"Авторские сказки"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Авторские сказки"
Автор: Пидюкова Светлана Евгеньевна

МБОО Дмитриево Помряскинская СШТехнологическая карта урока- литературное чтение4 класс.Учитель: Пидюкова С.Е.Тема: «Авторские сказки»Тип урока: обобщающий.Цель урока: обобщить и систематизировать знания детей по разделу «Авторские сказки».Задачи урока:
  • Добиться усвоения учащимися учебного материала через игровой вид деятельности.
  • Учить работать сообща, воспитывать навыки коллективной работы и чувство товарищества.
  • Развивать память, творческие способности учащихся, мышление.
  • - развивать речь, внимание, творческое мышление;
  • - формировать умение работать в группе, умение слушать ; формировать навык беглого осознанного чтения;
  • - воспитывать интерес к чтению книг; доброту, отзывчивость.
  • Оборудование:
  • компьютер, мультимедийная установка;
  • иллюстрации по сказкам;
  • снежинки;
  • карточки с заданием.
  • Методические пояснения.Данный урок проводится после изучения раздела «Авторские сказки» и является обобщающим. В течение длительного времени учащиеся работали с разнообразными авторами и читали авторские сказки, необходимо было подвести итог их работы и проверить усвоение темы.Чтобы поддержать интерес к урокам чтения, я выбрала учебную игру. Игра способствует активизации внимания учащихся, развивает познавательные способности, формирует умение работать в коллективе. ХОД УРОКА.
  • Организационное начало урока.
  • Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей урока).- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.Садитесь. - Я вам предлагаю активно работать на уроке, быть внимательными. За активную работу вы будете получать снежинки. От количества снежинок будет зависеть ваша оценка за урок. Получив снежинку, выкладывайте её в ряд.II. Мотивация учебной деятельности.( Звучит мелодия из сказки? Видео ролик «В гостях у сказки»)Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,Они необходимы, как солнышка привет,Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,О том, что может было, а, может быть, и нет.-Какие бывают сказки?Сегодня у нас обобщающий урок по теме ,,Авторские сказки” Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий. На уроке вы будете работать в группах. Поэтому вспомним правила работы в группе: не перебивать рассказчика, дать возможность высказывать своё мнение всем участникам группы, не кричать. ( на доске)IV. Актуализация знаний.
  • - Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились во время изучения темы ,,Авторские сказки”
  • ( за ответ давать снежинку)(Сказка о царе Салтане, Маркиз де Карабас, Случай с русалками. )
  • - Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали.
  • А. С. Пушкин (портреты авторов)Н. С. ГумилёвКарел Чапек
  • – Что вы можете рассказать о каждом из этих авторов? (Рассказы детей)
  • Теперь вспомним содержание сказок. (на столах конверты с заданиями)
  • 1.Работа над выразительностью. А сейчас мы побудем в роли диктора, ( как должен диктор читать и произносить слова?) прочитать любой отрывок из понравившейся сказки. (вызываю по 2 человека из группы, по очереди)Чтение «Диктор»Первое задание – по желанию. Кто хочет прочесть наизусть отрывок из понравившейся вам сказки? ( выступление детей) (снежинки)Молодцы, ребята.
  • Теперь вспомним содержание сказок. 
  • Сбылась трех сестер мечта.Кем, скажите, стала та,Что мечтала лишь однаВыткать море полотна?(Ткачиха)***Очень крепким он родился,Только в бочке очутился.Баре бочку засмолили,В океан её пустили.Мчалась бочка по волнам,Быстро рос ребёнок там,Он волне морской молилсяИ на суше очутился.Вышиб дно и вышел вон,Звали как его? ….(Гвидон)***Он знает след хорька и зайца,Лазейки сквозь камыш к рекеИ так вкусны сорочьи яйцаИм запечённые в реке(Маркиз)«За мной, за мной!»- всхлипнул тот же нежный и незримый голос.О ком речь?(маленькая русалочка)***Волшебство случилось тайное:Остров был необитаемым,А теперь… Ответьте просто вы,Что построено на острове?(Град)***Пушки с пристани палят,Всем сейчас сказать велят,Как зовется этот остров,Где живется сказкам просто?(Буян) «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!»Чьи это слова?Бабариху как-то разУкусил он прямо в глаз.(Шмель)***Перед княжеским дворцомЕсть у белки дивный дом,А над ним не первый годЧто за дерево растет?(Ель)Он печальный и подавляет вздохИ лапкой белой точёнойСердясь, вычёсывает блох(Кот из Маркиза де Карабаса)Что за зверь в хрустальном домеКнязю прибыль создает.«Во саду ли, в огороде…»Громко песенку поет(Белочка)***Князь Гвидон по океануТрижды плыл к царю Салтану.Незамеченным добрался.А в кого он превращался?(Шмель, муха, комар)Ведь тело то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное Невесомое , словно ветерок или туман, вот тут то и попробуйте его вытянуть…Из какого произведения и о ком говорится?(Случай с русалками. О речной русалке.) Физкультминутка. (Звучит аудиозапись)Выборочное чтение. Обратите внимание на доску. Там вы видите рисунки к разным сказкам. Найдите к рисунку соответствующий отрывок сказки. Будьте внимательны. Отрывок должен быть максимально точным.V Обобщение материала
  • Задание номер 2. Дайте характеристику главным персонажам сказок. (на столе таблички)
  • Задание номер 3. Вытяните, пожалуйста, название сказки.А теперь вам нужно изменить порядок плана к сказке, т.к. он нарушен.После выполнения задания группам предлагается взаимопроверка. (капитаны обмениваются заданием. По 1 ребёнку от команды по очереди читают ответ. Капитан ставит + или - . После проверки задание возвращается в команду.) Посмотрите, у кого нет ошибок. Молодцы. Прошу капитанов раздать снежинки активным участникам.Правильные варианты ответов (на доске)Физминутка для глаз.
