Народные промыслы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Народные промыслы
Автор: Мошиян Галина Аршалуйсовна

Конспект НОД в подготовительной группе Народные промыслы
Тема:
Народные промыслы
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, физическая культура, развитие речи
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная
Цель: развитие творческих способностей и речи через закрепление мотивов народного декоративно-прикладного творчества
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства
Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, предметы разных промыслов (Жостово) с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель)
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству
Оборудование и материалы: дымковские игрушки, подносы с городецкой росписью, подносы с жостовской росписью, посуда, расписанная хохломской росписью, предметы, расписанные гжельской росписью, интерактивная доска, ноутбук, колонки, деревянные ложки для росписи, краски, вода, кисточки, аудиозаписи народной музыки, видеозапись мультфильма Вернулся служивый домой, 1959 г.
Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, сбор предметов народного промысла для обогащения детских впечатлений
Предварительная индивидуальная работа: заучивание стихотворений наизусть
Ход НОД:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?
Ответы детей.
В: как вы понимаете такую пословицу: Славится птица перьем, а человек уменьем?
Ответы детей: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер
В: ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас начнём наше путешествие по мастерским народных умельцев!
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
Ребята, обычно каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села, в котором был придуман. Посмотрим же на работу народных умельцев.
Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя, красоту особую. Не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей, так появились русские народные промыслы.
Мы прочитали много книг о России, ее промыслах, ездили в музей изобразительного искусства, и даже сами учились расписывать изделия. Сегодня вы сможете рассказать все, что узнали о промыслах России. Подойдите дети к столам, что вы здесь видите? (Дети перечисляют)
- Какие художественные промыслы вы знаете? (Гжельская посуда, жостовские подносы, павловские платки, дымковская игрушка, городецкие доски)
- В каком городе делают посуду, которую называют бело-синим чудом? (Город Гжель)
Верно, гжельские изделия легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато - синими широкими масками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. А делают посуду в селе Гжель. Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользуются большим спросом во многих российских городах.
Ребенок. Чудо бело-синее
В Гжели мы видали
Лучшую посуду,
Там мы покупали
Чашки, чайники, масленки,
Сувениры и часы
Удивительной красы!
- Где можно увидеть игрушки, которыми играли и 200 лет назад, и играют сейчас? (В музее, в магазине игрушек).
Вначале трудился кузнец, листу железному форму придал: овальную, прямоугольную, или круглую. Потом за работу взялся художник: черным лаком лист покрыл и нарисовал узор из цветов и листьев. Это что же и откуда расписное будет чудо? (Жостовский поднос)
Ребенок.
До чего же он хорош-
Этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нем.
Словно писаны огнем,
Не цветы, а просто диво!
Нарисованы красиво!
Маки, лютики, ромашки
Оживут из русской сказки.
- Верно, делают такие подносы в городе Жостово, рядом с Москвой. Цветы сказочно красивы, тщательно прорисован каждый лепесток.
- Где их можно использовать? (Подать на праздник красивое блюдо, повесить на стене)
- Деревянная нерасписная игрушка. Про нее говорят, что она иногда оживает? (Богородская)
- Какие инструменты использует мастер, делая богородскую игрушку? (Нож, стамеску, топор).
- Назовите персонажей богородской игрушки? (Животные, люди).
- Как называется разъемная деревянная расписная кукла с сюрпризом. Ее можно разбирать и собирать? (Матрешка)
-. Кто мастерит деревянных расписных сестриц? (Вытачивает токарь, расписывает художник)
- Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (Крестьянскую девочку в сарафане, платочке, переднике)
Матрешка считается символом России. Где их только не делают и в каждой области свой почерк, свой рисунок матрешки. Наиболее известны семеновские и загорские, а также полхов – майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную притертую -
И сумеешь ты найти куколку четвертую
Вынь ее и посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
А внутри пустая. В ней куколка шестая.
А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят
-Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы – восемь!
Физминутка: Матрёшки.
- Отгадайте загадку: Это игрушка, сделана из глины, белая и разрисована разными красками, а узор необычный: это клеточки, а в клеточках кружочки. (Дымковская игрушка) Свое название она получила по местности, где их делают, посмотрите на них какие они яркие, красивые.
- Вспомните, как мы лепили игрушки из глины? (Сначала разминали глину лепили барышень и животных, сушили, раскрашивали ее, обжигали в печи, чтобы игрушка была твердой, а краска блестела.
Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева. Покрыт золотой краской, а на золотом поле ярко-красные ягоды, красивые зеленые листочки и тонкая, тонкая трава с завитками.
