Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики по социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики по социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами
Автор: Кириенко Татьяна Алексеевна
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Педагогический колледж г. Тамбова
Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики по социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами
Тамбов
2017
Составители:
КириенкоТ.А., преподаватель ТОГАПОУ Педагогический колледж г.Тамбова
Рецензент:
Ефимова Т.Н., преподаватель ТОГАПОУ Педагогический колледж г.Тамбова
Методические рекомендации по организации и проведению практики по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами / Составитель Кириенко Т.А. - Тамбов: ТОГАПОУ Педагогический колледж г.Тамбова, 2017.- 32 с.
Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения практики по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, а также содержат требования к отчетной документации
Методические рекомендации адресованы студентам и руководителям подгрупп практикантов по специальности 39.02.01 Социальная работа очной формы обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………4
1. Цели и задачи практики…………………………………………………….. 6
2. Содержание практики………………………………………………………. 9
3. Организация и руководство практикой……………………………………. 19
4. Требования к оформлению отчетной документации………………………21
Приложение……………………………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Производственная практика является составной частью профессионального модуля ПМ. 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами по специальности 39.02.01 Социальная работа.
Требования к содержанию практики регламентированы:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 от 12 мая 2014 г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег.№32937 от 02 июля 2014 г.),
- учебным планом специальности 39.02.01 Социальная работа;
- рабочей программой ПМ. 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами;
- потребностями ведущих учреждений (и/или организаций, предприятий);
- настоящими методическими рекомендациями.
По профессиональному модулю ПМ. 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами учебным планом предусмотрены:
учебная практика (51час.) и производственная практика (60 час).
Учебная и производственная практика организуется и проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профессиональному модулю, на основе заключенных договоров. В период практики студентами ведется отчетная документация в соответствии с установленными требованиями.
В рамках производственной практики Вы получаете возможность освоить правила и этические нормы взаимодействия специалистов по социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами.
Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет сформировать профессиональные компетенции специалиста по проведению диагностики трудной жизненной ситуации у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи, по осуществлению социального патроната клиента, по созданию условий для социальной адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста.
Методические рекомендации содержат задания на практику, дается алгоритм составления отчетной документации, что в свою очередь будет обеспечивать эффективность Вашей деятельности в качестве специалиста по социальной работе. Выполнение заданий направлено на успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности.
Прохождение учебной и производственной практики является обязательным условием освоения профессионального модуля.
Студенты, успешно прошедшие практику допускаются к квалификационному экзамену по профессиональному модулю, студенты, не выполнившие план практики, не допускаются к экзамену по профессиональному модулю.
Аттестация по практике по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами проводится в форме дифференцированного зачета.
Желаем Вам успехов!
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Учебная и производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по профессиональной деятельности с лицами пожилого возраста и инвалидами.
Цели практики:
Приобретение практического опыта:
- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;
- осуществления социального патроната;
- создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации;
- координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;
Формирование умений:
- анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;
- пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;
- выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
- оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;
осуществлять профессиональную деятельность с позиции рядом с клиентом.
Формирование профессиональных компетенций (ПК)
Название ПК
Результат, который Вы должны получить при прохождении практики
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации;
выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах,
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
решение основных социально-бытовых проблем пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту.
- планирование работы по социально бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
- решение основных медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов.
-осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов;
-взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам;
- использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей пожилого человека и инвалида.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
использование технологии социальной профилактики;
взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику;
-осуществление профессиональной деятельности с позиции рядом с клиентом
- создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС.
Формирование общих компетенций (ОК):
Название ОК
Результат, который Вы должны получить при прохождении практики
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
демонстрация интереса к будущей профессии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач; оценка эффективности и качества выполнения;
решение профессиональных задач по социальным проблемам; нахождение путей решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные
ОК 5 .Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
- демонстрация навыков работы с ИКТ
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
эффективное взаимодействие с обучающимися, преподавателями и специалистами в ходе обучения
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 13. вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
способность к самоанализу и коррекции результатов собственной работы
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
По прибытии на место прохождения практики Вы совместно с непосредственным руководителем должны составить индивидуальный календарный пиан прохождения практики по профилю специальности.
При составлении плана следует руководствоваться заданиями по практике.