  • Задание на внимание. Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.
  • « Чайслу с мисалкарус» ( «Случай с русалками»)
  • «Кизмар дебасраКа» ( «Маркиз де Карабас»)
  • « Салнета казска о Гдоневи несы реца и ревнеца Ледибе» ( «Сказка о царе Салтане»)
  • Чтение ,,По – цепочке”. Представители групп подходят и выбирают конверт с № 3. В нём указано название сказки, которую будет читать группа. Читать надо по 2 предложения по – цепочке.( посмотреть предварительное количество снежинок)
  • Мы с вами сегодня вспомнили содержание сказок, авторов этих сказок. Соедините названии сказки и её автора и героев этой сказки ( на столе облака с персонажами и названием сказки)
  • Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки. Эти дети получают снежинку.( Проверка с помощью интерактивной доски)
  • Работа с книжной выставкой. Кроме этих литературных сказок, есть много других. Обратите внимание на книжную выставку. Возможно, вы знакомы с данными авторами. Это и Андерсен, Ш. Перо, И Чуковский и много других уже известных вам авторов. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке, в классной мини библиотеке , а также у своих товарищей.
  • VI Итог урока. Ребята, чему нас учат все эти сказки? ( доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.Что вам запомнилось с нашего урока?Кому понравился урок или не понравился, вы можете показать на смайликах которые у вас на столах. Если улыбка, вам всё понравилось, если грустит, значит в уроке вам что не понравилось.Оценивание работы учащихся. Посчитайте свои снежинки. ( от количества снежинок)VII Домашнее задание.Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки.( если осталось время, задание пишем в дневник)(Идёт заставка, видео ролик «Конец сказки»)Всем спасибо за урок.План конспект (краткий)
  • Организационный момент. Оценивание работы. ( Снежинки)
  • Заставка начала урока.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Правила работы на уроке.
  • Какие бывают сказки? С какими авторскими сказками вы познакомились?(снежинк)
  • - Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали. Что вы помните об авторах этих сказок? (Рассказ детей) (снежинки)
  • Диктор (Чтение наизусть) (Снежинки)
  • Теперь вспомним содержание сказок. 
  • Сбылась трех сестер мечта.Кем, скажите, стала та,Что мечтала лишь однаВыткать море полотна?(Ткачиха)Очень крепким он родился,Только в бочке очутился.Баре бочку засмолили,В океан её пустили.Мчалась бочка по волнам,Быстро рос ребёнок там,Он волне морской молилсяИ на суше очутился.Вышиб дно и вышел вон,Звали как его? ….(Гвидон)Он знает след хорька и зайца, Лазейки сквозь камыш к рекеИ так вкусны сорочьи яйца Им запечённые в реке (Маркиз)«За мной, за мной!»- всхлипнул тот же нежный и незримый голос.О ком речь?(маленькая русалочка)Пушки с пристани палят,Всем сейчас сказать велят,Как зовется этот остров,Где живется сказкам просто?(Буян) «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!»Чьи это слова?Бабариху как-то разУкусил он прямо в глаз.(Шмель)**Перед княжеским дворцомЕсть у белки дивный дом,А над ним не первый годЧто за дерево растет?(Ель)Он печальный и подавляет вздохИ лапкой белой точёнойСердясь, вычёсывает блох. (Кот из Маркиза де Карабаса)Что за зверь в хрустальном домеКнязю прибыль создает.«Во саду ли, в огороде…»Громко песенку поет (Белочка)Князь Гвидон по океануТрижды плыл к царю Салтану.Незамеченным добрался.А в кого он превращался?(Шмель, муха, комар)Ведь тело то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное Невесомое , словно ветерок или туман, вот тут то и попробуйте его вытянуть…Из какого произведения и о ком говорится?(Случай с русалками. О речной русалке.)
  • Физкультминутка.
  • Выборочное чтение с помощью рисунков.
  • Задание с словами и облаками. (Работа в парах)
  • Укажите стрелочками к какой сказке соответствуют слова. (Проверка с ИКТ)
  • Характеристика героев. Индивидуальная работа.
  • Какая самая большая авторская сказка по содержанию которую мы изучали?
  • Восстановите план сказки ( проверка с ИКТ) 13. Задание на внимание. Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.
  • « Чайслу с мисалкарус» ( «Случай с русалками»)
  • «Кизмар дебасраКа» ( «Маркиз де Карабас»)
  • « Салнета казска о Гдоневи несы реца и ревнеца Ледибе» ( «Сказка о царе Салтане»)
  • (снежинки)14.Работа с книжной выставкой. 15. Итог урока. Ребята, чему нас учат все эти сказки? ( доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.Что вам запомнилось с нашего урока? (Настроение со смайликами)Оценивание работы учащихся. Посчитайте свои снежинки. ( от количества снежинок)VII Домашнее задание.Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки. (Идёт заставка, видео ролик «Конец сказки»)