«Игрушки – комфортеры и игрушки-самоделки как средство успешного речевого развития детей раннего возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игрушки – комфортеры и игрушки-самоделки как средство успешного речевого развития детей раннего возраста»
Автор: Москаленко Светлана Викторовна

Тема: «Игрушки – комфортеры и игрушки-самоделки как средство успешного речевого развития детей раннего возраста»Авторы:Коркина Марина Викторовна –воспитатель I кв. категории Москаленко Светлана Викторовна– воспитатель I кв. категориид/с №13 «Карлсон» - филиал АН ДОО «Алмазик»г. МирныйАктуальность.Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык.21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое, и третье. Но опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.Цель: создание благоприятного образовательного пространства для развития свободного общения с взрослыми и детьми, обогащения активного словаря и развития связной речи у детей раннего возраста.Задачи: создать условия для свободного общения детей раннего возраста; развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом; развивать артикуляционный аппарат, способность правильно произносить звуки родного языка. повысить уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и речевого развития детей раннего возраста.В работе с детьми по развитию речи мы широко используем художественное слово. Особенно произведения устного народного творчества. Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками, пользуемся наглядностью (показываем движения, действия привлекаем для этого игрушки-самоделки). Учим слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.Методы и приемы развития речи детей раннего возраста.НАГЛЯДНЫЕ: осмотры помещений детского сада, рассматривание натуральных предметов (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание, картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам).СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание.ПРАКТИЧЕСКИЕ: дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.Развитию активной речи детей способствуют следующие приемы:многократное повторение речевого материала;паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами;вопросы к ребенку;использование стихотворных текстов;использование текстов с повторяющимися элементами;договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения);ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;использование иллюстраций к текстам;обыгрывание текста.Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Чтобы помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, а еще и одновременно поработать над развитием мелкой моторики пальцев рук мы используем игрушки – комфортеры.Что же такое комфортер?Более 10 лет назад была разработана удивительная вещь – комфортер. Это специальная игрушка-салфетка, пропитанная запахом мамы. Забавную вещичку в виде зайчика, мишки или слоненка кладут рядом с мамой во время кормления. Ткань пропитывается маминым запахом, и это помогает крохе чувствовать себя комфортно. Поэтому-то игрушка-салфетка и названа «комфортер». Идея возникла в Англии. Обычная мама клала платочки и одеяла рядом во время кормления. И, когда ей приходилось отлучаться, малыш был спокоен, думая, что мама рядом.Игрушку-салфетку можно использовать не только в период грудного вскармливания, но и когда малыш перейдет на прикорм. Комфортер способствует развитию мелкой моторики благодаря узелкам, лапкам, ушкам и глазкам. Да и первая игрушка – всегда самая любимая. Сначала комфортер для ребенка – это игрушка, помогающая успокоиться, почесать десна или быстро уснуть. Но со временем она приобретает и другие функции – к 9-10 месяцам это еще и защитник, отгоняющий плохие сновидения и различные страхи. Детские психологи, считают наличие такого «друга» вполне нормальным и допустимым. В детской кроватке комфортер может жить даже до 8-летнего возраста, иногда и больше. Главное, чтобы ребенку было комфортно засыпать – не зря же такие «компаньоны» получили соответствующее название.Главным фактором, влияющим на развитие речи детей, является комментирующая речь, которой ребенок сопровождает свои действия с предметами. Нами были изготовлены различные игрушки, которые помогают нам в работе. Это игрушки-топотушки, вязанные игрушки, которыми можно обыгрывать различные ситуации.Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь. Для раскрепощения детей и повышения их эмоционального настроя, мы придумали игрушки-трансформеры, где использовали головы от старых игрушек, к которым связали туловища-рукавицы. Туловища можно менять местами, также, как и головы.Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи мы изготовили дидактические пособия, с помощью которых дети в интересной игровой форме тренируют мелкую моторику пальцев рук. Так же их можно использовать и в рассказывании и составлении сказок, в обыгрывании различных рассказов и т.д.Основной задачей игр-драматизаций – погрузить детей в общие переживания. Эти игры являются, с одной стороны, увлекательным зрелищем для детей, а с другой – средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Центральное место здесь занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. Содержанием спектакля могут служить доступные малышам народные сказки, попевки, потешки. Здесь нам помогали забавно связанные шапочки, которые дети очень полюбили.К процессу изготовления игрушек подключились сотрудники и родители детского сада детского сада.В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. Поэтому мы проводим следующие мероприятия для родителей:
  • Индивидуальные беседы
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика»
  • «Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  • Выпуск памяток для родителей «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
  • Таким образом: в группе созданы благоприятные условия способствующие речевой активности детей;игрушки-комфортеры и игрушки-самоделки помогают детям понимать обращенную речь, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, расширять пассивный словарь;установлен тесный эмоциональный контакт между педагогами, детьми и их родителями.