Проектный метод - один из важнейших компонентов в организации образовательной деятельности в условиях ФГОС второго поколения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектный метод - один из важнейших компонентов в организации образовательной деятельности в условиях ФГОС второго поколения
Автор: Черных Людмила Ивановна
ЧОУ ДПО ИПКиПП, г. Санкт-Петербург, ______________________________________________________________ Черных Людмила Ивановна, учитель обществознания, МБОУ ООШ с. Пионеры,Холмский район, Сахалинская область, РФ.Скажи мне — и я забуду,Покажи мне — и я запомню, Дай мне сделать — и я пойму. (Древняя китайская пословица) ЭССЕПроектный метод - один из важнейших компонентов в организации образовательной деятельности в условиях ФГОС второго поколения2018 годКраткая аннотация работы2. Содержание2.1. Введение2.2. Как использовать возможности проектной деятельности в работе учителя истории и обществознания?2.3. Основные умения выпускника современной школы. 2.4. Элементы проектно - исследовательской деятельности.2.5. Заключение.3. Список использованных источников и литературы.1. Краткая аннотация работы:Данная тема является актуальной в условиях современного общества и в связи с введением в школы Федеральных государственных образовательных стандартов I и II поколения.Как использовать возможности проектной деятельности в работе учителя истории и обществознания? На что и на кого направлен? Ребёнок - объект или активный участник? Цель проектной деятельности? Проектный метод как способ организации педагогического процесса.2. СодержаниеВведение.Современное общество выдвигает новые требования к специалисту- личности активной, творчески мыслящей, обладающей высоким духовным потенциалом, умеющей преобразовывать деятельность, адаптироваться в изменяющихся условиях.Чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Учителю приходится выступать в роли воспитателя, психолога, художника, общественного деятеля, научного работника. Учитель - это и практик, и исследователь, и учёный. Сколькими знаниями и умениями должен обладать учитель! Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, совершенствоваться. В эпоху компьютерных технологий нельзя отставать, нужно идти в ногу со временем. С введением в школы федерального государственного образовательного стандарта учителя овладели проектной технологией с использованием ИКТ. Использование на уроках компьютерных технологий позволяет открыть новые возможности в преподавании. Я в течение многих лет повышаю свою квалификацию, стараюсь быть разносторонним человеком и все свои знания донести до своих учеников. В настоящее время важно не только дать знания по предмету, но и научить ребят добывать их самостоятельно, научить ориентироваться в реалиях информационного общества, самосовершенствоваться и самопознаваться.Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ («Дай мне сделать - и я пойму») – маленькая победа ребёнка в познании сложного мира, придающая уверенность в своих силах.2.2. Как использовать возможности проектной деятельности в работе учителя истории и обществознания?Проект должен быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам.Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и побудить детей к подобным находкам и открытиям.Скажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню, Дай мне сделать — и я пойму. (Древняя китайская пословица) Автор пословицы обращает наше внимание на то, что, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, человек приобретает - "присваивает" знания и опыт.Проектный метод в школе стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности.Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция. Интегрированное обучение даёт детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать свой словарь. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют активизации имеющегося опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного обучения.Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и ребёнка, в основе которого лежат следующие принципы:- информационной достаточности (обогащение детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы);- взаимодействия (партнерское взаимодействие между всеми участниками проекта);- поэтапности, системного подхода (поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);- деятельностного подхода;- личностно-ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;- открытости (открытость для инициативы и творчества каждого участника);- гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивается заданными рамками);- природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребёнка, создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств, развитие творческих способностей).Учитывая возрастные психологические особенности школьников, педагог координирует и направляет работу детей:помогает выбрать наиболее актуальную тему проекта;консультирует учащихся (при необходимости) о видах деятельности, которые нужно включить в план-схему проекта;определяет, какую помощь в реализации проекта могут оказать родители (для младших школьников). 2.3. Основные умения выпускника современной школы. Динамика общественного развития набрала темп. От человека требуется не только способность усваивать и переносить накопленный человечеством опыт в условия его собственной жизнедеятельности, но и готовность пойти на риск, действовать в нестандартных ситуациях. «Сегодня все труднее быть ребёнком и становиться взрослым, потому что условия социализации и условия жизни становятся все более импульсивными, выполняя социальный заказ общества, школе требуются такие методы обучения, организация учебной деятельности, стиль взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса, при которых выпускник современной школы владеет основными умениями:• Ответственность и адаптируемость – умение нести ответственность и проявлять гибкость в личной и общественной сферах, в трудовой деятельности; устанавливать высокие стандарты и цели для себя и других и соответствовать им. Коммуникативные умения – умение осуществлять эффективные коммуникации в устной, письменной и мультимедийной формах в разнообразных контекстах• Творческий потенциал и любознательность – умение разрабатывать, осуществлять и передавать новые идеи, познавательная активность• Критическое мышление – умение здраво рассуждать в ситуациях сложного выбора, понимать взаимосвязи между системами• Информационные и мультимедийные умения – умение находить, обрабатывать, анализировать, оценивать и использовать информацию, применять мультимедиа для представления информации• Сотрудничество и взаимодействие – умение продуктивно работать в команде, быть лидером; адаптироваться к различным ролям и обязанностям; сопереживать; уважать различные взгляды• Постановка и решение проблемы – умение выявить, проанализировать и решить проблему• Саморазвитие – умение выявлять собственные потребности в сфере обучения, находить требуемые ресурсы, заниматься самообразованием; повышение квалификации• Социальная ответственность – умение учитывать социальные интересы при принятии решений; этичное поведения в личной сфере, на рабочем месте и в коллективе нестабильными и необъятными».На мой взгляд, данное высказывание очень чётко отражает проблему образования в современной РоссииУчебный проект или исследование - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Интеллектуальным продуктом исследования является творческая работа учащегося.Непосредственно работа над творческим проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. Поиск информации сопровождается работой в Интернет, со справочниками, энциклопедиями, видео- и аудиокассетами по различным учебным предметам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе её выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков. (сканирование иллюстраций, интеграция объектов из различных программ и т. д.). Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения проекта проходит в форме защиты на итоговых уроках. Это в свою очередь требует выработки навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.Работа над проектом, а она преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.2.4. Элементы проектно - исследовательской деятельности.При организации проектно-исследовательской деятельности нужно формировать следующие элементы: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого инструментария, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Нельзя не согласится с автором данного высказывания, так как при выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приёмами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у учащихся знаний и приёмов формируются новые. 2.5. Заключение.Таким образом, можно сделать вывод, что создание творческого проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать необходимые знания и познавательные приёмы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что в преподавании истории и обществознания метод проектов исключительно уместен. В урочную систему могут быть включены элементы проектной деятельности. Совмещение традиционного и личностно-ориентированного типов обучения наиболее полно соответствует современной концепции преподавания. 3. Список использованных источников и литературы.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:официальныйсайт/URL:.;Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:.О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: .Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:.Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.ЕГЭ портал 4ege.ru/obshestvoznanie/52697-struktura-esse-po-obschestvoznaniyu.html