- Что это? (Хохлома) Посмотрите на эти столы и посуду – это чудо созданное руками человека. Что бы получить такое чудо, мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, чтобы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды. Она красивая, легкая, деревянная ложка никогда не обжигает рот. Настоящая хохлома абсолютно экологична. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран.
В России есть красивый город Сергиев Посад. В этом городе есть старинный музей игрушки, в нем хранятся игрушки со всего мира, в том числе одна из первых матрешек. Душа русского человека любит красоту. Все стремится украсить русский умелец, если окна в избе то с красивыми резными наличниками, если поднос, то с красивыми цветами. Их вещами – то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!
- Кто скажет, как называется эта посуда? (Самовар) Верно, раньше чайников не было, и русские люди очень любили чай, и пили чай из самоваров. Самовары привез из Голландии Петр первый. В 1778 году в Туле открылась первая фабрика по производству самоваров, и с тех пор тульские самовары считаются самыми лучшими, продукция идет нарасхват.
А этот платок называется оренбургский. Он тоже является промыслом России. Пуховые платки вяжут на Урале, в 1862 году они приобрели мировую славу. В Лондоне международная комиссия присудила лучшей мастерице – оренбургской казачке Марии Усковой - медаль За шали из козьего пуха. В итоге все оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены за один день. Сегодня теплые, легкие платки плетут на фабрике Ореншаль. Что ни день – у них именитые покупатели. Потрогайте платок, какой он мягкий, легкий.
- У кого дом есть такой платок (Ответы детей)
Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость, символы нашей Родины. Как вы думаете, что это значит? (Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость)
Да, таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России. Поэтому иностранные гости обязательно стараются привезти на память из России в качестве сувенира своим близким предметы русских народных промыслов: матрешку, хохломскую посуду, жостовские подносы, гжельскую керамику, дымковские игрушки или оренбургские платки.
- Дети, что вам больше всего понравилось из предметов русских на-родных промыслов? Расскажите почему? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, вы любите играть? А пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда помогите мне и картинки разрезные соберите. (На ковре разложены разрезные картинки – хохломские ложки, вазы Гжель, дымковские игрушки.)
Педагог: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. А что у вас получилось? (Ответы детей.) Как все это можно назвать? (Народные промыслы.) Приглашаю вас на занимательную викторину, в которой вы можете показать свои знания о народных промыслах.
Викторина Народные промыслы России
На экране первый слайд.
Педагог: Земля наша русская издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Викторина начинается – вопрос появляется!
1. Игрушки эти не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Вопрос: Что это за игрушки, о каком промысле эта загадка?
На экране слайд Дымковские игрушки.
Вопросы: Какими узорами украшают мастера свои игрушки, и какие используют цвета? Почему деревня называется Дымка?
Викторина продолжается – вопрос появляется!
2. Посуда эта непростая,
А словно золотая,
С ягодками и листочками,
Травкой и завиточками.
Вопрос: О каком промысле загадка?
На экране слайд Хохлома.
Вопросы: Какими узорами расписывают хохломские мастера своим изделия? Какие используют цвета?
Педагог: Наш волшебный карандаш решил нарисовать хохломской узор. Что он перепутал и сделал не так? (На экране слайд Перепутанный цвет Хохломы.)
Викторина продолжается – вопрос появляется!
3. Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла,
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Вопрос: О каком промысле загадка?
На экране слайд Гжель.
Вопросы: В чём же особенность гжельской росписи? С каким временем года можно сравнить эту посуду? Почему?
Викторина продолжается – вопрос появляется!
4. Городецкая роспись,
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать!
Здесь такие сюжеты –
Ни пером описать.
Городецкая роспись,
Как ее нам не знать.
На экране слайд Городецкая посуда.
Вопросы: Какое животное изображают городецкие мастера на посуде? Какими еще элементами расписывают городецкие мастера свои изделия?
Подвижная русская народная игра Ручеек.
Педагог: Товары продавали на ярмарках , а еще там веселились и играли. Я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру Ручеек.
Дети встают в пары, а ручеек бежит и выбирает себе пару (раньше так женихи выбирали себе невест).
Совместная творческая деятельность.
Раскрашивание готовых заготовок на выбор.
Педагог:
Сядем рядком,
посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю. Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает.
Вопросы по ходу:
- Почему мастера используют в работе тонкие кисти?
- Как следует работать гуашью?
- Какие художественные приемы вы сегодня используете в работе? (Примакивание, тычкование.)
- Расскажи о своей работе?
После выполнения задания дети рассматривают работы, любуются, анализируют.
- Какая работа вам больше нравится? Почему?
Воспитатель: А мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам,
ребята .Мы ещё с вами будем много раз создавать разные красивые предметы русских промыслов.