Использование современных технологий на уроках русского языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных технологий на уроках русского языка
Автор: Рогожникова Елена Викторовна

Научно-практическая конференция «Профессионально-личностный рост педагога как одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях введения ФГОС»Использование современных технологий на уроках русского языка«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его. К. Д. УшинскийНет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом?Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Цели образования XXI века:
  • уметь жить;
  • уметь работать;
  • уметь жить вместе;
  • уметь учиться.
  • Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
  • технологий, методов и приёмов обучения;
  • содержания образования;
  • стиля жизни образовательного учреждения;
  • типа взаимодействия в системе «преподаватель – обучающийся – родители – общественность».
  • Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных технологий в обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», — говорил Буслаев.Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:
  • универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;
  • ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;
  • специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.
  • Технологии, используемые на уроках русского языка:1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.2. Технология индивидуализации обучения.3. Групповые технологии.4. Технология сотрудничества («проникающая технология»).5. Технология коллективной творческой деятельности.6. Технология «ТРИЗ».7. Технология исследовательского (проблемного) обучения.8. Информационно-коммуникационные технологии.9. Технология проектного обучения.10. Игровые технологии.11. Здоровьесберегающие технологии.12. Технология встречных усилий.13. Технология модерации.14.Технология модульного обучения.15. Сингапурские технологии.16. Кейс-технологии.Технология сотрудничестваТехнология сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчестваПедагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе.Учитель и ученик растут вместе.КонфуцийПример:В 7 классе при изучении темы «Правописание -н- и -нн- в причастиях» работу строю по методу «Учимся вместе» (каждая группа работает над отдельным блоком правила:
  • «Выбор зависит от приставки».
  • «Выбор зависит от суффикса».
  • «Выбор зависит от зависимого слова».
  • «Выбор зависит вида глагола, от которого оно образовано».
  • «Выбор зависит от формы причастия» и т.д.
  • После чего составляется сводная таблица «Условия выбора -н- и -нн- в причастиях). Такой вид работы целесообразно использовать при изучении и других сложных орфографических правил: «Правописание не с различными частями речи», «Чередующиеся гласные в корне», «Правописание безударных личных окончаний глагола» и т.п.Технология «ТРИЗ»Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач.Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.Принципы технологии ТРИЗ:
  • снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
  • гуманистический характер обучения;
  • формирование нестандартного образа мышления;
  • практико-ориентированное внедрение идей.
  • Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый.Пример: Пунктуационная задачаМ.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума».«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота. Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить».
  • Как он это сделал?
  • Лингвистическая задачаВопрос: Расставьте знаки препинания. Определите, сколько человек сидело в комнате. Приведите все возможные варианты ответа. За столом сидели хозяйка дома её сестра подруга моей матери двое незнакомых мне лиц моя сестрёнка и я.Ответы:За столом сидели: хозяйка дома, её сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестрёнка и я. (7)За столом сидели: хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я. (6)Технология проектного обученияТехнология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в образовании заключается в том, что происходит развитие творческого мышления:
  • качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
  • вводятся элементы исследовательской деятельности;
  • формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
  • происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение.Педагог превращается в куратора или консультанта.
  • Пример:Подготовка к проекту «Традиции моей семьи», «Традиции моего народа».Демонстрация проектов учащихся.Игровые технологииЗа пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.
  • Англичане говорят что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы - как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо.
  • А как говорят русские? (Как две капли воды.)
  • Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман.
  • А русский? (Как свои пять пальцев.)
  • Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сенафранцузы – что он сшит из золота.
  • А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют.)
  • После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников.
  • Что в этом случае происходит с русскими? (Искры из глаз сыпятся.).Технология встречных усилийОсновной целью работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития; воспитание личности с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, необходимых в жизни.Задача учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его, внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный результат!В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, демократический. Главным содержанием взаимоотношений становится принцип учения без принуждения.Создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, - долгий процесс, где необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей… Только тогда учебное сотрудничество обретает основное свое значение: сотрудничество, совместный труд. Интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на равных. Поставленной цели можно достичь разными средствами. Педагогика встречных усилий (по Хан О.Н.) предполагает постоянные «шаги» навстречу» от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.Наставник должен помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения; не учить, а только помогать учиться. К.Д. Ушинский.Сингапурские технологииДанные методы используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т. д.По словам специалистов компании Educare, программа состоит из пяти модулей:
  • тенденции развития образования в XXI веке,
  • развитие критического мышления у школьников,
  • проблемное обучение,
  • совместное групповое обучение,
  • формирование инновационных педагогических коллективов.
  • Система, которой обучали нас, задействует во время урока весь класс. Это метод, позволяющий учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными.Сингапурская методика обучение - это то же самое обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур. Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С этой целью выбирается ненавязчивый рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в наших и зарубежных школах. Познакомить с главной идеей ("Учиться вместе!") и основными принципами:
  • взаимозависимость всех членов группы;
  • личная ответственность каждого;
  • равная доля участия каждого;
  • рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).
  • Примеры сингапурских технологий:КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.ЭЙ АР ГАЙД - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления.ТИМ ЧИР - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.РАУНД ТЭЙБЛ - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ «одновременный релли тейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.ЭЙ АР ГАЙД.Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.Возьмите листочки «Теория». Прочитайте материал. Через 4 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.- Если у вас колонки «ДО» и «ПОСЛЕ» совпадают, то ответьте на вопрос «Какое из утверждений вы считаете самым важным и почему?» Если ваше мнение изменилось, то укажите, что вас заставило думать по-другому.Мониторинг обучающихся по русскому языку и литературеза 2016-2017 уч.г. по сравнению с I-III четвертью 2017-2018 уч.г.Мы учимся всю жизнь!Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.Роджер ЛевинНикогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы мы ни учились, сколько бы мы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.Н.А. Рубакин (русский книговед, библиограф)Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Главное – дарить всё время что-то хорошее и ценное (хотя бы интересный урок!).