Примерный план прохождения практики
п/п
Наименование мероприятий
Время проведения
Отметка о выполнении
1
Знакомство с организацией работы, структурой и деятельностью структурных подразделений организации по месту прохождения практики
Первая неделя
2.
Анализ нормативно-правовой базы, которой руководствуется организации при осуществлении деятельности с пожилыми и инвалидами
Первая неделя
З
Знакомство с информационными и справочно-правовыми системами, которыми руководствуются в работе конкретной организации
Первая неделя
4.
Непосредственное участие в работе специалистов организации (проведение культурно-досуговых, профилактических, физкультурно-оздоровительных мероприятий)
На протяжении всего периода практики
5.
Работа с представленными документами и справочно-правовыми системами.
В течение практики
6.
Анализ качества выполнения заданий по практике.
Оформление отчетной документации по практике
На протяжении всего периода практики
7.
Подготовка и сдача отчетной документации по практике
Последняя неделя
Задание на практику
по МДК. 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами
Органы социального обеспечения
(центры социального обслуживания населения)
п/п
Содержание заданий
Коды, формируемых пк
Комментарии по выполнению задания
1
Осуществление обоснованного анализа практических ситуаций, в соответствии с действующим законодательством;
ПК 1.1
В отчете указать конкретную ситуацию с подробным описанием действий специалиста и их обоснованием
2.
Обоснованная юридическая оценка практическим ситуациям, с использованием периодических и специальных изданий, справочной литературы, информационных справочно-правовых систем
ПК 1.2
В отчете указать конкретную ситуацию с подробным описанием действий специалиста
3.
Совместно со специалистом центра осуществление приема граждан по вопросам социального обеспечения;
ПК 1.3
В отчете указать:
- категории лиц, обращающихся в органы социального обеспечения
- проанализировать спектр вопросов, по которым обращаются граждане
4.
Участиеврассмотрениив установленномпорядке предложений, заявлений, жалоб граждан (лиц пожилого возраста и инвалидов);
ПК 1.3
В отчете отразить с какими заявлениями, жалобами и предложениями обращаются граждане разных возрастных и социальных групп
5
Участие в общении с лицами пожилого возраста и инвалидами.
ПК 1.4
В отчете перечислить характерные особенности общения с лицами пожилого возраста и инвалидами.
6
Определение перечня необходимых документов для получения социального обеспечения лиц пожилого возраста и инвалидов
Приложением к отчету должен быть перечень документов необходимых для получения одного из видов социального обеспечения
7.
Совместно со специалистом организации осуществление приема документов, необходимых для получения социального обеспечения
ПК.1.1-1.4
Приложением к отчету является пакет документов для получения социального обеспечения
8.
Формирование документов с использованием информационныхсправочно-правовых систем;
ПК 1.1
В отчете описать порядок работы по формированию документов с использованием справочно-правовых систем
9.
Назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат лицам пожилого возраста и инвалидам с использованием информационных технологий
ПК 1.4
В отчете описать порядок действий специалиста с указанием используемой компьютерной программы
10.
Формирование пакета документовс использованием информационныхсправочно-правовых систем;
ПК 1.2
Приложением к отчету является пакет документов для получения социального обеспечения, сформированный с использованием информационных справочно-правовых систем
11
Подготовка дел получателей пособий компенсаций и других социальных выплат для хранения;
ПК 1.4
В отчете указать нормативный документ, в соответствии с которым осуществляется передача и хранение дел
12.
Передача дел в архив
ПК 1.1
В приложении привести образец описи дел долговременного хранения
13
Совместно со специалистом консультирование граждан по вопросам социальной поддержки и защиты лиц пожилого возраста и инвалидов;
ПК 1.1-1.5
В отчете описать порядок действий работы специалиста
В отчете перечислить характерные особенности общения
с лицами пожилого возраста и инвалидами
14.
Обоснование выбора нормативно-правовой базы для реализации прав лиц пожилого возраста и инвалидов в сфере социальной поддержки и защиты
В отчете указать какая именно нормативная база регулирует правоотношения по социальному обеспечению
В отчете должно быть отражено следующее:
Анализ категорий лиц, обращающихся в органы социального обеспечения, круг интересующих их вопросов. Классификация вопросов по возрастным и социальным группам обращающихся.
