Обучении детей с ОВЗ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучении детей с ОВЗ.
Автор: Глухова Любовь Валерьевна

Обучении детей с ОВЗАктуальность и значимость проблемы индивидуализации и индивидуального подхода в обучении обусловлены сложностью разрешения существующего противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и действий, зависящих от субъективных мотивов обучения, способностей, личностных качеств и опыта обучаемого. Сейчас образование ориентировано на гуманистическую парадигму, что нашло отражение в содержании концепций модернизации российского образования. Лицо с ограниченными возможностями здоровья, его максимальное развитие, обучение, а затем интеграция в социум сейчас является одной из главных целей современной специальной педагогики. Потребность в индивидуализации растет от накапливающихся педагогических противоречий, свойственных любым формам обучения:
  • между тем как отдельно взятый ребенок со своими специфическими особенностями усваивает знания в процессе обучения и средним значением качества знаний по классу в целом;
  • противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями одного ребенка и специфически несформироваными, «дошкольными» потребностями другого, т. е. между уровнями их подготовки при поступлении в школу;
  • между потребностями членов образовательного коллектива в результатах разного уровня и возможностями образовательной организации обеспечить их;
  • Коррекционная педагогика видит главной целью максимальное вхождение детей с ОВЗ в социум, считаем необходимостью дать теоретическое обоснование для определения четкой границы между понятиями «индивидуализация процесса обучения» и «индивидуальный подход в обучении», так как не существует однозначной трактовки этих понятий .
  • Часть учёных не видит разницы между ними (А.Н. Тубельский, П.Г. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин) .
  • Другие связывают одно с другим, обозначая, что индивидуальный подход - это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация - это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т. е. особая технология обучения со своими способами, методами и т. д.
  • Третьи разделяют эти понятия: и индивидуальный подход, и индивидуализация - это принципы разных технологий обучения.
  • Для нас необходимо определить их сходства и различия.В настоящее время в школах наблюдается такая тенденция. Педагог видит, что класс состоит из обучающихся с разным развитием и разной степенью подготовленности, и приходит к мнению о том, что будет придерживаться так называемой средней успеваемости по классу. В результате, в школе один неуспевающий за средним темпом класса обучающийся считается «слабым», и это может привести к тому, что он полностью потеряет интерес к школе как возможности получить знания. А «сильные» дети, в свою очередь, будут сдерживать свое развитие в школе и также потеряют интерес к обучению, потому что не используют свой потенциал до конца.Хороший педагог в таком случае готовит задания разного уровня или предлагает индивидуальные задания, чтобы способствовать развитию ученика. В данном случае мы рассматриваем принцип индивидуального подхода к обучению.Индивидуальный подход в обучении - психолого-педагогический принцип, согласно которому надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. В индивидуальном подходе находит свое выражение гуманистическая парадигма, когда ребенка понимают как исключительную ценность.Индивидуальный подход хорошо известен в педагогике. Учитель обязан дать детям знания по ФГОС, но он видит, что дети, сидящие перед ним, разные и по-разному усваивают материал. Педагог пытается выложить единое учебное содержание определенным, этому ребенку подходящим способом. Естественно, мы говорим об учителе с опытом работы, потому как большинство такими тонкостями либо еще не овладели, либо не хотят овладевать, считая, что должны работать на основную массу.Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.То есть учитель остается, но изменится его функция: из заложника учебной программы, который обучает по стандарту всех детей, не обращая внимания на особенности каждого, он превращается в наставника и творца индивидуального образовательного пути учащегося. Отсюда появляется понятие «тьютор». Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, системах дополнительного образования.Понятия «индивидуализация» и «индивидуальный подход» - это «подстройка», но индивидуализация обучения связана с подстройкой целей и содержания образования под задачи развития, возможности и интересы ребенка. Причем это не вынужденный процесс. Направление определяет сам ребенок с помощью взрослых.Индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности общего процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе. Он безусловно обращает внимание на индивидуальные особенности каждого обучающегося и затем, проведя анализ средней успеваемости, подбирает определенные средства и методы обучения для общей массы. При индивидуальном подходе каждого обучающегося сравнивают с одноклассниками. По-другому, это прогресс не личности, а всего класса.Индивидуальный подход по В.Ф. Шаталову рассчитан на всех учеников одновременно. Он считает, что для успешного усвоения материала каждым учеником в классе учитель должен объяснять учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные схемы, отражающие логические связи учебного материала.Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что интересующие нас два понятия «индивидуализация» и «индивидуальный подход» легко дифференцируются, что можно увидеть ниже по определенным критериям.Субъект: при индивидуальном подходе - учитель, действующий на основе программы, при индивидуализации - учитель как наставник и ученик как личность.Объект: при индивидуальном подходе - это ученик в классе, при индивидуализации принцип субъект-субъектных отношений.Условия осуществления: индивидуальный подход - проведение анализа в классе, выведение среднего значения по классу, деление учеников на категории по успеваемости, подбор индивидуальных заданий в соответствии с уровнем развития.Индивидуализация - проведение анализа индивидуальных особенностей и подбор индивидуальной программы обучения, а также разработка индивидуального пути развития для достижения максимально возможного результата у ученика.Результат: при индивидуальном подходе - эффективность обучения в классе за счет разноуровневых заданий. При индивидуализации - эффективность обучения индивидуума через его прогресс.Поскольку современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации образования, то должны быть найдены и предоставлены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса, которые выведут сегодняшнюю систему образования на новый уровень.Обеспечение индивидуализации, возможно, если обучение приспособлено к уровню развития данного ученика. Этот самый уровень выявлен у каждого обучающегося, а индивидуализация будет сохранена на протяжении всего процесса обучения, не только на исходном этапе развития. Процесс индивидуализации будет обеспечен соответствующими средствами образования.Реализация всех представленных выше условий способствовует эффективности процесса обучения в школе, что, в свою очередь, приводит к пересмотру учебных образовательных программ и необходимости разработки алгоритма индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий личностного развития).