"Авторские сказки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Авторские сказки"
Автор: Пидюкова Светлана Евгеньевна
МБОО Дмитриево Помряскинская СШТехнологическая карта урока- литературное чтение4 класс.Учитель: Пидюкова С.Е.Тема: «Авторские сказки»Тип урока: обобщающий.Цель урока: обобщить и систематизировать знания детей по разделу «Авторские сказки».Задачи урока:Добиться усвоения учащимися учебного материала через игровой вид деятельности.Учить работать сообща, воспитывать навыки коллективной работы и чувство товарищества.Развивать память, творческие способности учащихся, мышление.- развивать речь, внимание, творческое мышление;- формировать умение работать в группе, умение слушать ; формировать навык беглого осознанного чтения;- воспитывать интерес к чтению книг; доброту, отзывчивость.Оборудование:компьютер, мультимедийная установка;иллюстрации по сказкам;снежинки;карточки с заданием.Методические пояснения.Данный урок проводится после изучения раздела «Авторские сказки» и является обобщающим. В течение длительного времени учащиеся работали с разнообразными авторами и читали авторские сказки, необходимо было подвести итог их работы и проверить усвоение темы.Чтобы поддержать интерес к урокам чтения, я выбрала учебную игру. Игра способствует активизации внимания учащихся, развивает познавательные способности, формирует умение работать в коллективе. ХОД УРОКА.Организационное начало урока.Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей урока).- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.Садитесь. - Я вам предлагаю активно работать на уроке, быть внимательными. За активную работу вы будете получать снежинки. От количества снежинок будет зависеть ваша оценка за урок. Получив снежинку, выкладывайте её в ряд.II. Мотивация учебной деятельности.( Звучит мелодия из сказки? Видео ролик «В гостях у сказки»)Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,Они необходимы, как солнышка привет,Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,О том, что может было, а, может быть, и нет.-Какие бывают сказки?Сегодня у нас обобщающий урок по теме ,,Авторские сказки” Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий. На уроке вы будете работать в группах. Поэтому вспомним правила работы в группе: не перебивать рассказчика, дать возможность высказывать своё мнение всем участникам группы, не кричать. ( на доске)IV. Актуализация знаний.- Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились во время изучения темы ,,Авторские сказки”( за ответ давать снежинку)(Сказка о царе Салтане, Маркиз де Карабас, Случай с русалками. )- Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали.А. С. Пушкин (портреты авторов)Н. С. ГумилёвКарел Чапек– Что вы можете рассказать о каждом из этих авторов? (Рассказы детей)Теперь вспомним содержание сказок. (на столах конверты с заданиями)1.Работа над выразительностью. А сейчас мы побудем в роли диктора, ( как должен диктор читать и произносить слова?) прочитать любой отрывок из понравившейся сказки. (вызываю по 2 человека из группы, по очереди)Чтение «Диктор»Первое задание – по желанию. Кто хочет прочесть наизусть отрывок из понравившейся вам сказки? ( выступление детей) (снежинки)Молодцы, ребята.Теперь вспомним содержание сказок. Сбылась трех сестер мечта.Кем, скажите, стала та,Что мечтала лишь однаВыткать море полотна?(Ткачиха)***Очень крепким он родился,Только в бочке очутился.Баре бочку засмолили,В океан её пустили.Мчалась бочка по волнам,Быстро рос ребёнок там,Он волне морской молилсяИ на суше очутился.Вышиб дно и вышел вон,Звали как его? ….(Гвидон)***Он знает след хорька и зайца,Лазейки сквозь камыш к рекеИ так вкусны сорочьи яйцаИм запечённые в реке(Маркиз)«За мной, за мной!»- всхлипнул тот же нежный и незримый голос.О ком речь?(маленькая русалочка)***Волшебство случилось тайное:Остров был необитаемым,А теперь… Ответьте просто вы,Что построено на острове?(Град)***Пушки с пристани палят,Всем сейчас сказать велят,Как зовется этот остров,Где живется сказкам просто?(Буян) «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!»Чьи это слова?Бабариху как-то разУкусил он прямо в глаз.(Шмель)***Перед княжеским дворцомЕсть у белки дивный дом,А над ним не первый годЧто за дерево растет?(Ель)Он печальный и подавляет вздохИ лапкой белой точёнойСердясь, вычёсывает блох(Кот из Маркиза де Карабаса)Что за зверь в хрустальном домеКнязю прибыль создает.«Во саду ли, в огороде…»Громко песенку поет(Белочка)***Князь Гвидон по океануТрижды плыл к царю Салтану.Незамеченным добрался.А в кого он превращался?(Шмель, муха, комар)Ведь тело то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное Невесомое , словно ветерок или туман, вот тут то и попробуйте его вытянуть…Из какого произведения и о ком говорится?(Случай с русалками. О речной русалке.) Физкультминутка. (Звучит аудиозапись)Выборочное чтение. Обратите внимание на доску. Там вы видите рисунки к разным сказкам. Найдите к рисунку соответствующий отрывок сказки. Будьте внимательны. Отрывок должен быть максимально точным.V Обобщение материалаЗадание номер 2. Дайте характеристику главным персонажам сказок. (на столе таблички)Задание номер 3. Вытяните, пожалуйста, название сказки.