Описание порядка действий специалиста по направлениям:
прием и консультирование обратившихся граждан,
прием и рассмотрение необходимых документов,
формирование пакета документов, дающих право на получение социального обеспечения, выбор и работа в справочно-правовых системах.
Перечень справочно-правовых систем с краткой характеристикой каждой из них.
Характерные особенности технологии общения с людьми пожилого возраста и инвалидами.
Описание действий по формированию личных дел, подготовке к архивному хранению и сохранности сданных дел.
Перечень отчетной документации
Дневник по практике.
Отчет по практике.
Характеристика на практиканта с базы практики.
Задание на практику
по МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов
Органы социального обеспечения
(центры социального обслуживания населения)
п/п
Содержание задания
Коды, формируемых ПК
Комментарии по выполнению задания
1
Совместно со специалистом центра проводить консультации по вопросам оказания психологической, социально-психологической помощи лицам пожилого возраста и инвалидам
В отчете указать: категории лиц, обращающихся в органы социального обеспечения; анализ спектра социально-психологических проблем, по которым обращаются граждане; описание ситуации, составление общего представления о проблеме клиента, оказание помощи клиенту в формулировании проблемы; рассмотрение проблемы, определение пути совместного решения, разработка общего плана дальнейшей консультации; протоколирование беседы
2.
Принимать участие в общении с
лицами пожилого возраста и инвалидами
В отчете перечислить характерные особенности общения с лицами пожилого возраста и инвалидами
З
Осуществление обоснованного анализа практических ситуаций
ПК 1.5
В отчете указать конкретную ситуацию с подробным описанием действий специалиста и их обоснованием
4.
Социально-психологическое сопровождение лиц пожилого возраста и инвалидов.
В отчете указать:
-показания для социально- психологического сопровождения клиента; - цели и задачи программы социально-психологического сопровождения клиента; -виды услуг, занятий, лекций, конечный результат, вывод, рекомендации
В отчете должны быть отражены следующие моменты:
Анализ категорий лиц, обращающихся в органы социального обеспечения и анализ их проблемных ситуаций. Выявление и типологизация проблем пожилых людей и инвалидов.
В отчете указать конкретную ситуацию с подробным описанием действий специалиста и их обоснованием.
З. Описание порядка действий специалиста:
- выявление психологических особенностей личности пожилого человека и инвалида;
- составление алгоритма деятельности социального работника с пожилыми и инвалидами;
- осуществление социальной диагностики проблемной (трудной жизненной) ситуации пожилых и инвалидов;
- определение путей решения проблем пожилых и инвалидов, выявление социальных рисков;
- определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации; оформление протокола беседы.
Перечень нормативных документов, используемых психологом в данном учреждении, с краткой характеристикой каждой из них.
Описание действий по разработке психологической программы сопровождения клиента.
Перечень отчетной документации
Конспекты консультаций, сценарии мероприятий.
Протокол беседы (результаты социально-психологической диагностики) с клиентом.
Программа психологического сопровождения клиента (на 10 занятий).
Задание на практику
по МДК 01.03 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами
Органы социального обеспечения
(центры социального обслуживания населения)
п/п
Содержание заданий
Коды, формируемых пк
Комментарии по выполнению задания
1
Знакомство с учреждением социальной защиты, их отделами, системой управления, клиентами, беседа со специалистами, осуществляющими социальную работу в данном учреждении.
В отчете указать: - категории лиц, обращающихся в органы социального обеспечения; анализ спектра социально-психологических проблем, по которым обращаются граждане.
2.
Наблюдение деятельности и поведения специалистов в процессе оказания помощи пожилым/инвалидам; наблюдение деятельности и поведения клиентов в процессе взаимодействия со специалистами.
В отчете перечислить характерные особенности технологии общения с лицами пожилого возраста и инвалидами.
З
Изучение случая конкретного клиента пожилого или инвалида;
Организация профессионального взаимодействия с клиентом (группой клиентов).
ПК 1.5
В отчете указать конкретную ситуацию с подробным описанием действий специалиста и их обоснованием; составить социальный паспорт инвалида.
4.
Оформление результатов практики в форме отчета и документации, необходимой специалистам, осуществляющим социальную работу в учреждении социальной защиты.
В отчете описать:
- порядок действий работы специалиста;
-показания для социально-психологического сопровождения клиента;
-виды услуг, конечный результат, вывод, рекомендации;
- перечислить характерные особенности общения с лицами пожилого возраста и инвалидами.
