Урок русского языка в условиях реализации ФГОС - проблемы и перспективы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка в условиях реализации ФГОС - проблемы и перспективы
Автор: Губанищева Елена Ардальоновна
Всероссийский конкурс: «Современный урок в условиях реализации ФГОС» Урок русского языка в условиях реализации ФГОС - проблемы и перспективы (статья на методическую тему) Автор: Губанищева Елена Ардальоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №54 города Кирова, Кировской области Федеральный государственный стандарт второго поколения или попросту – ФГОС! Как мы опасались когда-то этих слов! Но время не остановишь, всё течёт и всё изменяется.Сегодня дети, которые начали учиться по новому ФГОС, уже стали восьмиклассниками. Это уже другие дети и другие уроки. Проблема в информационных потоках, которые окружают наших учеников. В море информации учитель перестал быть единственным источником знаний. Он выступает в роли наставника, организатора, руководителя учебной деятельности учащихся. Совместное сотрудничество делает урок интересным, побуждает к открытию новых знаний, созданию проектов, ведению дискуссий, развитию творчества. Самое главное в ФГОС второго поколения – системно-деятельностный подход в обучении. Изменились требования к уровню подготовки выпускников, вместо прежних «знать, уметь» образовательные результаты в ФГОС 2011 года предполагают личностный, метапредметный и предметный уровни. Системно-деятельностный подход опирается на основные виды деятельности ученика, но уже на уровне универсальных учебных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. К основным целям изучения предмета добавлены цели, направленные на развитие ключевых компетенций в информационной, коммуникативной, интеллектуальной сферах. Современный урок трудно представить без парной, групповой и индивидуальной форм работы. Общение в группе позволяет каждому проявить свои способности, аргументировать собственное мнение. Конечно, на уроке должны быть созданы правила сотрудничества. их можно создать вместе с детьми. Например: уважай мнение товарища, умей слушать и слышать собеседника, доказывай свою точку зрения с опорой на аргументы из текста, дискуссия - это обмен мнениями, а не повод для конфликта, соблюдай правило «рабочей тишины» и т.д. Если попросить учащихся, то они с интересом составят правила по взаимодействию в группе. Тему урока учащиеся также могут сформулировать самостоятельно, учитель может помочь им, создать проблемную ситуацию или выделить ключевые слова. Но не нужно самому каждый раз объявлять тему урока, не нужно авторитарным тоном рассказывать цели. Позвольте ученикам сделать маленькое открытие, создайте для них ситуацию успеха,Помогите им открыть новые знания и они ответят вам улыбкой благодарности и огоньком в глазах. А это самая большая награда для настоящего учителя! Домашнее задание - это тоже не повод для тревоги. Уроки по новым ФГОС предполагают разноуровневые задания на дом, при этом каждый ученик может сам выбрать, какие упражнения ему сделать, можно выполнить основное задание, так как оно проще, а можно подумать над проектом и составить его вместе со своими товарищами или выполнить яркую презентацию, придумать тест. Такие задания помогают развитию творческих способностей и поднимают самооценку. Учащиеся с удовольствием представляют свои интересные работы перед коллективом на уроках или на творческих конкурсах. Особое место в новых ФГОС уделено внеурочной деятельности. Учащиеся сами могут выбирать на какие внеурочные занятия им приходить. Затем они рассказывают друг другу, что делали на «внеурочке», делятся интересными открытиями и новыми впечатлениями с родителями. Учитель радуется успехам учеников, анализирует ошибки, поддерживает в трудные моменты, помогает идти по дороге знаний, но не сравнивает воспитанников друг с другом – это непрофессионально! Сравнивать ученика можно не с другим учеником, а только с самим собой, так как каждый из нас – это индивидуальность и все мы неповторимы!Таким образом, главные достоинства ФГОС – это- системно-деятельностный подход-развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, коммуникативных-парная, групповая, индивидуальная организация формы учебной деятельности-сотрудничество учителя и учащихся- личностно-ориентированное обучение- внеурочная деятельность- использование ИКТНа мой взгляд, реализации новых ФГОС препятствуют недостатки: - несоответствие материальной базы школы потребностям времени- недостаточная оснащенность кабинетов интерактивными досками- не всегда наблюдается преемственность между начальной и основной школой.Но время не стоит на месте и хочется верить, что скоро мы преодолеем все трудности, ведь у наших детей есть главное – желание учиться и быть полезным членом общества!