программа дополнительного образования "Академия успеха"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа дополнительного образования "Академия успеха"
Автор: Янюшкина Ольга Михайловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию активная гражданская позиция его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление лидерских качеств личности.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи вожаки всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Актуальность программы в том, что в рамках изучаемого курса подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою роль и место в обществе.
К тому же реалии современного общества таковы, что в настоящее время созрела проблема агрессивности детской среды, когда у подрастающего поколения нет навыков сотрудничества и конструктивного поведения в конфликтах.
Новизна программы в том, что в отличие от других годов обучения, в нее включен новый раздел по конфликтной компетенции подростка.
Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.
Дополнительная общеобразовательная программа Академия успеха разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014№ 1726-р)
СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей( утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2026 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Задачи:
Образовательные
способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
Развивающие
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе
Воспитательные
создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и способствует формированию компетентной, творческой и активной личности. Старший школьный возраст – это время, когда вырабатывается жизненная позиция по отношению к другим людям, обществу, к миру и к своему месту в нем. Основная идея педагогической деятельности – создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации и пополнение лидерского опыта обучающихся в совместно-организованной социально значимой деятельности.
Отличительные особенности программы:
Программа Академия успеха предполагает подготовку руководителей органов детского самоуправления, председателей школьных детских общественных организаций.
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Содержание программы дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.
Возрастные особенности детей:
В программе принимают участие и активно работают ребята от 11 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Направленность программы: социально-педагогическая
Сроки реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Основные методы и формы работы:
1.Метод педагогического исследования
- беседа
- наблюдени
- анкетирование
- тестирование
2.Методы формирования сознания
- рассказ
- беседа
- пример
- дискуссия
3. Метод организации деятельности
-игра
-тренинг
-КТД
-решение ситуации
-лекция
-мастер-классы
-практикумы
4.Метод стимулирования и мотивации
-создание ситуации успеха
-создание ситуации новизны
-поощрение
-предвидение успеха
Принципы построения программы:
1.Принцип культуросообразности (максимальное использование материала накопленного человечеством, игры, правила и т. д.)
2.Принцип индивидуального подхода к личности.
-учет особенностей личности.
-опора на положительные качества.
-реализация потребностей ощущать себя вожатым, организатором, создание необходимых условий для этого.
3.Принцип сотрудничества педагога, воспитанника т. д.
4.Принцип занимательности и увлекательности.
5.Принцип связи теории с практикой, гармоничная связь подачи нового материала с закрепляющей игровой и тренинговой деятельностью.
6.Принцип оригинальности и новизны, пополнение и расширение педагогических методов и средств.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся будут:
*иметь представления об эффективном взаимодействии лидера с группой;
*знать основные понятия;
*знать основныеструктуры, функции и полномочия органов школьного самоуправления;
*иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления решения социальных проблем;
*владеть навыками социального проектирования;
*уметь исполнять заданную роль в различных формах организации игрового моделирования.
Планируемые метапредметные результаты
В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
*мотивация к участию в социально-значимой деятельности;
*позитивное отношение к базовым ценностям;
*жизненное самоопределение личности.
Познавательные универсальные учебные действия:
*поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация;
*определение способов, действий для решения выявленной проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
*использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
*владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ;
*умение формулировать собственное мнение;
*умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
*понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;
*умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
*формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция;
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№
Темы занятий
Кол-во часов
Всего
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Формула успеха
10
4
6
3.
Организаторская техника лидера
12
6
6
4.
Основные приемы формирования команды.
10
6
4
5.
Школьное самоуправление
16
12
4
6.
Игра-инструмент лидера
14
7.
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности.
12
4
8
8.
Психология общения.
10
6
4
9.
Конфликтная компетентность.
10
6
4
10.
Портфолио лидера
10
4
6
11.
Игровое моделирование деятельности
14
4
10
12.
Здоровый образ жизни.
12
6
6
13.
