Развитие речевого дыхания дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речевого дыхания дошкольников
Автор: Гурей Татьяна Семеновна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аистёнок» пос. Правокубанский»Методическая разработка«Развитие речевого дыхания дошкольников» Выполнила Учитель-логопед Гурей Татьяна Семеновна2018Развитие речевого дыхания дошкольниковАктуальностьНекоторые дети, по разным причинам, плохо говорят, дефекты их речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений:- увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.- подготовка артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков русского языка, т. к. звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба, поэтому правильный речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков.Новизна заключается в том, что дыхательные упражнения в коррекционно-логопедическом процессе могут использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.Ожидаемый результат: - Обучение детей правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху;- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.Практический результат: - Составление картотеки игр и упражнений по формированию речевого дыхания;- Оборудование зоны «уголок дыхания» в логопедическом кабинете;- Систематизация комплексов дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми, - Изготовление раздаточной продукции в виде буклетов для родителей;- Изготовление и приобретение специальных пособий для проведения дыхательной - гимнастики с детьми;- Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности с детьми. Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
  • Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.Последовательность работы над формированием речевого дыхания.Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Вытянуть губы трубочкой и подуть на листик на ладошке, пытаясь как можно дальше его сдуть. «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше? Или можно использовать тренажер «Плавающий шар». Дуть в трубочку и наблюдать чей шарик поднимется выше. «Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык. «Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. По этому же принципу упражнение «Сдуй травинку со лба» , где воздушная струя направлена вверх, на нос и лоб ребенка. Показательно будет , когда у ребенка под воздействием воздушной струи поднимаются волосы на своей челке. «Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.Игровые задания «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.Статические упражнения. «Сдувание бабочек». Чья бабочка улетит дальше?«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и-э-и, а-э-и.«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.«Сдуть бумажную снежинку с ладошки». Чья снежинка улетит дальше?«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.Упражнения для выработки продолжительно выдоха.«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.Для формирования устойчивой мотивации у детей к речевому развитию можно и нужно использовать упражнения дыхательной гимнастики в картинках и стихахКаждое упражнение дыхательной гимнастики снабжено картинками и описано четверостишиями. В нижней части страницы родители, и педагоги могут прочитать методические рекомендации по проведению упражнения. Желательно заниматься ежедневно не более 8-10 минут. "Подуй на игрушку"В путешествие вдвоем, на корабле  мы поплывем,Только чтобы нам поплыть, нужно ротик попросить,Дуем плавно на кораблик, выдыхая через рот,И тогда, смотри кораблик, перемещается вперед.(Для упражнения нужен тазик с водой и бумажный кораблик,ребенок дует на плавающую игрушку,игрушка перемещается на противоположный «берег»)."Надуй игрушку"Шарик, шарик, что лежишь?Что детей не веселишь?Мы сейчас тебя надуем,Будешь радовать ты их.(Ребенку дают маленькую резиновую игрушку, и предлагают ее надуть.В этой игре можно по соревноваться). "Трубачи"Мы сегодня трубачи,Где же наши кулачки,Мы поставим вместе их -Будем дуть тихонько в них.(Дети подносят к лицу сжатые кулачки,располагая их, друг перед другом и дуют в них как в трубу) "Листик"Вот листочек у меняПрямо на ладошке,У меня листочек есть,Я хочу с ним поиграть,Буду дуть я на него,А он будет убегать.(На ладони у ребенка, на уровне глаз лежит листочек,ребенок должен дуть на него, пока листочек не полетит) "Водица"А давай мы устроим бурю в стаканеНам нужно с тобой только лишь захотетьБудем дуть мы в соломинку, щек не раздуваяА она будет нам бурлить и шипеть.(Для упражнения нужно приготовить одноразовый стаканчик и трубочку,в стакан наливается обычная или минеральная вода, край стакана должен быть на уровне губ ребенка,ребенок должен дуть в трубочку, не раздувая щеки, так чтобы вода в стакане забурлила). В своей работе мною были изготовлены и приобретены приспособления и тренажеры для дыхательной гимнастики и с успехом апробированы на логопедических занятиях. Статическое упражнение «Сдувание бабочек». Чья бабочка улетит дальшеДыхательные упражнения в старшей группе Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Ветерок кружит листочки». Дыхательные упражнения в старшей группе. Использование приспособлений и тренажеров для дыхательных упражнений. Тренажер «Ветерок» . Дыхательные упражнения в старшей и средней группах. Тренажер «Плавающий шар» . Дыхательные упражнения в средней группе. Использование тематических приспособлений и тренажеров для дыхательных упражнений. Тренажер «Запусти ракету или летающую тарелку». Тематика посвящена Дню Космонавтики. Дыхательные упражнения в старшей группе.