение играть с ней.
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный)
Сбор информации из разных источников (изучение энциклопедического материала; рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек; чтение потешек, стихотворений).
Подбор наглядного материала.
Обсуждение проблемы с родителями.
Составление плана работы с детьми.
Второй этап (основной)
Познавательно-исследовательская деятельность
Беседы:
История русской матрешки
Липа, как строительный (мебель) и поделочный (посуда, игрушки) материал
Изучение свойств дерева, экспериментирование.
Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Занятие по познанию (ФЭМП): Веселые матрешки.
Коммуникативная деятельность
Рассматривание изображений разных матрешек.
Викторина Матрешкины загадки
Разучивание стихотворения С. Маршака Матрешки
Составление сказок о матрешке детьми
Написать письма Деду Морозу и Снегурочке и положить в матрешку, чтобы желания исполнились.
Чтение художественной литературы
Л. Некрасова Веселые матрешки
И. Черницкая Матрешки
В. Приходько Матрешки на окошке
З. Петрова Ой да мы матрешки
С. Вокринцева Матрешка
Л. Печников Матрешке-подружке
Н. Радченко На полке куколка стоит
А. Кулешова Матрешка
Ю. Володина Матрешки
Л. Громова Подарок Маше
С. Иванов Барышня-матрешка
Заучивание потешек и частушек о матрешках
Заучивание пословиц, объяснение их смысла
Лесополоса – всему лесу краса
Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади
Лес с огнем не дружит
Враг природы тот, кто леса не бережет
Художественно-творческая деятельность
Рисование. Тема: Украсим сарафаны матрешкам.
Лепка. Тема: Наряди матрешку.
Конструирование. Тема: Хоровод матрешек.
Аппликация. Тема: Мы красавицы-матрешки.
Театрализованная деятельность. Показ спектакля настольного театра Матрешка Дашенька.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры:
Семья (матрешка как символ материнства)
Угостим матрешек
Ярмарка матрешек
Магазин матрешек
Дидактические игры:
Собери матрешку
Построй ряд с закрытыми глазами
Эти удивительные узоры
Опиши матрешку
Собери картинку
Больше-меньше
Из чего сделано
Угадай на ощупь
Найди отличия
Помоги матрешке найти своих
Разложи матрешку по порядку
Пальчиковые игры
Третий этап (заключительный)
Оформление альбома История матрешки
Оформление альбома частушек, загадок, стихов о матрешке
Оформление фотоальбома
Папка-передвижка Что мы знаем о русской матрешке
Выставка Семейная матрешка
Рассказывание сказок о матрешке детям соседней группы
Выставка работ детского творчества
Оформление мини-музея Народная игрушка
Создание альбома Ярмарка народных промыслов
Презентация проекта на педсовете
Работа с родителями
Собрание: Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей
Консультации для родителей: Русская красавица-матрешка, Как играть с матрешками
Расписывание родителями совместно с детьми семейной матрешки
Составление сказок о матрешке, помощь детям в разучивании стихов
Пополнение мини-музея Народная игрушка
Вывод
В ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Ее прототипом была фигурка японского старичка – Фурукуму. \
Заготовки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было обработать шкуркой, натереть жидким клейстером.
Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и варианты росписи матрешек были разные. Мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей. Дети познакомились с особенностями костюма матрешки, научились выделять детали костюма.
Выросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую).
Самое главное, - мы поняли, что русская матрешка является символом России и нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому, народная игрушка-матрешка – символ русского искусства.
Список литературы
Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ. – М., 2007.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
Комратова Н.Г., Грибова Н.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М., 2007.
Курчатовская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – М.: Феникс, 2003.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа. – М., 2009.
Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство.- М., 1990.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М., 2004.
Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2003.
Сыпченко Е.А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. – М., 2013.
Веселый хоровод. Развлечение для детей. Дошкольное воспитание. 1994. №5.