Участие в конкурсах, мероприятиях
10
-
10
14.
Итоговое занятие
2
-
2
Всего:
144
Тематическое планирование занятий
2 год обучения
№
Темы занятий
Кол-во часов
Всего
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1
1
-
2.
Я - организатор. Проектирование собственной деятельности.
14
8
6
3.
Лидер и его команда.
13
8
5
4.
Детские общественные объединения. История появления.
12
8
4
5.
Методика организации и проведения праздника в школе.
15
7
8
6.
Основы волонтерского движения
15
5
10
7.
Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного лидера.
13
6
7
8.
Проектная деятельность.
17
10
7
9.
Ораторское мастерство
15
10
5
10.
Оформительский практикум:
10.1.
Школьная газета: распределение обязанностей и
8
4
4
10.2.
Стенгазета: специфика жанра.
8
4
4
10.3.
Выставки: виды и основы оформления.
9
6
3
10.4.
Декорации. Костюмерная мастерская.
8
6
2
11.
Толерантное общение.
10
6
4
12.
Профориентация.
10
5
5
13.
Участие в конкурсах, мероприятиях.
10
-
10
14.
Итоговое занятие, зачет.
2
1
1
Итого:
180
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.
Практическая деятельность: Игры на знакомство (Я самый, самый, Я лидер, Снежный ком, ознакомление с программой, темами, расписанием.
Формула успеха.
Теоретические знания: Понятие Лидер, основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
Практическая деятельность: Практикум Чемодан лидера. Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг Я - лидер.
Организаторская техника лидера.
Теоретические знания: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие стиль работы лидера, его виды. Принципы организаторской деятельности.
Практическая деятельность: Деловая игра Выборы, Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.
Основные приемы формирования команды.
Теоретические знания: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.
Практическая деятельность: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации. Практикум Каквести за собой.
Школьное самоуправление.
Теоретические знания: Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка.
Практическая деятельность: разработка своей модели ученического самоуправления, составление план-сетки. Мастер-класс Детская организация сегодня.
Игра- инструмент лидера
Теоретические знания: Возникновение игрового жанра. Классификация игр. Виды, типы игр и их значение. Игра на знакомство. Игры на взаимодействие. Методика проведения игровых программ. Разработка игровых программ. Отработка социальных навыков в игре. Методика проведения различных видов игр с разновозрастными группами. Их особенности
Практическая деятельность: . Игра Аквариум. Деловая игра Шляпы. Практикум Игры, в которые мы играем. Игра Калейдоскоп
Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности
Теоретические знания: Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.
Практическая деятельность: Практикум В копилку лидера. Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Игра-тренинг Мой первый сценарий
Психология общения.
Теоретические знания: Понятие общение, собеседник. Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.
Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах. Игры – поединки. Игры на взаимодействие сплочение команды. Тренинг Развитие коммуникативных навыков.
Конфликтная компетентность.
Теоретические знания: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Различные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.
Практическая деятельность: Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка. Тренинг Разрешение конфликтов.
Портфолио лидера
Теоретические знания: Понятие термина портфолио. Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.
Вожатское мастерство
Теоретические знания: Характеристика качеств вожатого. Изучение детского коллектива. Ораторское искусство.
Практическая деятельность: Игра Я могу. Анкета Работаем вместе. Игра Рука друга. Анкета Какой у нас коллектив. Игра Тянем - потянем для развития организаторской деятельности. Игры по станциям. Разработка. Игра Ищем клад
Здоровый образ жизни.
Теоретические знания: Понятие здоровый образ жизни. Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. Понятие здоровый человек. Психическое, социальное, физическое здоровье. Формула здоровья. Вредные привычки.
Практическая деятельность: Игры и упражнения на взаимодействие. Составление рейтинга своих вредных привычек Подвижные игры.
Участие в конкурсах, мероприятиях
Теоретические знания: Школьные конкурсы. Районный конкурс Лидер года, среди лидеров ДОО. День счастья для детей сирот. Районный мероприятия Наследники
Практическая деятельность: Подготовка и участие.
