"Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Автор: Грачева Елена Геннадьевна
Использование инновационных технологий в музыкальном образовании детей.Основная задача, стоящая перед педагогами-музыкантами – оптимальное музыкальное развитие каждого ребенка, любовь к музыке. Самое главное понимание, что нет бездарных детей, есть не понятые дети.Пение – одно из главных направлений в музыкальном образовании, которое способствует развитию музыкального слуха и вообще музыкальности детей. По моему твердому убеждению – все дети обладают музыкальным слухом. Про кого говорят: «медведь на ухо наступил», тоже имеют музыкальный слух, только он менее выражен и если его развивать, то можно достичь определенных успехов. Музыкальный слух, как и любая способность, поддается тренировке и развитию, и чем раньше начинается соответствующая работа, тем большего результата следует ожидать.Для развития певческих навыков используются следующие технологии:1.Фонопедический метод развития голоса. В качестве специальной технологии обучения детей пению мной используется «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова - известного учителя-исследователя, врача-фониатра.2. Упражнения на дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»: «Снежинка» - сдуваем снежинку с ладошки; «Собачки» - подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык); «Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом); «Ветер» - рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.); «Задуваем свечи на торте» и т. п.3. Артикуляционная гимнастика. Чтобы детям было понятно нужно показывать на себе результат работы языка, губ, челюстей, а также приём работы с зеркалом, чтобы ребёнок контролировал свой результат. Можно использовать короткие стишки, рассказывая их разными способами. Например: нараспев, отрывисто, с разной динамикой и т д. «Комплекс для разминки артикуляционного аппарата (рта): языка, губ, щек, челюсти»Артикуляция гласных без звука и со звуком, скольжение голосом. Такие упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребёнка, готовят к распеванию.Здоровьесберегающие технологии. Необходимы для музыкально-творческого воспитания и развития музыкального слуха. Упражнения на дыхание тоже относятся к здоровьесберегающим технологиям. Охрана детского голоса при обучении пению. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Подбирать репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу: не громко; не очень быстро и не слишком медленно; пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни; разучивайте песни "с голоса"; чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Необходимо использовать приёмы и методы направленные на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье.Технология импровизированного исполнения. Создание произведения одновременно с его исполнением. Различные задания на сочинение и импровизацию. Используя знакомые попевки, стишки дети сами к ним сочиняют мелодию. Придумывают мелодию на определенную тему пропевая на какой-нибудь повторяющийся слог или звуки. Спеть маленькую песенку разными способами: 1 способ – протяжно, слитно – «легато»; 2 способ – отдельно, не связно – «нон легато»; 3 способ – отрывисто – «стаккато». Можно сочинить маленькое стихотворение на любую тему и пропеть разными способами, в зависимости от характера получившегося стихотворения.Технология «Воображаем и играем». Представить, что играем на воображаемом музыкальном инструменте, покажем как играют громко, тихо, плавно, отрывисто и т.п.Технология «Выразительное исполнение». Сначала выразительно читаем стихотворение, затем также выразительно поём.Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музыке, занятия музыкальным искусством, - это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно. Педагогика сотрудничества. Признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Здесь можно выделить следующие технологические модели: диалоговое взаимодействие педагога и ребенка; учебно-игровую деятельность; проблемно-поисковые методы; арттерапию.Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы (задачи) и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда педагог и дети совместно ищут и находят ответы на вопросы. Художественно-синкретический метод с помощью пластики, жеста, красок, способствует осознанию учащимися уникальности, целостности и всеобщности искусства. Эмоциональное исполнение произведений. Необходимо добиваться, чтобы дети жестами и пением могли передать собственное эмоциональное состояние. Ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии.Коммуникативные танцы. Использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.Технология игрового обучения.1.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).2.Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Это первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи3. Игры звуками. Игры типа «Послушай себя» где звуки можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.4. Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности необходимо использование детских музыкальных инструментов.