В отчете должны быть отражены следующие моменты:
Анализ категорий лиц, обращающихся в органы социального обеспечения и анализ их проблемных ситуаций.
Описание порядка действий специалиста:
- выявление психологических особенностей личности пожилого человека и инвалида;
- составление алгоритма деятельности социального работника с пожилыми и инвалидами;
- осуществление социальной диагностики проблемной (трудной жизненной) ситуации пожилых и инвалидов;
- определение путей решения проблем пожилых и инвалидов, выявление социальных рисков;
- определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации;
- оформление протокола беседы.
З. В отчете указать конкретную ситуацию с подробным описанием действий специалиста и их обоснованием:
- показания для социально-психологического сопровождения клиента;
- виды услуг, конечный результат, вывод, рекомендации.
Перечень отчетной документации
Макет личного дела клиента.
Перечень документов, необходимых для получения одного из видов социального обеспечения, сформированных с использованием информационных справочно-правовых систем.
Программа работы (план, сценарий) специалиста социально-психологического сопровождения клиента (виды услуг, конечный результат, вывод, рекомендации).
Задание на практику
по МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов
Органы социального обеспечения
(центры социального обслуживания населения)
п/п
Содержание заданий
Коды, формируемых пк
Комментарии по выполнению задания
1
Знакомство с учреждением социальной защиты их отделами, коллективом социального учреждения, изучение нормативно-правовых и организационных основ деятельности учреждения, что является основой для анализа и описания социальной службы по определенной схеме.
ПК 1.1-1.5
В отчете описать:
- анализ работы с пожилыми и инвалидами, находящимися под опекой и попечительством: выявление, патронаж;
-анализ спектра социально-психологических проблем, по которым обращаются граждане
2.
Работа по режиму учреждения, осваивание функциональных обязанностей социальных работников, осуществляющих патронат под руководством и контролем группового руководителя практики
В отчете перечислить:
-функциональные обязанности социальных работников, осуществляющих патронат;
- показания для патроната клиента
3.
Осуществление патроната
В отчете описать осуществление социального патроната конкретного клиента, в том числе содействие в оказании медико-социального патронажа
4.
Оформление результатов практики в форме отчета и документации, необходимой специалистам, осуществляющим патронат
ПК 1.1-1.5
В отчете описать:
- порядок действий работы специалиста, осуществляющего патронат;
-показания для осуществления патронажа конкретного клиента;
-подробное описание действий социального работника, осуществляющего патронаж;
- перечислить характерные особенности общения с лицами пожилого возраста и инвалидами в ситуации патронажа
В отчете должны быть отражены следующие моменты:
Анализ категорий лиц, нуждающихся в социальном патронаже. Особенности организации патронажа пожилых и инвалидов.
Описание порядка действий специалиста, осуществляющего патронаж:
- осуществление социальной диагностики проблемной (трудной жизненной) ситуации пожилых и инвалидов;
- составление алгоритма деятельности социального работника, осуществляющего патронаж;
- оформление протокола деятельности специалиста, осуществляющего патронаж.
3. В отчете указать конкретную ситуацию осуществления социального патронажа клиента, в том числе содействие в оказании медико-социального патронажа с подробным описанием действий специалиста и их обоснованием: показания для осуществления патронажа клиента; виды услуг, вывод, рекомендации.
Перечень отчетной документации
Макет личного дела.
Показания, необходимые для осуществления одного из видов социального сопровождения - патронажа.
Дневник социального работника, осуществляющего патронаж (виды услуг, вывод, рекомендации).
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Общее руководство практикой осуществляет заведующий специальностью 39.02.01 Социальная работа.
Ответственный за организацию практики утверждает общий план практики, обеспечивает контроль проведения со стороны руководителей производственного обучения, организует и проводит инструктивное совещание с руководителями практики, готовит информацию по аттестации студентов и отчет по итогам практики.
Практика осуществляется на основе договоров между колледжем и организациями, в соответствии с которыми организации предоставляют места для прохождения практики (при наличии у студента направления на прохождение практики). Программа практики согласуется с руководителями баз практики.
по выполнению заданий, контроль посещения мест производственной практики, проверка отчетов по итогам практики и выставление оценок осуществляется руководителем практики от колледжа.
Перед началом практики проводится установочная конференция. Посещение конференции и консультаций по практике - обязательное условие ее прохождения!