Итоговое занятие
Теоретические знания: Подведение итогов за год.
Практическая деятельность: Тестирование. Коллективно-творческое дело.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теоретические знания: Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий.
Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, ознакомление с программой, темами, расписанием.
Я – организатор
Теоретические знания: Планирование собственной деятельности. Организуй себя сам. Организаторская техника. Малые формы работы. Как составить план работы? 7 основных элементов организационной работы. (Цель, типы организации, методы, люди, материальные средства, время, контроль).
Практическая деятельность: Игры и упражнения на выявление лидерских качеств. Определение типа лидерства на примерах. Деловая игра Я будущий президент - участники примеряют на себя роли лидеров - известных личностей и защищают свое лидерство.
Лидер и его команда
Теоретические знания: Понятие лидер, команда, взаимоотношения лидера и его команды. Правила работы с командой. Статус человека в группе, пути изменения статуса. Психологический климат коллектива, его влияние на деятельность и на самочувствие его членов. Лидер как носитель ценностей коллектива, роль лидера в развитии коллектива.
Практическая деятельность: Определение командных ролей на примерах. Ролевая игра Кто управляет государством?. Тренинг Я в коллективе.
Детские общественные объединения. История появления.
Теоретические знания: Детские общественные организации, из истории создания. Детские общественные организации и объединения Пуровского района. Практическая деятельность: беседа Роль детских организаций.
Методика организации и проведения праздника в школе.
Теоретические знания: Методика организации и проведения конкурсных программ. Алгоритм составления конкурсных программ. Формы массовых мероприятий. Этапы организации. Подготовка. Проведение. Анализ.
Практическая деятельность: Проведение праздников, конкурсов, КВН.
Основы волонтерского движения
Теоретические знания: Принципы волонтерского движения, опыт деятельности волонтерских организаций. Общественно значимые акции. Что такое общественно значимые акции. Виды общественно значимых акций: трудовые, спортивные, общественно-политические, познавательные. Методика организации и проведения: изучение ситуации, предварительная работа, планирование, подготовка акций, проведение, подведение итогов.
Практическая деятельность: Тренинги по программе Сверстник сверстнику. Участие в акции Георгиевская ленточка. Трудовые десанты.
Информационно-коммуникационные технологии
в деятельности современного лидера
Теоретические знания: Использование средств информационно-коммуникационных технологий в деятельности современного лидера. Использование ИКТ – технологии в организационно – массовой деятельности. Умение использовать социальные сети. Всемирная паутина как один из источников информации. Мультимедийные презентации. Методика создания слайдового проекта.
Практическая деятельность: Овладение основами компьютерной грамоты, освоение навыков эффективной работы в сети Интернет. Создание слайдового проекта.
Проектная деятельность
Теоретические знания: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Понятие Социальный проект. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.
Практическая деятельность: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита. Участие в акции Мы обустраиваем мир, Я – гражданин России.
Ораторское мастерство
Теоретические знания: Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, мультимедийное сопровождение. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Построение публичного выступления. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное.
Практическая деятельность: подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Мастерская Навыки выступлений перед публикой.
Оформительский практикум.
Декорации. Костюмерная мастерская.
Теоретические знания: Декорации: формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию. Костюмерная мастерская: изготовление и подбор костюмов к мероприятию.
Практическая деятельность: выбор цветового решения, подбор шрифтов, выпуск тематической стенгазеты, оформление выставки.
Стенгазета: специфика жанра
Теоретические знания: Правила оформления стенгазеты, художественное решение. Объявление: формирование умения писать объявления. Листовка: научить оформлять листовки.
Практическая деятельность: выбор цветового решения, подбор шрифтов, выпуск тематической стенгазеты.
Выставки: виды и основы оформления
Теоретические знания: методика организации выставок в школе, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок из природного материала, организация тематических выставок.