А теперь вам нужно изменить порядок плана к сказке, т.к. он нарушен.После выполнения задания группам предлагается взаимопроверка. (капитаны обмениваются заданием. По 1 ребёнку от команды по очереди читают ответ. Капитан ставит + или - . После проверки задание возвращается в команду.) Посмотрите, у кого нет ошибок. Молодцы. Прошу капитанов раздать снежинки активным участникам.Правильные варианты ответов (на доске)Физминутка для глаз.Задание на внимание. Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.« Чайслу с мисалкарус» ( «Случай с русалками»)«Кизмар дебасраКа» ( «Маркиз де Карабас»)« Салнета казска о Гдоневи несы реца и ревнеца Ледибе» ( «Сказка о царе Салтане»)Чтение ,,По – цепочке”. Представители групп подходят и выбирают конверт с № 3. В нём указано название сказки, которую будет читать группа. Читать надо по 2 предложения по – цепочке.( посмотреть предварительное количество снежинок)Мы с вами сегодня вспомнили содержание сказок, авторов этих сказок. Соедините названии сказки и её автора и героев этой сказки ( на столе облака с персонажами и названием сказки)Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки. Эти дети получают снежинку.( Проверка с помощью интерактивной доски)Работа с книжной выставкой. Кроме этих литературных сказок, есть много других. Обратите внимание на книжную выставку. Возможно, вы знакомы с данными авторами. Это и Андерсен, Ш. Перо, И Чуковский и много других уже известных вам авторов. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке, в классной мини библиотеке , а также у своих товарищей.VI Итог урока. Ребята, чему нас учат все эти сказки? ( доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.Что вам запомнилось с нашего урока?Кому понравился урок или не понравился, вы можете показать на смайликах которые у вас на столах. Если улыбка, вам всё понравилось, если грустит, значит в уроке вам что не понравилось.Оценивание работы учащихся. Посчитайте свои снежинки. ( от количества снежинок)VII Домашнее задание.Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки.( если осталось время, задание пишем в дневник)(Идёт заставка, видео ролик «Конец сказки»)Всем спасибо за урок.План конспект (краткий)Организационный момент. Оценивание работы. ( Снежинки)Заставка начала урока.Мотивация учебной деятельности.Правила работы на уроке.Какие бывают сказки? С какими авторскими сказками вы познакомились?(снежинк)- Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали. Что вы помните об авторах этих сказок? (Рассказ детей) (снежинки)Диктор (Чтение наизусть) (Снежинки)Теперь вспомним содержание сказок. Сбылась трех сестер мечта.Кем, скажите, стала та,Что мечтала лишь однаВыткать море полотна?(Ткачиха)Очень крепким он родился,Только в бочке очутился.Баре бочку засмолили,В океан её пустили.Мчалась бочка по волнам,Быстро рос ребёнок там,Он волне морской молилсяИ на суше очутился.Вышиб дно и вышел вон,Звали как его? ….(Гвидон)Он знает след хорька и зайца, Лазейки сквозь камыш к рекеИ так вкусны сорочьи яйца Им запечённые в реке (Маркиз)«За мной, за мной!»- всхлипнул тот же нежный и незримый голос.О ком речь?(маленькая русалочка)Пушки с пристани палят,Всем сейчас сказать велят,Как зовется этот остров,Где живется сказкам просто?(Буян) «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!»Чьи это слова?Бабариху как-то разУкусил он прямо в глаз.(Шмель)**Перед княжеским дворцомЕсть у белки дивный дом,А над ним не первый годЧто за дерево растет?(Ель)Он печальный и подавляет вздохИ лапкой белой точёнойСердясь, вычёсывает блох. (Кот из Маркиза де Карабаса)Что за зверь в хрустальном домеКнязю прибыль создает.«Во саду ли, в огороде…»Громко песенку поет (Белочка)Князь Гвидон по океануТрижды плыл к царю Салтану.Незамеченным добрался.А в кого он превращался?(Шмель, муха, комар)Ведь тело то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное Невесомое , словно ветерок или туман, вот тут то и попробуйте его вытянуть…Из какого произведения и о ком говорится?(Случай с русалками. О речной русалке.) Физкультминутка.Выборочное чтение с помощью рисунков.Задание с словами и облаками. (Работа в парах)Укажите стрелочками к какой сказке соответствуют слова. (Проверка с ИКТ)Характеристика героев. Индивидуальная работа.Какая самая большая авторская сказка по содержанию которую мы изучали?Восстановите план сказки ( проверка с ИКТ) 13. Задание на внимание. Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.« Чайслу с мисалкарус» ( «Случай с русалками»)«Кизмар дебасраКа» ( «Маркиз де Карабас»)« Салнета казска о Гдоневи несы реца и ревнеца Ледибе» ( «Сказка о царе Салтане»)(снежинки)14.Работа с книжной выставкой. 15. Итог урока. Ребята, чему нас учат все эти сказки? ( доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.Что вам запомнилось с нашего урока? (Настроение со смайликами)Оценивание работы учащихся. Посчитайте свои снежинки. ( от количества снежинок)VII Домашнее задание.Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки. (Идёт заставка, видео ролик «Конец сказки»)