Организационное собрание проводится с целью ознакомления практикантов с приказом, сроками практики, порядком организации работы во время практики в организации, знакомства с требованиями к оформлению необходимой документации, правилами техники безопасности, распорядком дня, видами и сроками отчетности и т.п.
3.1. Основные обязанности студента в период прохождения практики
При прохождении практики студенты обязаны:
- своевременно прибыть на место практики с предъявлением направления;
- соблюдать внутренний распорядок, соответствующий действующим нормам трудового законодательства;
- выполнять требования охраны труда и режима рабочего дня, действующие в данной организации (учреждении);
- подчиняться действующим в организации, учреждении правилам;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- полностью выполнять виды работ, предусмотренные заданиями по практике;
- ежедневно заполнять дневник практики;
- по окончании практики подготовить документацию по практике в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций;
- сдать отчет по практике в установленные руководителем практики сроки.
3.2. Обязанности руководителей практики от образовательной организации ( колледжа)
- провести организационное собрание студентов перед началом практики;
- установить связь с непосредственным руководителем практики от организации, согласовать и уточнить с ним индивидуальный план практики;
- посетить организацию, в котором студент проходит практику, встретиться с руководителями организаций с целью обеспечения качества прохождения практики студентами;
- обеспечить контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;
- оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;
- провести итоговый контроль отчета по практике в форме дифференцированного зачета с оценкой, которая выставляется руководителем практики на основании оценок со стороны непосредственного руководителя практики от предприятия, собеседования со студентом с учетом его личных наблюдений;
- вносить предложения по улучшению и совершенствованию проведения практики перед руководством колледжа.
3.3. Обязанности руководителя практики от организации
Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на руководителя подразделения, в котором студенты проходят практику.
Непосредственный руководитель практики:
- знакомится с содержанием заданий на практику и создает условия для их выполнения на рабочем месте;
- знакомит практиканта с правилами внутреннего распорядка;
- предоставляет максимально возможную информацию, необходимую для выполнения заданий практики;
- в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов;
- по окончании практики дает характеристику о работе студента-практиканта;
- оценивает работу практиканта во время практики.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Отчетная документация по учебной и производственной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики (направление, договор); материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение студентом заданий по практике.
Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.
Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:
п/п
Расположение материалов в дневнике по практике
Примечание
1
Дневник по практике
Шаблон в приложении 1.
2.
Направление на практику
Выдается заведующим отделением
3.
График (индивидуальный план) прохождения практики
Шаблон в приложении 2.
Разрабатывается практикантом в соответствии с заданиями по практике, утверждается руководителем практики в первую неделю практики.
4.
Аттестационный лист
Шаблон в приложении 3.
5.
Характеристика на практиканта
Шаблон в приложении 4 .
Пишется в свободной форме. Подписывается непосредственным руководителем практики от организации и заверяется печатью
6.
Отчет о выполнении заданий по производственной практике
Шаблон в приложении 5.
Пишется практикантом. Отчет является ответом на каждый пункт плана и сопровождается ссылками на приложения
7.
Приложение
Перечень документов необходимых для получения одного из видов социального обслуживания.
Приложения представляют собой материал, подтверждающий выполнение заданий на практике. Приложения имеют сквозную нумерацию
Фотоотчет.
Грамоты, благодарности, сертификаты
Требования к оформлению отчетной документации
Отчет пишется:
- от 1-го лица в повествовательной форме;
- оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;
- поля документа: верхнее — 2, нижнее — 2, левое — 3,0, правое – 1;
- отступ первой строки — 1,25 см;
- размер шрифта - 14;
- межстрочный интервал - 1,5;
- расположение номера страниц - снизу по центру;
- нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;
- верхний колонтитул содержит ФИО, № группы, курс, дата составления отчета.
Отчет начинается сзаголовка иподзаголовка, выполненных центрированным способом.
Каждый отчет выполняется индивидуально.
Текст отчета должен занимать не менее 2 печатных страниц.
Содержание отчета формируется в скоросшивателе.
Рекомендации по ведению дневника производственной практики
Дневник ведется отдельно по каждому разделу практики.
Вначале дневника заполняется график прохождения производственной практики по датам и количеству дней, в соответствии с программой практики.