Примерные темы занятий: Методика организации выставки, Выставка поделок из природного материала, Тематические выставки.
Практическая деятельность: оформление выставки.
Школьная газета
Теоретические знания: Специфика школьной газеты, подбор информации,
Примерные темы занятий: Школьная газета: о чем пишем?, Школьная газета, ролевая игра Издательство
Практическая деятельность: подбор информации, выпуск номера школьной газеты.
Толерантное общение.
Теоретические знания: Толерантное общение в группе. Характер и общение. Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям интактности, изучение коммуникативных техник, изучение особенностей различных культур.
Практическая деятельность: Тренинги по развитию навыков толерантного общения.
Профориентация.
Теоретические знания: Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов. Профдиагностика. Профессии, востребованные на рынке труда. Студенческая жизнь.
Практическая деятельность: Профориентационные игровые упражнения: Звездный час, Один день из жизни..., Автопортрет. Ролевые игры. Просмотр видеофильмов о профессиях.
Участие в конкурсах, мероприятиях
Школьные конкурсы. Районный конкурс Лидер года, среди лидеров ДОО. День счастья для детей сирот. Районный мероприятия АДПО.
Практическая деятельность: Подготовка и участие.
Итоговое занятие
Презентация Я – лидер. Подведение итогов работы. Вручение свидетельств об окончании учебного объединения Академия успеха.
Практическая деятельность: Игры и упражнения на взаимодействие. Итоговое тестирование, анкетирование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.
Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры), тестирование, самостоятельная работа, диспуты, круглые столы, конференции.
Базой по реализации программы является МБОУ СОШ№2 п.Пурпе.
Для успешной реализации программы Академия успеха накоплен методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы.
Имеются в наличии видеоматериалы, диски, фонотека, разработки игр, конкурсов, тесты (по диагностике, по профориентации), раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. С успехом используются материалы из сети Интернет и методическая литература.
Оборудование
Учебный класс
Канцтовары
Аудио-видеоаппаратура
Компьютер, медиапроектор
Столы, стулья
Методическое обеспечение
Вспомогательная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Тестовые методики
Банк интерактивных игр и упражнений
Разработки тренингов
Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)
Способы проверки результатов
Сроки диагностики сформированности компетентностей: вводная–октябрь, текущая
– декабрь, итоговая – апрель.
Контрольно-измерительные материалы. Для изучения устойчивых качеств иструктурных компонентов личности с целью оптимизации процессов воспитания и обучения
программе Академия успеха используются тесты, анкеты, опросники, адресованные воспитанникам и окружающим их людям (родителям, учителям, одноклассникам).
Цели диагностики
Методы диагностической работы
Диагностика свойств личности
Проективная методика Автопортрет Е.С.Романовой,
С.Ф.Потемкиной
Изучение
межличностных
- Социометрия Д.Морено;
- Методика КОС;
- Методика самооценки лидерских качеств
А.Н. Лутошкина;
- Наблюдение
- Тест-опросник Способен ли ты быть лидером?
Е. Жариков;
отношений,
выявление
лидерских
способностей
воспитанников
Изучение
эмоционально-
- Методика Шкала социально-ситуационной тревоги.
- Проектная методика ДДЧ
- Наблюдение
Изучение
мотивационной
- Анкетирование;
сферы
- Методика Ценностные ориентации М. Рокич
Оценка
уровня
Методика выявления коммуникативных и
организаторских способностей (КОС – 1);
Коммуникативных и организаторских способностей
Оценка
организаторских способностей
Психологическая оценка организаторских способностей в
рамках организуемой группы (Л.И. Уманский, А.Н.
Лутошкин, А.С. Чернышов, П.Н. Фетиский);
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту Педагог дополнительного образования детей и взрослых по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.
Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000.
3. Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. П р о г р а м м а деятельности школьного клуба старшеклассников Лидерство г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.
Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.
Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.
Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.
Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование,
2000.
Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование,
2001.
Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование,
2001.
Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 1999.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. - Волгоград: Учитель,
2007.
Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.
Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.
Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
Зинченко А.А. Как построить свое Я. - М., 2008.
Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.
Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.
Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.
Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.
Календарно тематическое планирование 1 год
Понедельник, пятница по 2 ч.
№
Темы занятий
Кол-во часов
По плану
По факту
Всего
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
03.09
2.
Формула успеха
10
4
6
2.1
Лидер. Основные качества лидера. Формальный и не формальный лидер.
2
2
7.09
2.2
Типы лидеров
2
2
10.09
2.3
Практикум Чемодан лидера
2
2
14.09
2.4
Тест Я-лидер
2
2
17.09
2.5
Деловая игра Портрет лидера
2
2
21.09
3.
Организаторская техника лидера
12
6
6
3.1
Достижение цели
2
2
24.09
3.2
Принципы организаторской деятельности
2
2
28.09
3.3
Стиль работы лидера, его виды
2
2
01.10
3.4
Деловая игра Выборы
2
2
05.10
3.5
Игры на взаимодействие
2
2
08.10
3.6
Тест Команда, Игра Мои права
2
2
12.10
4.
Основные приемы формирования команды.
10
6
4
4.1
Основные приемы формирования команды. Правила работы в команде
2
2
15.10
4.2
Виды групп и коллективов. Игра Снежный ком
2
2
19.10
4.3
Деловая игра Вести а собой
2
2
22.10
4.4
Этика и культура взаимообщения
2
2
26.10
4.5
Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребенка
2
2
09.11
5.
Школьное самоуправление
16
12
4
5.1
Что такое школьное самоуправление. Его правила, виды.
2
2
12.11
5.2
Структура самоуправления
2
2
16.11
5.3
Функции и полномочия самоуправления.
2
2
19.11
5.4
Методики определения развития самоуправления в коллективе
2
2
23.11
5.5
Роль членов самоуправления.
2
2
03.12
5.6
Понятие стиль работы его виды
2
2
07.12
5.7
Правовая основа самоуправления
2
2
10.12
5.8
Деловая игра Детская организация сегодня
2
2
14.12
6
Игра-инструмент лидера
14
6
8
6.1
Возникновение игрового жанра. Классификация игр. Игра Аквариум
2
2
17.12
6.2
Виды, типы игр и их значение. Игра на знакомство. Игры на взаимодействие.
2
2
21.12
6.3
Методика проведения игровых программ. Разработка игровых программ.
2
2
24.12
6.4
Отработка социальных навыков в игре. Деловая игра Шляпы
2
2
28.12
6.5
Методика проведения различных видов игр с разновозрастными группами. Их особенности
2
2
11.01
6.6
Практикум Игры, в которые мы играем
2
2
14.01
6.7
Игра Калейдоскоп
2
2
18.01
7.
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности.
12
4
8
7.1
Виды коллективно творческого дела
2
2
21.01
7.2
Методика организации и проведения КТД
2
2
25.01
7.3
Этапы КТД. Сценарий
2
2
28.01
7.4
Этапы КТД. Роль-задание
2
2
01.02
7.5
Практикум КТД
2
2
04.02
8.
Психология общения.
10
4
6
8.1
Понятие общение собеседник
2
2
08.02
8.2
Виды и функции общения. Вербальное и не вербальное общение.Дебаты
2
2
11.02
8.3
Секреты умения общаться.
2
2
15.02
8.4
Игра -поединок Дебаты
2
2
18.02
8.5
Тренинг Развитие коммуникативных навыков
2
2
22.02
9.
Конфликтная компетентность.
10
6
4
9.1
Понятие конфликта. Виды конфликта.
2
2
25.02
9.2
Темперамент, Мнение. Интересы. Позиции
2
2
01.03
9.3
Игра Конфликтный человек
2
2
04.03
9.4
Конфликт, как его преодолеть. Этикет общения
2
2
08.03
9.5
Тренинг Разрешение конфликтов
2
2
11.03
10.
