"Интересен ли знак ударения"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интересен ли знак ударения"
Автор: Иванова Людмила Валерьевна

Иванова Людмила ВалерьевнаМБОУ «Байгильдинская СОШ»Интересен ли знак ударения? Современные педагоги знакомы с такой ситуацией, что дети, пришедшие в 1 класс, практически все умеют читать и, соответственно, в какой-то степени практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный и нелегкий процесс осознания понятия «ударения». Интересен ли знак ударения учащимся? Попробуем задать этот вопрос первоклассникам, только что познакомившимся на уроке со знаком ударения (акУтом). Ответ на вопрос будет отрицательным: «Нет!» Ничего необыкновенного и удивительного в этой косой черточке над схемой слова, над написанным или напечатанным словом ребенок не увидит. Более того, с самого первого урока русского языка знак ударения для учеников становится настолько привычным и малопривлекательным, что они начинают «активно» его не замечать. Можно, конечно, объяснить это тем, что знак ударения невелик по размеру (всего 1-2 мм в текстах школьных учебников), а значит, достаточно труден для зрительного восприятия детей младшего школьного возраста. И все же главная причина равнодушного отношения обучающихся к знаку ударения в том, что встреча с этим маленьким языковым чудаком на уроке происходит формально. Знак ударения не «открывается», а «сухо» предъявляется детям обезличенно, как еще один элемент структуры слова, как нечто третьестепенное, хотя и обязательное для слова. Знак ударения усваивается первоклассниками очень легко, что никаких особых проблем с введением акута в начальной школе не существует. Отсюда и беглое знакомство со знаком ударения, оборачивающееся в дальнейшем полным, абсолютным невниманием учащихся к знаку ударения в текстах. Не секрет, что учащиеся 1-4 классов не видят проставленных знаков ударения, не читают слова в соответствии с ними. Как же заинтересовать учащихся? Чем может удивить ребенка эта отвесная черта над словом? Тем, что именно знак ударения способен вдохнуть жизнь в абстрактную схему слова: с появлением ударения схема обязательно зазвучит на уроке (совсем не случайно ударение сравнивают с душой речи, с пульсом в слове, с биением человеческого сердца). Важно, чтобы знак ударения не вводился как новый элемент, а был замечен самими учащимися, чего и требует современный урок в соответствии ФГОС. На уроке ученикам предлагаю две схемы двусложных слов для сравнения, направленного на выявление и «оживление» знака ударения. - Перед вами две схемы слов. Сколько слогов в каждом слове? Как вы это узнали? (Два слога. Прямая черта делит слово на две части)- Посмотрите внимательно на схемы и скажите, чем они отличаются друг от друга. (Над второй схемой сверху стоит косая черточка)- Над каким слогом стоит черточка. (Над первым)- А теперь я пропою вам два слова. Догадайтесь, какое слово относится к каждой схеме.1. ТА-ТА2. ТААААА-ТАВыслушиваю варианты учащихся и приходим к выводу. (Если стоит косая черточка, то нужно тянуть гласную) Таким образом, знак ударения обнаружен самими учениками. Остается ввести лишь название (термин).- Черточка сверху – это знак ударения. Он ставится над словом. Знак ударения над первым слогом означает, что этот слог – ударный. Далее ученику важно понять, какова же роль знака ударения.- Знак ударения похож на волшебную палочку. Стоит только ударить по схеме слова, и схема оживает. Схему слова со знаком ударения можно даже пропеть. Пропеть так, как поют песенки без слов (ля-ля-ля, та-та-та )- Попробуем оживить наши схемы. ТААА-ТА-ТА ТА-ТААА-ТА ТА-ТА-ТААА -Знак ударения – наш волшебный помощник. Сейчас он оживил схемы слов, потом будет помогать нам правильно читать и даже писать настоящие слова. С какой целью используется прием озвучивания схемы слов? Дело в том, что ударение невозможно изучать молча, беззвучно. Знак ударения недостаточно воспринимать лишь зрением, учащимся важно его «услышать». Схема слова с проставленным ударением должна наполниться конкретным звучащим и слышимым содержанием. «Музыка» знака ударения из внешней речи ребенка перейдет во внутреннюю. На последующих уроках от ненастоящих слов плавно переходим к конкретным словам. На этих уроках важно подвести учащихся к осмыслению термина через уточнение лексического значения ясных и понятных им слов: «ударение» - удар, ударить, ударять. (Можно изобразить ударение над словом в виде молоточка. Так учащиеся легче запоминают в виду своих возрастных особенностей). «Ударом» нужно отметить один из слогов в слове. «Удар» объясняется как особое произнесение слога в слове. Более сильное и длительное. При освоении понятия «ударение» чрезвычайно важно сформировать в сознании младших школьников ассоциативную цепочку: ударение - ударный слог – ударный гласный. Сначала нужно установить связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук. Озвучивая слова с неправильным ударением, учащиеся приходят к выводу, что именно ударение способно превратить слово в «неслово», бессмысленный набор звуков. Также на уроках русского языка уделяю большое внимание ещё одной функции ударения – смыслоразличительной. Учащиеся учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова: зАмокзамОк, стОитстоИт, пОлкиполкИ и т.д.Большую роль в разноместности ударения отвожу специальной слоговой таблице «Ударные и безударные слоги»При изучении темы «Правописание безударных гласных» использую сказку. Жили-были в одной далекой стране слова. В этой стране правил король «Ударение». Любителями пошалить и хулиганить в этой стране были гласные. Когда король отлучался по делам, они превращались в совершенно другие звуки. Е в слове ЛЕСНОЙ превращался в И. О в слове ГОРОДСКОЙ слышалась как А. Но как только к ним приходил король «Ударение» с волшебной палочкой все сразу начинали его слушаться, и в стране был порядок. Учащиеся хорошо запоминают сказку, и каждый раз, встречая слово с безударной гласной, «зовут на помощь» волшебную палочку – ударение. В заключении хочется отметить, что фонетическая природа русского словесного ударения отличается от чувашского. В начальных классах функция и основные свойства ударения изучаются практически, без заучивания определений и правил. Комплексный подход к изучению ударения в начальных классах закладывает основу для совершенствования умений учащихся в последующем изучении русского языка и литературы.