З. Ежедневно в графе Содержание и объем проделанной работы регистрируется проведенная студентами самостоятельная работа в соответствии с графиком практики.
Описанные ранее в дневнике ситуации и т.п. повторно не описываются, указывает лишь число проведенных работ и наблюдений в течение дня практики.
В записях в дневнике следует четко выделить:
а) что видел и наблюдал обучающийся;
б) что им было проделано самостоятельно.
При выставлении оценок по пятибалльной системе учитывается количество и качество проделанных работ, правильность и полнота описания впервые проводимых в период данной практики манипуляций, наблюдений, знание материала, изложенного в дневнике, четкость, аккуратность и своевременность проведенных записей. Оценка выставляется ежедневно непосредственным руководителем практики.
В графе Оценка и подпись руководителя практики учитывается выполнение указаний по ведению дневника, дается оценка качества проведенной работы.
Приложение 1
Структура и содержание дневника практики
1. Титульный лист.
Раздел I. Сведения о базовой организации прохождения учебной (производственной) практики.
Права и обязанности студентов на практике.
Памятка студенту.
Критерии оценки результатов практики.
Раздел II. Индивидуальный план работы
Задание 1. Ознакомление с целями, задачами и программой практики
Задание 2. Составление визитных карточек учреждений социальной сферы.
Задание 3. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждения.
Задание 4. Должностные обязанности социального работника.
Задание 5. Конспекты мероприятий, проведенных с лицами пожилого возраста и инвалидами.
Задание 6. Анализ проведенных мероприятий.
Задание 7. Выполнение учебно-исследовательской деятельности по теме курсовой работы.
Задание 8. Составление социальной карты клиента.
Задание 9. Составление плана беседы, консультации пожилых людей.
Задание 10. Составление акта обследования жилищно-бытовых условий клиента.
Раздел III. Отчет о прохождении учебной (производственной) практики.
Характеристика на студента-практиканта.
Приложение (фотоотчет, анкеты, диаграммы, методические разработки и т.п.)
Титульный лист дневника по практике
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Педагогический колледж г.Тамбова
ДНЕВНИК
учебно-производственной практики по ПМ 01.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ И ИНВАЛИДАМИ
Студентки ФИО
Специальности 39.02.01 Социальная работа
Группы СР-21
Руководитель практики ФИО
Тамбов
2017
РАЗДЕЛ I.
Сведения об организации
Учреждение:
Адрес:
Директор:
Методист:
Руководитель практики:
Штат учреждения:
Режим работы учреждения:
Основные направления учреждения:
Визитная карточка учреждения
1.Название (полное) учреждения или объединения.
2.Ведомственная принадлежность (вышестоящая организация)
3.Дата создания регистрации
4.Адрес (индекс, телефон)
5.Цель создания
6.Сфера деятельности.
7.Предоставляемые виды услуг для населения.
8.Режим работы.
9.Формы работы.
10.Источники финансирования.
11.Наличие платных услуг и порядок их представления.
12.Контингент обслуживаемых.
Памятка студенту
Практика студентов является важнейшей частью учебного процесса и проводится с целью закрепления и углубления теоретических знаний и приобретения практических навыков.
Перед выходом на практику студент готовит дневник с указанием базы практики и ФИО руководителей практики.
Студент при прохождении практики обязан:
полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;
изучить и соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;
участвовать в научно-исследовательской работе по заданиям руководителей практики;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
По окончании практики студент :
пишет отчет о проделанной работе;
получает отзыв и оценку руководителя практикой от предприятия;
Итоговая оценка за практику выставляется студенту после предоставления оформленного дневника практики и защиты его на итоговой конференции.
Оценка по практике учитывается наравне с оценками по дисциплинам.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно. На основании академической задолженности по практике студент может быть отчислен из колледжа.
На студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка, руководителями предприятий, учреждений и организаций могут налагаться взыскания, о чем сообщается руководителю практики от колледжа и записывается в дневник.
Дневник практики хранится в учебном заведении на протяжении всего периода обучения в колледже.
Критерии оценки результатов практики
Оценка результатов практики складывается из оценки, выставленной руководителями от учреждения и от колледжа, по результатам ведения документации и оценки отчёта студента на итоговой конференции.
Результаты практики оцениваются в виде дифференцированного зачёта (с выставлением отметок).
При оценке результатов практики в первую очередь учитываются следующие составляющие:
- уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);
- степень сформированности профессиональных умений;
- мнение, высказанное групповым руководителем практики в отзыве;
- содержание записей в дневнике и аккуратность его ведения;
- качество отчётной документации и своевременность её сдачи на кафедру (в течение 3 дней по окончании практики);
- выступление на итоговой конференции и пр.
Оценка отлично выставляется студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, проявил самостоятельность, творческий подход, общую и профессиональную культуру.
Оценка хорошо выставляется студенту, который полностью выполнил весь намеченный объём работы, проявил инициативу, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребность в творческом росте.
Оценка удовлетворительно выставляется студенту, который выполнил программу практики, но не показал глубоких теоретических знаний и умений применения их на практике, допускал ошибки при планировании и в практической деятельности, за небрежное ведение документации
Оценка неудовлетворительно выставляется студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабые теоретические знания, практические умения.
Приложение 2
Индивидуальный план работы
Дата
Содержание работы
Подпись руководителя практики
Приложение 3
Форма аттестационного листа
Аттестационный лист по практике
_____________________________________________________
(Ф.И.О.)
Обучающийся (аяся) на ___ курсе, группа СР-21 по специальности СПО
_______39.02.01 _______Социальная работа___________________
(код и наименование)
успешно прошел(ла) учебную или ( производственную практику) по профессиональному модулю
ПМ. 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
в объеме часа с 201.. г. по 201.. г.
В организации ___________________________________________________________
(наименование организации, юридический адрес)
Виды и качества выполнения работ
Профессиональные компетенции
(код и наименование)
Виды и объём работ, выполняемых обучающимися во время практики
Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходит практика
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов
Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время производственной практики (дополнительно используются произвольные критерии по выбору ОУ) __________________________________________________________________
Заключение: аттестуемый(ая) продемонстрировал(а)/не продемонстрировал(а) владение профессиональными и общими компетенциями: _________________________________
Дата ____ __________ 201…г.
Подпись руководителя практики _________________ Ф.И.О. должность
Подпись ответственного лица организации (базы практики)
_________________ Ф.И.О. должность
Карта рейтинг-контроля студента
Профессиональные, личностные качества и умения
Оценка в баллах
Специалист, за которым закреплен студент
Руководитель
практики
Самооценка
1.Профессиональные знания
2. Умение применять знания на практике
3. Организаторские умения
4. Коммуникативные умения
5.Диагностические умения
6. Профессиональная этика. Проявление эмпатии
7. Социальная деятельность и активность
8. Самостоятельность
9. Гуманизм и уважение личности
10. Творчество
11.Профессиональное самочувствие к концу практики
Студент ___________________ (подпись)
Дата _________________
Специалист ________________ (подпись)
Дата __________________
Руководитель практики _______ (подпись)
Дата _________________
Приложение 4
Форма характеристики прохождения практики студентом
ХАРАКТЕРИСТИКА
на практиканта
____________________________________
(ФИО)
Студент (ка) ____ курса специальности 39.02.01 Социальная работа ТОГАПОУ Педагогический колледж г.Тамбова_____________________ (ФИО) с ___ _____________ 20___ г. по ___ ___________ 20___г. проходил(а) практику в ______________________________________________
__________________________________________________________________
(название организации)
под руководством ____________________________________________ .
(ФИО и должность руководителя практики от организации-базы практики)
В период практики студент(ка) выполнял(а) следующие виды работ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе практики студентом были освоены общие и профессиональные компетенции:_________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень профессиональной коммуникативной культуры студента:_________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания:___________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка: __________________________.
____ __________________20__ г.
Руководитель организации ________ / ФИО /
М.П.
Приложение 5
Вопросы к составлению отчета по учебной (производственной) практике
ФИО студента, группа.
Сроки прохождения практики.
Место прохождения практики.
Цель и задачи практики.
Степень овладения общими и профессиональными компетенциями.
Изучение основных нормативно-правовых актов организации.
Изучение должностных обязанностей социальных работников.
Качество выполнения видов работ по практике в соответствии с индивидуальным заданием.
Применение технологий социальной работы с клиентом (социальной диагностики, консультирования, социальной профилактики, социального патронажа и др.).
Качество проведения мероприятий с клиентами.
Затруднения в ходе прохождения практики.
Выводы и рекомендации по итогам практики.
6
7
22
21
4
32
31
4