Портфолио лидера
10
4
6
10.1
Понятие термина Портфолио. Виды. Содержание, структура.
2
2
15.03
10.2
Требования к портфолио предъявляемое для конкурса
2
2
18.03
10.3
Тренинг Мои успехи
2
2
22.03
10.4
Подготовка своего портфолио
2
2
25.03
10.5
Практикум Личное портфолио обучающегося
2
2
29.03
11.
Вожатское мастерство
14
2
12
11.1
Характеристика качеств вожатого.
Игра Я могу
2
2
01.04
11.2
Анкета Работаем вместе. Игра Рука друга
2
2
05.04
11.3
Изучение детского коллектива. Анкета Какой у нас коллектив
2
2
08.04
11.4
Игра Тянем - потянем для развития организаторской деятельности
2
2
12.04
11.5
Ораторское искусство
2
2
15.04
11.6
Игры по станциям. Разработка
2
2
19.04
11.7
Игра Ищем клад
2
2
22.04
12.
Здоровый образ жизни.
12
6
6
12.1
Понятие ЗОЖ. Составляющие ЗОЖ
2
2
26.04
12.2
Понятие 2здоровый человек Игра Здоровый человек
2
2
29.04
12.3
Психологическое, физическое здоровье
2
2
3.05
12.4
Практикум Рейтинг моих вредных привычек
2
2
6.05
12.5
ЗОЖ и лидер. Влияние на карьеру
2
2
10.05
12.6
Игра –викторина Да, нет
2
2
13.05
13.
Участие в конкурсах, мероприятиях
10
2
13.1
Роль конкурсов и участия в мероприятиях для лидера
2
2
17.05
13.213.3
Конкурс Лидер года
4
4
20.05
23.05
13.4
День добрых дел
2
2
25.05
13.5
День детских организация и объединений
2
2
27.05
14.
Итоговое занятие
2
-
2
31.05
Всего:
144
Календарно тематическое планирование 2 год
суббота 3ч, четверг 2ч
№
Темы занятий
Кол-во часов
По плану
По факту
Всего
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
06.09
2.
Я - организатор. Проектирование собственной деятельности.
15
6
8
2.1
Игра Организуй себя сам Организаторская техника
3
1
2
08.09
2.2
Как создать план работы? Для чего он нужен? 7 основных элементов организаторской работы
2
1
13.09
2.3
Деловая игра Я будущий президент
3
1
2
15.09
2.4
2
2
20.09
2.5
Игра Бизнесмен
3
1
2
22.09
2.6
Игра Калейдоскоп
2
2
27.09
3.
Лидер и его команда.
13
4
9
3.1
Понятие лидер команда
3
1
2
29.09
3.2
Как составить план работы с командой
2
2
04.10
3.3
Как распределить обязанности в команде. Тренинг Я и коллектив
3
1
2
06.10
3.4
Ролевая игра Кто управляет государством?
2
1
1
11.10
3.5
Тест Остров
3
1
2
13.10
4.
Детские общественные объединения. История появления.
7
3
4
4.1
Детские общественные объединения, из истории создания
2
1
1
18.10
4.2
Знакомство с детскими организациями Пуровского района
3
2
1
20.10
4.3
Круглый стол Дримсити- за и против
2
2
25.10
5.
Методика организации и проведения праздника в школе.
15
5
10
5.1
Алгоритм составления конкурсных программ. Написание сценария.
3
1
2
27.10
5.2
Составляющие успешного праздника
Практикум Праздник
2
2
08.11
5.3
Роль музыки в сценарии. Оформление праздника музыкой. Подборка музыки.
3
2
1
10.11
5.4
Оформление. Роль цвета. Изготовление эскизов оформления.
2
2
15.11
5.5
Речь. Навыки ведущего. Секреты правильной, красивой речи.
3
1
2
17.11
5.6
Костюм. Атрибуты одежды.
