"Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе многонационального общения в условиях поликультурной среды"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе многонационального общения в условиях поликультурной среды"
Автор: Корнева Ольга Валентиновна, Салтхуцишвили Майя Кимовна
Тема: Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе многонационального общения в условиях поликультурной среды. Сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. В Ивановской области проживают более 80 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Анализ социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека, потеря им социального идеала, отсутствие государственной, национальной идеологии. Стратегическая задача: «...воспитание в русском народе национального духовного характера. Эта задача – на века» . Понимание проблемы патриотического воспитания нашло свое отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании» », «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»и других нормативно-правовых документах Российской Федерации. Главной целью современной системы Российского образования и одной из приоритетных задач общества сегодня становится воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития образованного, ответственного, творческого, толерантного, компетентного гражданина – патриота, интернационалиста, гуманиста, борца за процветающую демократическую Россию:- знает и соблюдает законы и правила общежития, активно участвует в школьном самоуправлении, в общественно-политической жизни страны;- бережет природу, личное и общественное имущество; - терпим к инакомыслию; -хорошо знает историю России и родного края; - повышает свою политическую и общую культуру; В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия. Общемировой опыт показывает, что оптимальной моделью аккультурации является интеграция, сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов. Отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. Система дополнительного образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности.Одной из важных задач по достижению данной цели становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Именно этнокультурная компетентность позволяет обучающему найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой .Примером стало проведение мероприятия по значению праздника «Масленица»в культурах разных народов, поиск сходств и различий в разных культурах. В результате участники мероприятия показали свои народные культуры, нашли сходства и различия, а в завершении объединились в одно целое – хоровод разных культур, написали на разных языках слова приветствия и решили дружить, ежегодно встречаться. Учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования открывает широкие возможности для педагогического творчества. Для лучшего воспитания учащихся в национальных традициях важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Народная культура представлена педагогами дополнительного образования Дома детского творчества №3 в дополнительных общеобразовательных общеразвитвающих программах « Здравствуй, Беларусь!», «Крыничка», « Первые уроки грузинского языка», « Родной язык-основа нации», «Традиции русской народной культуры».Элементы этнокультурного образования включены в программы по изобразительному искусству, декоративно-прикладном творчестве, хореографии, краеведения, журналистики, фольклора и другие. Для исполнения всех перечисленных направлений нужно использовать в поликультурном воспитании учащихся самые разные средства и формы их проведения: - общение с детьми разных национальностей ( круглый стол, встречи с интересными людьми ) - устное народное творчество; ( концерты, выступления) - чтение художественной литературы; ( встреча с поэтами и писателями) - игру, народные игрушки; ( мастер-классы, творческие мастерские) - декоративно-прикладное творчество; (выставки) - музыкальный фольклор;( знакомство с народными праздниками, музыкой, инструментами) - этнические музеи.( экскурсии, показ экспозиций) Такие формы работы с детьми являются начальным этапом этнокультурного образования, поэтому они сегодня необходимы, так как воспитывать терпимость и этническую культуру лучше начинать с раннего возраста. Обучающиеся должны объединяться в акции, участвовать в конкурсах, фестивалях, проявлять свою волю в единении и терпении с разными народами и их культур. Это возможно реализовать только вместе объединившись .Ярким выражением конкретных действий явилась недавно прошедшая акция « Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем». В рамках мероприятия для ребят МБОУ «СШ №56» 3-4ых классов педагогами Дома детского творчества №3 были организованы различные тематические мастер-классы. Школьники вырезали из бумаги ладошки, чтобы потом соединить их на символическом дереве дружбы. Рисовали общий дом, заселенный друзьями. Клеили красочные цветы, своим многоцветием символизирующие многообразие и неповторимость населяющих нашу планету народов. От лица национально-культурных автономий региона участников и гостей праздника приветствовал председатель Областного «Общества русско-афганской дружбы» Абдул Азиз Мераджуддин», пожелавшие ребятам оставаться такими же дружными и вырасти настоящими патриотами своей родины, объединяющей самые разные народы. Всю палитру национальных культур отразила и ставшая частью праздника концертная программа с участием школьников и приглашенных коллективов Дома детского творчества №3 хореографический ансамбль «Легкое дыхание», образцовый фольклорный ансамбль»Махоня» и комплексного межнационального клуба «Акцент» при Ивановском доме национальностей. А также в концерте приняли участие гости хореографический ансамбль «Улыбка» . Юным зрителям были представлены белорусские, армянские, сербские стихи, песни и танцы, и даже зажигательные кубинские ритмы. Завершился концерт большим общим хороводом, в котором взялись за руки все исполнители. Вывод: Народы сохраняли в памяти все, что отвечает их жизненным потребностям и настроениям в танцах, песнях, творчестве. Задача педагогического коллектива воспитать культуру межнационального общения, научить признавать, принимать и понимать друг друга в этом многогранном мире.