Использование современных технологий на уроках русского языка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных технологий на уроках русского языка
Автор: Рогожникова Елена Викторовна
Научно-практическая конференция «Профессионально-личностный рост педагога как одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях введения ФГОС»Использование современных технологий на уроках русского языка«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его. К. Д. УшинскийНет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом?Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Цели образования XXI века:уметь жить;уметь работать;уметь жить вместе;уметь учиться.Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:технологий, методов и приёмов обучения;содержания образования;стиля жизни образовательного учреждения;типа взаимодействия в системе «преподаватель – обучающийся – родители – общественность».Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных технологий в обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», — говорил Буслаев.Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.Технологии, используемые на уроках русского языка:1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.2. Технология индивидуализации обучения.3. Групповые технологии.4. Технология сотрудничества («проникающая технология»).5. Технология коллективной творческой деятельности.6. Технология «ТРИЗ».7. Технология исследовательского (проблемного) обучения.8. Информационно-коммуникационные технологии.9. Технология проектного обучения.10. Игровые технологии.11. Здоровьесберегающие технологии.12. Технология встречных усилий.13. Технология модерации.14.Технология модульного обучения.15. Сингапурские технологии.16. Кейс-технологии.Технология сотрудничестваТехнология сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчестваПедагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе.Учитель и ученик растут вместе.КонфуцийПример:В 7 классе при изучении темы «Правописание -н- и -нн- в причастиях» работу строю по методу «Учимся вместе» (каждая группа работает над отдельным блоком правила: «Выбор зависит от приставки».«Выбор зависит от суффикса». «Выбор зависит от зависимого слова». «Выбор зависит вида глагола, от которого оно образовано».«Выбор зависит от формы причастия» и т.д. После чего составляется сводная таблица «Условия выбора -н- и -нн- в причастиях). Такой вид работы целесообразно использовать при изучении и других сложных орфографических правил: «Правописание не с различными частями речи», «Чередующиеся гласные в корне», «Правописание безударных личных окончаний глагола» и т.п.Технология «ТРИЗ»Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач.Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.Принципы технологии ТРИЗ:снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;гуманистический характер обучения;формирование нестандартного образа мышления;практико-ориентированное внедрение идей.Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый.Пример: Пунктуационная задачаМ.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума».«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота. Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить». Как он это сделал?Лингвистическая задачаВопрос: Расставьте знаки препинания. Определите, сколько человек сидело в комнате. Приведите все возможные варианты ответа. За столом сидели хозяйка дома её сестра подруга моей матери двое незнакомых мне лиц моя сестрёнка и я.Ответы:За столом сидели: хозяйка дома, её сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестрёнка и я. (7)За столом сидели: хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я. (6)Технология проектного обученияТехнология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в образовании заключается в том, что происходит развитие творческого мышления:качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;вводятся элементы исследовательской деятельности;формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение.Педагог превращается в куратора или консультанта.Пример:Подготовка к проекту «Традиции моей семьи», «Традиции моего народа».Демонстрация проектов учащихся.Игровые технологииЗа пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.Англичане говорят что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы - как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо.А как говорят русские? (Как две капли воды.)Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман.А русский? (Как свои пять пальцев.)Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют.)После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? (Искры из глаз сыпятся.).Технология встречных усилийОсновной целью работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития; воспитание личности с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, необходимых в жизни.Задача учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его, внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный результат!В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, демократический. Главным содержанием взаимоотношений становится принцип учения без принуждения.Создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, - долгий процесс, где необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей… Только тогда учебное сотрудничество обретает основное свое значение: сотрудничество, совместный труд. Интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на равных. Поставленной цели можно достичь разными средствами. Педагогика встречных усилий (по Хан О.Н.) предполагает постоянные «шаги» навстречу» от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.Наставник должен помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения; не учить, а только помогать учиться. К.Д. Ушинский.Сингапурские технологииДанные методы используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т. д.По словам специалистов компании Educare, программа состоит из пяти модулей:тенденции развития образования в XXI веке, развитие критического мышления у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов. Система, которой обучали нас, задействует во время урока весь класс. Это метод, позволяющий учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными.Сингапурская методика обучение - это то же самое обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур. Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С этой целью выбирается ненавязчивый рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в наших и зарубежных школах. Познакомить с главной идеей ("Учиться вместе!") и основными принципами:взаимозависимость всех членов группы;личная ответственность каждого;равная доля участия каждого; рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).Примеры сингапурских технологий:КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.ЭЙ АР ГАЙД - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления.ТИМ ЧИР - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.РАУНД ТЭЙБЛ - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ– «одновременный релли тейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.ЭЙ АР ГАЙД.Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.Возьмите листочки «Теория». Прочитайте материал. Через 4 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.- Если у вас колонки «ДО» и «ПОСЛЕ» совпадают, то ответьте на вопрос «Какое из утверждений вы считаете самым важным и почему?» Если ваше мнение изменилось, то укажите, что вас заставило думать по-другому.Мониторинг обучающихся по русскому языку и литературеза 2016-2017 уч.г. по сравнению с I-III четвертью 2017-2018 уч.г.Мы учимся всю жизнь!Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.Роджер ЛевинНикогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы мы ни учились, сколько бы мы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.Н.А. Рубакин (русский книговед, библиограф)Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Главное – дарить всё время что-то хорошее и ценное (хотя бы интересный урок!).