Игра Модельер
2
1
1
22.11
6.
Основы волонтерского движения
15
5
10
6.1
История становления и развития волонтерского движения: содержание и направление деятельности
3
2
1
24.11
6.2
Изучение программы деятельности общественных организаций, анализ целей и задач
2
1
1
29.11
6.3
Волонтерское движение Пуровского района
3
2
1
01.12
6.4
Идеи для разработки программы деятельности
2
2
06.12
6.5
Трудовой десант
3
3
08.12
6.6
Организация и проведение волонтёрских акций
2
2
13.12
7.
Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного лидера.
18
6
12
7.1
Знакомство с ИКТ
3
2
15.12
7.2
Использование средств ИКТ в деятельности современного лидера
2
2
20.12
7.3
Использование ИКТ в информационно-массовой деятельности
3
1
2
22.12
7.4
Умение использования социальных сетей. Всемирная паутина.
2
2
27.12
7.5
Мультимедийные презентации Практикум Кейс технология
3
1
2
29.12
7.6
Создание буклетов, листовок
2
1
1
10.01
7.7
Деловая игра Презентация себя
3
1
2
12.01
8.
Проектная деятельность.
15
5
10
8.1
Что такое проект и его виды
2
2
17.01
8.2
8.3
Правила написания проектов, оформление
3
1
2
19.01
8.4
8.5
Понятие социальный проект
2
1
1
24.01
8.6
8.7
Реализация и написание проекта командой
3
3
26.01
8.8
Защита проекта, правила, речь
2
1
1
31.01
8.9
8.10
Практикум Я –гражданин России (социальный проект)
3
3
02.02
9.
Ораторское мастерство
15
6
9
9.1
Основы публичного выступления
2
2
07.02
9.2
Ораторское искусство. Культура речи
3
1
2
09.02
9.3
Импровизация
2
1
1
14.02
9.4
9.5
Мультимедийное сопровождение выступления
3
1
2
16.02
9.6
Мастерская Навыки выступления
2
1
1
21.02
9.7
Практикум Ораторское искусство
3
3
23.02
10.
Оформительский практикум:
30
14
16
10.1
Основы оформительского искусства
2
1
1
28.02
Цвет, материал. Освещение.
3
2
1
02.03
10.5
Стенгазета: специфика жанра
2
1
1
07.03
Подборка материала. Цвет, рисунок.
3
1
2
09.03
Шрифты. Их значение
2
1
1
14.03
10.
Выставки: виды и основы оформления
3
1
2
16.03
Материал. Освещение.
2
1
1
21.03
Паспарту. Их виды
3
1
2
23.03
10.13
Декорации. Материалы
2
1
1
28.03
Направления моды.
3
2
1
30.03
Специфика периода времени
2
1
1
04.04
Костюмерная мастерская.
3
1
2
06.04
11.
Толерантное общение.
10
4
6
11.1
Что такое толерантность. Манеры толерантного общения
2
1
1
11.04
11.2
Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям интактности
3
2
1
13.04
11.3
Изучение коммуникативных техник. Ознакомление с особенностями различных культур
2
1
1
18.04
11.5
Тренинг по развитию навыков толерантного общения
3
3
20.04
12.
Профориентация.
12
4
8
12.1
Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов
2
2
25.04
12.2
Профдиагностика
3
3
27.04
12.3
Профессии востребованные на рынке труда
2
2
02.05
12.4
Упражнение Звездный час, Один день из жизни…
3
3
04.04
12.5
Просмотр видеофильмов о профессиях
2
2
11.05
13.
Участие в конкурсах, мероприятиях.
10
-
10
13.1
13.3
Подготовка участников конкурса Лидер года
3
3
16.05
13.4
Портфолио лидера
2
2
18.05
13.5
Школа актива для младших школьников
3
3
23.05
Защита Портфолио
2
2
25.05
14.
Итоговое занятие, зачет.
3
1
2
30.05
Итого:
180
74
106