Вместо занятия - игра!


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вместо занятия - игра!
Автор: Абросимова Елена Олеговна

Вместо занятия – ИГРА!Из опыта работы Абросимовой Е.О.В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. А ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, именно играя, ребенок познаёт мир людей, играя, он развивается. Поэтому занятия в детском саду, по сути, должны являться системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Игра идёт на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, даёт возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, воспитателю детского сада необходимо перестроиться на игру, игру увлекательную, игру со смыслом. Но как это сделать? Как создать необходимые условия для игры? Как открыть путь к игре во всех видах детской деятельности?Включение игры в ход непосредственно образовательной деятельности дело непростое. Существуют противоречия между организованной образовательной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в образовательный процесс.Ответить на поставленные вопросы нам помогла социо-игровая технология. Она ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. Игровая деятельность – это деятельность, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит. Социо-игровые технологии мы используем для укрепления личного взаимодействия с детьми при организации образовательного процесса. Именно в условиях социо-игрового стиля возможно обучение детей умению договариваться, выполнять условия договора, подчиняться правилам игры, что и формирует у детей произвольность поведения, психологическую готовность к обучению в школе.При использовании социо-игровых технологий мы ставим следующие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию активной позиции, самостоятельности, индивидуальности, эрудированности, сообразительности, творчества; развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими; формировать у детей навык слаженной работы.Используя социо-игровой стиль, мы следуем следующим правилам, предложенным В.М.Букатовым:
  • Организуем работу малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами по 3-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. С первых же занятий появились вопросы: как научить дошкольников объединяться в микрогруппы, как научить их включаться в общее дело, а не быть сторонним наблюдателем, как научить конфликтных детей договариваться, и как помочь каждому ребёнку выразить себя. На первых занятиях мы столкнулись с такими трудностями: в процессе выполнения различных заданий очень часто партнёры просто не могли выслушать и понять друг друга, тем самым постоянно провоцируя конфликтные ситуации. Проявляли большую активность наши лидеры, которые стремились сами руководить детьми, постоянно давая советы. Их приходилось периодически отвлекать, чтобы менее активные дети справлялись с поставленной перед ними задачей. Часто на занятиях после заданного вопроса возникала многоголосица, дети отвечали разом, перекрикивая друг друга. Не все дети активно участвуют в обсуждении, инициативу, конечно же, берут на себя лидеры. Прежде всего, необходимо было научить детей слушать всех участников беседы, сформировать у них речевой этикет.
  • Для решения данных проблем мы подобрали ряд игр социоигровой направленности, способствующих формированию у детей навыков сотрудничества.Сначала мы стали проводить игры на взаимодействие, которые развивали бы умение действовать слаженно, сообща; учили общению, умению сговариваться. На каждом занятии – пытаться использовать приёмы, задания для работы детей в парах, компаниях по несколько человек. Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, мы разработали интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения умения рассуждать, анализировать, обобщать. Подготовили большое количество игрового материала в нескольких экземплярах для того, чтобы дети могли одновременно выполнять задание в парочках, тройками и т.д.Формирование навыков сотрудничества - процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению правил и инструкций.Постепенно развивая навыки сотрудничества у наших детей, мы стремились применить их на практике. Организуя итоговые занятия в форме всевозможных конкурсов и викторин, где дети объединялись в команды, и выполняли различные задания, требующие коллективного обсуждения, умения сотрудничать друг с другом. Занятия в такой форме всегда проходили очень увлекательно, все дети, стараясь не подвести свою команду, работали очень активно, и всегда радовались победе. У многих застенчивых детей значительно расширился круг общения со сверстниками, стали проявляться качества лидера. Работая в минигруппах, наши дети научились слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением своих товарищей, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам.В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.Постепенно у детей развивается адекватная самооценка, представления о самом себе и о своих согруппниках - ровесниках. Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.
