"Зимующие птицы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Зимующие птицы"
Автор: Епихина Анастасия Алексеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»( для детей старшего дошкольного возраста)Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;• совершенствовать диалогическую речь;воспитательные:• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.образовательные:• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.Ход НОД.Организационная часть.Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.На снегу, как на страничке,Пишут голуби, синички,Пишет стая снегирей,Пишет серый воробейПисьма Пете и Андрюшке,Чтобы сделали кормушки.Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)Воспитатель.  А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)Основная часть.Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?Я весь день ловлю жучков,Уплетаю червячков.В тёплый край я не летаю,Здесь под крышей обитаю,— Чик-чирик! Не робей,Я бывалый...(Воробей)Картинка с изображением воробья появляется на слайде.Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.Ребёнок читает стихотворение.Чик-чирик, чик-чирик!Воробей скачет по дорожке,Собирает хлебные крошки.По ночам кочует,Зёрнышки ворует!Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)Картинка с изображением голубя появляется на слайде.Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)Воспитатель. Следующая наша гостьяНе сидит она на месте,На хвосте разносит вести.Может, в них и мало прока.Но горда собой…( Сорока)Картинка с изображением сороки появляется на слайде.Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске) Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.Воспитатель. Прилетела к намОсоба всем известная,Она – крикунья местная.Увидит тучку тёмную,Взлетит на ель зелёнуюИ смотрит, словно с трона,Красавица-ворона.Картинка с изображением вороны появляется на слайде.Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске) Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.Воспитатель. О какой птице так говорят?Я по дереву стучу,Червячка добыть хочу,Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой!(Дятел)Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске) Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.Ребёнок читает стихотворение.Дятел – врач лесного царства,Дятел лечит без лекарства.Лечит липы, клёны, ели,Чтоб росли и не болели.Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ...(Снегири)Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске) Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.Ребёнок читает стихотворение.Алой кисточкой заряКрасит грудку снегиря,Чтоб в морозы и в пургуНе замёрз он на снегу.Воспитатель. Что это за птица?Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.(Синица)На слайде появляется картинка с изображением синицы.Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске) Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.Ребёнок читает стихотворение.Пусть снег вокруг искритсяИ зимний ветер злится –Поёт не уставаяСиница расписная.Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?Вот птичка так птичка,Не дрозд, не синичка,Не лебедь, не уткаИ не козодой.Но эта вот птичка,Хоть и невеличка,Выводит птенцовТолько лютой зимой.(Клёст)Картинка с изображением клёста появляется на слайде.Воспитатель. О ком речь?Всю ночь летает -Мышей добывает.А станет светло -Спать летит в дупло.(Сова)Днём спит,Ночью летает,Прохожих пугает.(Филин)Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.Эти птички с хохолкомИ красивые притом,На рябину прилетели.Птички эти — … .(Свиристель)Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)ФизкультминуткаПлавно руками помашем –Это к нам птицы летят.Как они сядут, покажем –Крылья мы сложим назад.Крылья расправим,Клювик почистимИ все вернёмся назад.Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)Покормите птиц зимой,Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма,Горсть одна нужна,Горсть одна – и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их –Не счесть, видеть тяжело!А ведь в нашем сердце естьИ для них тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)Дидактическая подвижная игра «На кормушке»Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .Мы кормушку смастерили,Мы столовую открыли.В гости в первый день неделиК нам синицы прилетели,А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.Три вороны были в среду,Мы не ждали их к обеду,А в четверг со всех краёвСтая жадных воробьёв.В пятницу в столовой нашейГолубь лакомился кашей,А в субботу на пирогНалетели семь сорок.В воскресенье, в воскресеньеБыло общее веселье.Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие) Заключительная часть.Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детейак мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)