  • Смена лидерства.  Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Но как поступить, если на лидерство претендует сразу несколько человек? Например, при организации игры на внимание, мы столкнулись со следующими трудностями: ведущий, отвернувшись от играющих, показывает им карточку с цифрой, декламируя какой-либо текст (считалку). За это время должно встать столько человек, сколько обозначено на карточке. Игра не получалась раз за разом, так как вставали одни и те же дети, которые не хотели уступать друг другу и другим детям. Несколько детей постоянно не участвовали в игре. Приходилось каждый раз объяснять, что необходимо обращать внимание на других детей, договариваться, учили детей правилам общения, культуре общения, умению слушать и слышать партнера. Первых результатов добились, проведя игру в командах или выбирая самых активных детей на роль ведущих и судей. Позже мы договорились с детьми установить правила: командирами должны стать все по очереди, командира выбирают сами дети, но себя предлагать нельзя, если не можем договориться, выбрать командира считалкой. Постепенно, на выборы командира стало уходить все меньше и меньше времени, ребята научились договариваться. При этом мы заметили, что правила сначала вводил воспитатель, потом стали подключатся дети. Примеры правил, установленных детьми: говорим по очереди; ответы не должны повторяться, если вы согласны с ответом, сообщите об этом аплодисментами, если нет – топаньем ног, во время выполнения задания нельзя разговаривать, общаться только жестами; не перебивать, когда говорит другой.
  • Смена темпа и ритма.  Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.  Мы заметили, что и в самостоятельной деятельности, особенно в спорных ситуациях дети стали использовать песочные часы.
  • Необходимо на занятии обучение сочетать с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети должны не только сидеть, но и вставать, ходить, хлопать в ладоши, играть с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д. Целесообразно использовать задания с выполнением движений. Например, игра «Посчитай, не ошибись»: увидев, цифру, дети должны выполнить соответственное число движений (прыжков, хлопков, приседаний). Можно поделиться на две команды и выполнять задание по очереди, доверив противоположной команде роль судей. Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
  • Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
  • Но не следует использовать «игру, ради игры». К примеру, педагог бросает мяч детям, стоящим в кругу, дети бросают мяч обратно, называя предметы круглой формы. Отсюда следует вопрос: «Кто играет, дети или педагог?» Дети просто отвечают на вопрос, выполняя задание педагога. Отсутствует мотивация, дети быстро утомляются, теряют интерес к выполнению задания. Игровая ситуация создана искусственно. Это просто манипуляция игровыми мелочами. Или пример той же игры, предложенной в стиле социо-игровой технологии: дети объединились небольшими группами, например тройками. Педагог достает «волшебную палочку», которая будет передаваться от тройки к тройке. Для того, чтобы передать «волшебную палочку», тройка, посовещавшись должна назвать предмет, который находится в группе и имеет круглую форму. Первая тройка называет легко: тарелка, часы, руль и т.д. Следующей тройке приходится подумать, посовещаться. Третей тройке приходиться труднее, необходимо запомнить названные предметы, чтобы не повториться, требуется внимание, чтобы найти такие предметы. Наконец предмет найдет. Это подбадривает следующую тройку. Дети называют предмет и опять заминка. Остальные в это время также ищут, совещаются, у детей огромное желание продолжать игру. При такой организации активны все дети.Работая в этом направлении, мы убедились в том, что приёмы социо-игровой стиля позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, игровым математическим материалом. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Во всех видах деятельности педагогу необходимо идти от возможностей детей, не навязывать детям свои представления на занятиях, а создавать условия для создания детьми своих представлений, дать возможность удивляться, сделать свое открытие. Воспитателю необходимо сменить свою позиции всезнающего судьи, оставить себе право на ошибку, а детям дать возможность научить, доказать, рассуждать. Потому что им интересней не узнать, а догадаться, не получить формальный ответ, а самому сделать открытие через загадки, тайны и удивления.Что важно для ребенка? Каждый педагог должен дать тот импульс, после которого заблестят глаза детей, и появится желание узнавать, творить, узнавать самостоятельно. Ребенок должен получать на занятии удовольствие – это основной принцип работы с детьми. Из всего можно сделать увлекательную игру, было бы только желание, была бы выдумка, было бы самое драгоценное во взаимоотношениях с детьми: уважение к маленькому человеку, понимание его восприятия мира, доверие к его выводам и суждениям…Список литературы1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.Интернет ресурсы:2. Ноздрина Е.И. «Социо-игровая технология в образовательном процессе детского сада и школы»3. Середкина Н.А. «Использование социо-игрового подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»4. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике».