система работы по здоровьесбережению
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: система работы по здоровьесбережению
Автор: Лысенко Гульнара Рахимджоновна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 "Здоровый образ жизни"Срок реализации: 4 годаВозраст детей: 3-7 летРазработчик:воспитатель Лысенко Г.Р.Здоровый образ жизни Пояснительная запискаСрок реализации программы – 5 лет.Программа предназначена для детей дошкольного возраста: 3 – 7 лет. 1. Актуальность. В 2006 г. знаменитый доктор Леонид Рошаль сказал, что ещё никогда в нашей стране, не считая периода после Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, не было такой ситуации со здоровьем школьников как сейчас. Что же изменилось сейчас? Регулярные медосмотры школьников показывают: лишь 10% выпускников российских школ сегодня можно назвать здоровыми, 70% имеют серьёзные отклонения. У каждого четвертого патология зрения. Каждый второй нуждается в санаторно - курортном лечении, а каждый четвертый - в стационарном. Подобная статистика существует и в дошкольных учреждениях. Здоровье - это основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитый интеллект, понимание значимости здоровья - основа культуры личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного развития . Итак , нет важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7 - 8 % зависит от здравоохранения , в то время более чем наполовину - от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими корнями уходят в детский возраст, в 5 - 7 лет. В среднем по РФ на каждого из детей приходится не менее 2х заболеваний. Заболеваемость детей ДОУ растет с каждым годом. Забота о здоровье уже становится национальным проектом и важнейшей задачей всех дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ, потому что развивать и обучать можно только здорового ребенка. Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детейЗадачи: 1. Создать условия для ознакомления детей со своим организмом.2. Формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью и потребность в двигательной активности.3. Научить детей любить себя и окружающих 4. Развивать стремление к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Эти задачи реализуются в каждом дошкольном возрасте и являются ключевыми. 2. Принципы построения программы Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения:принцип «Не навреди!»;принцип сознательности и активности;всестороннего и гармонического развития личности;системного чередования нагрузок и отдыха;Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого задания мы выбираем наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как демонстрационный, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.3. Основные направления программы:1. Как я устроен.2. Азбука гигиены.3. Береги своё здоровье. 4. Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая технология - технология, обучающая способам, методам и приемам сохранения здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать и охранять его.Существует много способов, приемов, разнообразных техник, позволяющих человеку сберегать свое здоровье. Необходимо помнить, что любое оздоровление надо начинать после получения информации своем теле. Эта информация включает: знание о себе, правила гигиены и ухода за своим телом, знание опасных факторов риска для здоровья и жизни, знания о своем организме и его функционировании, знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности. Я использую следующие технологии здоровьясбережения. Подвижные и спортивные игры - занимают особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.Гимнастика после сна - помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.·Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы ( «лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).·Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.Гимнастика для глаз; ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуем использовать наглядный материал, показ педагогаПальчиковая гимнастика; рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).Дыхательная гимнастика; в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Здесь необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.Артикуляционная гимнастика. Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому.Логоритмические минутки; Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Основная цель логоритмических занятий – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после сна; Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика .Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.Сказкотерапия; занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.игротерапия в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.Физкультурные занятия. В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.В нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:Занятия по традиционной схеме;Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;проводится 2 раза в неделю в спортивном зале (перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение) и одно - на улице. Длительность 25-30 мин.Совместно с инструктором по физической культуре проводятся физкультурные досуги, игры. В рамках тематической "Недели Здоровья" в учебном году организуются нетрадиционные мероприятия с детьми и родителями: спортивные досуги "Веселые старты", « Мы играем и растем", "В гостях у сказки"; спортивно – экологическое развлечение "Зимнее настроение", "Гармония в движении", "Школа молодого бойца». Также проводятся тематические недели Здоровья, проектная деятельность по ознакомлению детей со своим телом. Систематическая и целенаправленная работа с детьми и их родителями, проводимая в области охраны и укрепления здоровья дает положительные результаты.Занятия серии "Здоровье", "Познай себя" включены и в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.Физкультурные минутки (динамические паузы) Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.коммуникативные игры. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. Проводятся 1 - 2 раза в неделю по 30 минут. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.5. Условия, при которых программа может быть реализована. - Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;- Реализация различных форм систематической работы с родителями;-Развивающая среда ДОУ: - Физкультурный зал - Музыкальный зал - Физкультурный центр в групповой комнате;- Спортивная площадка (на участке детского сада);- Кабинет логопеда - Медицинский кабинет - Методический кабинет 6. Перспективное планирование познавательных занятий по ознакомлению детей со своим организмом, здоровым образом жизни и основами безопасного поведения.Цель: формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Задачи: 1. Создавать условия для ознакомления со своим организмом.2. Во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении формировать у него осознанное отношение к своему здоровью и потребность в двигательной активности.3. Научить ребенка любить себя и окружающих. . 4. формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 5. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Комплексно - тематическое планирование в младшей группе Комплексно - тематическое планирование в средней группе Комплексно - тематическое планирование в старшей группе.Комплексно - тематическое планирование в подготовительной группе. Приложение №1Конспекты организованной образовательной деятельности теме «Познай себя», «Здоровье» ( подготовительная группа)Тема №1: «Я – человек». Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.Цели деятельности педагога: 1. На основе исследовательской деятельности, развивать представление о том, Что человек - часть природы и одновременно существо мыслящее. 2. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение. Оборудование: Модель изображения человека, карточки с изображением предметов живой и неживой природы, модель «мозга», картинки для составления портретов, вощеная бумага, ножницы. Ход образовательной деятельности. Воспитатель предлагает игру «Живое – неживое», затем сообщает о том, что человек – существо живое, как животные или растения. Он передвигается, ходит, бегает, дышит, чувствует боль, ощущает запах, вкус, грусть, радость и многое другое. Для того чтобы вести нормальный образ жизни, человек должен иметь здоровые части тела и внутренние органы. - Назовите основные части тела человека? (голова, шея, туловище, руки, ноги). - назовите органы зрения? (глаза); Обоняния? (нос); Орган вкуса? (язык). - Человек в отличие от растений и животных – существо разумное: он думает, говорит. Действует осознанно (показ модели мозга).Человек в отличие от животных – существо – разумное, гуманное. Он бережно относится к другим людям, растениям, животным, проявляя заботу, милосердие, он становится лучше. Динамическое упражнение «Звери»Сидит зайка на опушке, Поднимает зайка ушки. (Присесть, руки над головой)Слышит: шорох раздаётся – За кустом лиса крадется. (Ходьба пружинистым шагом)У волков же есть обычай – Ходят стаей за добычей. (Приставным шагом)Скачет белка – шалунишкаРвет с сосновых веток шишки. (Подскоки)Между елок, между сосенПо сугробам ходят лоси. (Ходьба с высоким подниманием коленей)По лесной сухой дорожке – Топ – топ – топ - топочут ножки.Ходит – бродит вдоль дорожекВесь в иголках серый ежик. (Мелкие частые шаги).2 часть. На планете живет много людей. Каждый из нас – человек. Ты – человек. Я – человек. Он – человек. Все мы – люди. Чем отличаются люди друг от друга? (мальчики и девочки; мужчины и женщины)Д \упражнение: «Сосчитайте, сколько в группе мальчиков? Сколько девочек?Чем люди ещё не похожи друг на друга? (разный рост, цвет волос, глаз, возраст). Д\игра «Найди пару» (по цвету волос, глаз, по росту);Д\игра «Составь портрет» Дети с помощью разрезных картинок составляют свои портреты. Можно использовать рисованиеКонкурс умников (говорит о том , что человек – существо разумное.)Дети делятся на команды.Объяснить пословицы: «Голова научит - руки сделают». «Чем больше науки – тем умнее руки». Задания командам:1. Напечатай свое имя.2. Реши ребус. «Как меня зовут» (по первым буквам назвать заданный предмет). 3. Расскажи о себе и своей семье. (1 – 2 человека из команды)4. Знаешь ли ты свой знак зодиака. Организованная образовательная деятельностьТема №2. «Как мы устроены»Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «коммуникация», «Безопасность», «Здоровье». Цели деятельности педагога: Продолжить знакомить детей со строением тела человека;Дать сведения о внутренних и внешних органах; о том, почему тело слушается человека. Закрепить знания о потребности человека в дыхании, питании, росте. Оборудование: изображение строения тела человека (легкие, сердце, кишечник, желудок);Дидактический материал для проведения игр «Найди свою тень», «Отражение», «Мы – разные». «Закрась тень». Ход образовательной деятельности. Воспитатель читает рассказ: «Чудесный день. Не правда ли? Неудивительно, что в парке гуляет столько народу. Давайте посмотрим, кто там гуляет. В траве играют двое детей: мальчик и девочка. На скамейке сидят 3 женщины. По дорожке идет старик. Его обгоняет подросток на велосипеде. Молодая мама гуляет с детской коляской. В коляске едет маленький человечек. А там подальше бежит девчонка с собакой. Мальчик. Девочка. Женщина. Подросток. Мужчина. Старик. Младенец. Кто они? Как назвать их одним словом? Почему?Сегодня мы будем говорить о нас, о людях, о том, как мы устроены, как наше тело слушается нас. Д\ игра «Как нас слушается тело» Воспитатель дает задания – команды детям – дети исполняют: встать, сесть, повертеть головой, попрыгать как зайчики, полетать как птички, сесть на стулья. - Что вы сейчас делали? Почему? Как вы поняли. Что я от вас хочу?Какие органы нам помогают слышать? (уши). Какой орган помогает выполнять команды и различные задания? (уши и мозг).Рассматривание схемы уха по картинке. Потрогайте свои уши, посмотрите уши своих товарищей. Снаружи наше ухо похоже на раковину. Она называется ушная раковина. Внутри находится вторая часть уха, она тоже для нас важна. Игра «Сломанный телефон». Вывод: Уши слышат команду, подают её в мозг. Мозг даёт команду нашему телу (встать – встаем).Динамическая пауза. Педагог: На травинку, как на вышку,Бодро лезет муравьишка. (маршировка)Вниз ползет божья коровка, лапки ставит очень ловко. (Боковой приставной шаг)Тихо стрекоза летит,В тишине она звенит. (Легкий медленный бег на носках)Среди гусениц – подругОтдыхает майский жук. (Присесть; в такт музыке выполнять вытянутыми вперед руками движения вправо – влево)Крылья пестрые мелькают – Быстро бабочки летают. (Быстрый бег на носках)Водят пчелы хоровод,Собирают сладкий мед, (движения по кругу в хороводе)Над цветками близко – близкоШмель летает очень низко. (Ходьба вприсядку)А кузнечик скок – скокС лепестка на стебелек. (Поскоки).2. Как мы устроены внутри. Снаружи наше тело покрыто кожей, и мы не видим, что у нас находится внутри. А там находятся мышцы. Показ картины. Работа с книгой Г. П. Шалаева «Хочу стать врачом» стр. 15. Работа мышцами (сгибание и разгибание рук, выполнение различных команд). Рассказ воспитателя о том, для чего служат лёгкие, как дышит человек. Где расположено сердце, желудок и т. д. Какую функцию выполняют эти органы?3 Организация с\ролевой игры «Поликлиника»Посетители поликлиники (больные) жалуются на заболевания определенных частей тела. «Врач» определяет орган, который «болен», и «назначает лечение».Организованная образовательная деятельность. Тема №3 «Как мы узнаём мир. Наши уши и носы».Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Безопасность», «Здоровье».Цели деятельности педагога: 1. Познакомить детей с органами чувств человека.2. Показать приспособление органов чувств к окружающей среде.3. Развивать познавательный интерес к тому, как устроен человек. Оборудование: Коробочки со вкусами, запахами и звуками. Материалы для дидактических игр: «Скок – поскок, угадай, чей голосок», «Услышь и запомни», «Угадай по внешнему виду. Какое настроение», «Чьи уши? Чей нос?».Ход образовательной деятельности. Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с нашими друзьями – помощниками. Эти друзья – чувства. А чувствуем мы благодаря органам: - глаза помогают нам видеть – это зрение; - уши помогают нам слышать – это чувства слуха; - нос помогает нам различать запахи – это чувство обоняния; - язык помогает нам узнать чувство вкуса; - пальцы помогают определить предмет на ощупь – чувство осязания. Практическая деятельность. Дети встают около стола, рассматривают коробочки со звучащими предметами. - Одинаково ли будут звучать эти коробочки? ( нет) Почему?Дети «шумят « коробочками и пытаются угадать , что находится в коробочке. Какой орган чувств помог нам определить звук?Вывод: Уши нужны нам каждую минуту, а мы обращаем на них внимание только тогда. Когда они болят. Уши надо беречь от холода и не засовывать в уши мелкие предметы. Игра «Скок – поскок угадай, чей голосок?»2.Динамическая пауза За мамой медведицей шел медвежонок.(ходьба по кругу имитируя походку медведя)За мамой ежихой катился ежонок,(ходьба вприсядку)За мамой зайчихою прыгал зайчонок.(прыжки по кругу)За мамою мышкой тащился мышонок.(медленная ходьба с опущенными плечами)За мамой лисицей крался лисенок.(ходьба на носках «крадущимся шагом)За мамой волчицей рыскал волчонок.(размашистая ходьба с поочередными загребающими движениями вперед то правой, то левой рукой).3. Работа с коробочками , "спрятавшими в себя вкусы". А сейчас попытаемся угадать, что лежит в коробочке с завязанными глазами. С помощью каких органов чувств вы поняли, что лежат в коробочке лук, чеснок. лимон,?( с помощью запаха).Человек очень хорошо умеет различать запахи и звуки, а вот некоторые животные делают это в несколько раз лучше. Д\игра «Чьи уши? Чей нос?»; «Выбери полезные предметы для ушей»Подведение итогов. Вывод: Уши и носы – очень важные органы у человека. За ними нужно ухаживать их нужно беречь.Организованная образовательная деятельностьОрганизованная образовательная деятельностьТема №4 «Как мы узнаём мир? Для чего нам рот, глаза?»Виды детской деятельности: коммуникативная, исследовательская, познавательная, игровая, двигательная.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье» Цели деятельности педагога:1. Закрепить знания детей о назначении носа и ушей2. Дать понятие о назначении и возможностях глаз, рта, кожи.3. Познакомить с ролью рта в формировании речи. Ход образовательной деятельности. Беседа о том, с какими органами чувств уже знакомы дети. Для чего они нужны. Работа по книге Г. П. Шалаева «Хочу стать врачом» с.36 – 47.2 Динамическая пауза.Что за зверь лесной нам друг?Вот раздался тихий стук: (остановиться и далее выполнять без музыки)Тук, тук, тук, тук, тук, тук,Становись лиса к нам в круг.Названный зверь становится в хоровод и игра продолжается со словамиЧто за зверь лесной нам друг?Вот раздался громкий стук:Тук, тук, тук, тук, тук.Становись медведь к нам в круг.Игра продолжается до тех пор, пока все звери не встанут в хоровод.3. Д\ игры на закрепление изученного материала. «Помоги человечкам услышать звуки, увидеть краски, почувствовать запахи»(см. «Окружающий мир с. 8).«Угадай на вкус»«Где что находится»Д \упр. «Соотнеси слова и картинки» 4. Подведение итогов. Организованная образовательная деятельность Тема №5. «Как кожа помогает человеку». Виды детской деятельности: коммуникативная, исследовательская, познавательная, игровая, двигательная.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье». Цели деятельности педагога:1. Развивать представление о том, как кожа помогает человеку;2. Развивать познавательную деятельность детей; умение принимать проблемно – познавательную задачу, использовать исследовательские действия для её решения, устанавливать связи, сравнивать.Подготовительная работа: Беседы с детьми «Как ухаживают за кожей животные». «Что чувствует кожа», «Самые грязные места на моем теле»,«Сколько раз я мою руки». Д\игра «Определи, какая кожа». Ход образовательной деятельности.В группу приходит Незнайка. Воспитатель. Незнайка. Почему ты такой чумазый.Незнайка: Я прочитал стихи:Никогда не мойте рукиШею, уши и лицоЭто глупое занятиеНе приводит ни к чемуВновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо.Так зачем же тратить силы Время попусту терять.И теперь мыться вообще не хочу. Воспитатель: Прав ли Незнайка? Чем покрыты части тела, которые назвал Незнайка? (кожей) Незнайка: Подумаешь. Грязная кожа! Она мне и чистая не нужна. Зачем она?Воспитатель: Давайте вместе с Незнайкой разберёмся, зачем человеку кожа?(Беседа с детьми)2. Практическая исследовательская деятельность. Воспитатель показывает коробочку, внутри которой находится лёд. - Как узнать, что находится внутри коробочки, не заглядывая внутрь. (потрогать). Что внутри? Как узнали? Что почувствовали? (холод). Чем почувствовали?Незнайка. Руками. А кожа ничего не чувствует. Воспитатель: Как узнать, чувствует кожа или нет? (дотронуться до кожи на разных участках тела). (Воспитатель дотрагивается до разных участков тела детей холодными и теплыми предметами и дети говорят. что они чувствуют.3. Беседа. «Что происходит с кожей, если человеку холодно, жарко?»4.Динамическая пауза. Подвижная игра «Аист и лягушки».Педагог: Отгадайте загадку:Длинношеий, длинноносый,Длиннокрылый. Безголосый.Он летает на охотуЗа лягушками к болоту. (Аист).Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга – «аист». Дети идут по кругу, «аист» ходит, высоко поднимая ноги и взмахивая руками (крыльями)Педагог. Аист вышел на охоту,Ходит, ходит по болоту. «Аист». Очень хочется лягушкой закусить.Очень хочется лягушку проглотить!«Лягушки». Кваки – кваки, ква – ква, ква – ква,Кваки – кваки – ква – ква, ква – ква,Кваки – кваки, ква – ква, ква – кваКва! Ква! Ква – ква – ква !С окончанием песни «лягушки « прыгают по залу. 5. Исследовательская деятельность. 1. «Для чего на коже выступает пот, когда человеку жарко?»Дети мочат одну руку в воде, другую оставляют сухой. По просьбе воспитателя дуют на обе руки по очереди и делают вывод о том, что они почувствовали. (влажной руке холоднее).В: Чем помогает человеку кожа? (чувствует холод, жару, защищает человека от перегревания и переохлаждения).В: Что произойдет, если кожа будет грязная, как у Незнайки?Воспитатель. Узнаем, растягивается ли кожа? Двумя пальцами соберите кожу в складку, а потом отпустите. Почему кожа вернулась в исходное положение? Представьте, если бы кожа не растягивалась, а человек бы рос и рос, чтобы произошло? Зачем кожа растягивается. - Попробуйте ущипнуть себя за кожу. Что вы почувствовали? (боль) Догадайтесь, почему человеку больно, когда он поранит кожу? (Кожа чувствует боль).Незнайка. Так без кожи лучше. Больно не будет. Работа по книге Шалаевой «Хочу стать врачом» стр. 41. Незнайка: Теперь я знаю, для чего необходимо содержать кожу в чистоте. В: Почему кожа бывает разного цвета? (рассматривание иллюстраций людей разных рас).6. Подведение итогов. 7. Творческая деятельность. В вечернее время дети рисуют людей с кожей разного цвета (используются наглядные иллюстрации).Организованная образовательная деятельностьТема №6. Органы пищеварения. Правильное питание. Цели деятельности педагога: 1. Дать общее представление об органах пищеварения, о правилах питания и поведения за столом.2. Дать представление о вредной и полезной пище. Познакомить с ролью продуктов в развитии и росте организма человека. Предварительная работа:1. Ознакомление с художественной литературой. Д. Хармс. «Очень – очень вкусный пирог»;С. Михалков «Сашина каша»; «Про девочку, которая плохо кушала», «Про Машу и манную кашу».Т. Собакин «Опасная профессия»; Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»;2.Сюжетно – ролевая игра «Семья» - приготовление обеда;3. Дидактические игры: «Какой вкус»; «Что для чего полезно?» «Что чувствует мой язык?»4. Беседа с детьми. «Что я знаю о себе»Ход занятия. Рассказ воспитателя о том, что и для чего мы едим. (см. Г. П. Шалаева «Хочу стать врачом с. 20.). Рассматривание плаката о правилах поведения за столом. Чтение стих и беседа. «Правила поведения за столом». Медвежонок хлеб жевал –Крошки хлебные ронялГоворил с набитым ртомЧто? Не мог понять никто.После взялся за компот –Стол облил и свой живот.Все над ним хохочут звонко,Застыдили медвежонка:- Ты не знаешь? За столомНадо есть с закрытым ртом.Не спешить. Не говорить.Крошки на пол не сорить.После встать из – за столаВ шубке чистой как была.2. Динамическая пауза. 1. Организационный момент. Дети располагаются по кругу. В центре круга можно расположить фигурки - игрушки лесных животных. Педагог. К большой лесной опушкеСбегались все зверюшки, Чтобы зимушку встречать.Чтобы петь и танцевать. Ритмическая разминка. Педагог: За мамой медведицей шел медвежонок.(ходьба по кругу имитируя походку медведя)За мамой ежихой катился ежонок,(ходьба вприсядку)За мамой зайчихою прыгал зайчонок.(прыжки по кругу)За мамою мышкой тащился мышонок. (медленная ходьба с опущенными плечами)За мамой лисицей крался лисенок. (ходьба на носках «крадущимся шагом)За мамой волчицей рыскал волчонок. (размашистая ходьба с поочередными загребающими движениями вперед то правой, то левой рукой).3 Беседа о полезной и вредной пищи. А сейчас поговорим о том. Какая пища приносит нашему организму пользу, какая вред. - Что вы больше всего любите кушать? Какие лакомства покупают вам мамы и папы. - А сейчас мы должны определить . какие продукты приносят больше вреда, а какие – больше пользы. ( рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное масло, лук, капуста, груши, молоко, супы, каши, - эти продукты укрепляют здоровье. А такие как фанта, пепси, чипсы, торты, жирное мясо, жевачки - они больше вредны нашему организму. Д \игра «Найди полезные продукты»; «Определи вредные продукты»4.Викторина. - Почему во время еды нельзя разговаривать? - Как желудок переваривает пищу? - Почему после еды нельзя ложиться на живот? - Что происходит с пищей в толстом кишечнике? В тонком. - Какие блюда у детей самые любимые? - Какие продукты дети чаще употребляют в пищу? - Какое блюда дети сами могут приготовить?5. Упражнение на развитие внимания .Один хлопок – вредные продукты, два хлопка – полезные продукты. 6. Упражнение на развитие творчества и воображения. Пофантазировать и нарисовать своё любимое блюдо (полезное: овощи, фрукты и т. д.)7. Подведение итогов. Приложение№2Комплекс речевых разминок.Я использовала данный материал при проведении динамических пауз. физкультминуток, развлечений,. Тема: «Осень».1.Организационный момент. По залу развешены «осенние» листья. Педагог читает стихотворение. Если на деревьях листья пожелтели,Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. (М. Ходякова)2. Ритмическая разминка. Педагог: Пойдем осенними дорожками, Пусть листики шуршат под ножками,(ходьба по кругу в колонне)Листья осенние в танце кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся.(легкий бег на носках, на остановку музыки – присесть).Ветер осенний поднялся - и вотЛистья по кругу ведут хоровод. (Боковой приставной шаг).Ветер крепчает и дует сильнее – Листья по кругу летят все быстрее.(Боковой галоп)В край далекий улетая,Нам помашет птичек стая.(ходьба «стайкой»)Дождик мелкий моросит,«Кап, кап, кап!» - он говорит.(Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу). 3. Упражнение «Дождик».Хором. Дождик, дождик на дорожке.(Стучать кулаками друг о друга)Он намочит наши ножки.(Наклониться похлопать ладонями по коленям)Надо ножки поднимать ,(Стоя на месте шагать, высоко, поднимая ноги)Через лужицы скакать.(Указательный жест правой рукой вправо – вниз, один прыжок на месте)Вот так, вот так,Через лужицы скакать.(Прыжки из стороны в сторону)Поспешим мы. Поспешим,От дождя мы убежим.(присесть - спрятаться в домик)4.Упражнение «Дождь пошел».Педагог. Дождь пошел и не проходит,Дождь, дождь….(Здесь и далее дети на каждую ритмическую единицу при слове «дождь» делают хлопок).Дождь идет, хотя не ходит,Дождь, дождь…Он прохожим хлещет в лица,Дождь, дождь….Он будет лить часы подрядНа крышу, на дорогу.Об этом тучи говорят, хоть говорить не могут. (А. Барто)5. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».Исходное положение дети сидят на стульях.Педагог: Соберем для мамы осенний букет, но сначала вспомним , какие бывают листья.Дети хором: Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальцы в кулак)Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулаки)Листья березы,Листья тополя, Листья осины,Листики дуба мы соберем, (загибать поочередно пальцы в кулак, начиная с большого пальца )Маме осенний букет принесем.( Поочередно соединять каждый палец с большим на каждую ритмическую единицу).6. Подвижная игра «Букет для мамы»Педагог раздает детям разноцветные картонные листья разных пород деревьев. Пока играет музыка, «листочки»(дети) «летают» по залу. Как только музыка замолкает, каждый листок должен найти свою пару – такой же листок. Выигрывают первые три пары. Затем дети меняются листочками и игра продолжается. 7. Общеразвивающее упражнение «Лужи».( проводится с обручами)Педагог: Посмотрите, кругом лужи:Здесь пошире, там поуже,Прыгаю, смотрите – раз!В лужу хлоп, и весь рассказ. ( Л. Миронова).(прыгать в обручи – лужи , которые лежат на полу)Любим прыгать мы по лужам. И с дождем мы тоже дружим.Под зонтом гулять пойдем И все лужи обойдём. (Ходьба друг за другом, обходит обручи – лужи)8. Релаксация. Педагог: Устала что- то осень, Она ложится спатьИ приглашает детокНемножко полежать. ( Дети лежат на ковре, звучит мелодия «Дождик, дождик приходи» Т. Гомез). Тема: Перелетные птицы.1. Организационный момент. Педагог предлагает послушать стихотворение и посмотреть изображение перелетных птиц.Птицы на юг улетают: гуси. Грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.2. Ритмическая разминка Педагог. Летят как самолетики. Изящны и легки, Раздвоенные хвостики, Красотки – ласточки.(Легкий бег на носочках)И вот летит соловушка,Серая головушка.Как он песенку споёт – Сердце радостно замрет.(ходьба мелкими шагами)Грачи по травке ещё ходятГрачат малюток следом водят.(ходьба приставным шагом)На одной ноге стоит,В воду пристально глядит,Тычет клювом наугад – Ищет цапля лягушат.(Шаг с высоким подниманием колена).Послушайте, послушайте:В лесу который год Проказница кукушка На веточке поет,(Шаг, хлопок, шаг, хлопок).3 Упражнение «Птичка».Птичка крылышки сложила,(руки вдоль туловища, ноги вместе).Птичка крылышки раскрыла,(руки в стороны)Птичка перышки помыла.(Ноги на ширине плеч, наклоны в стороны)Птичка клювом повела,(наклоны вперед)Птичка зернышки нашла.(Приседания)Птичка зернышки поела(Имитация движения)И тихонько полетела.(махи руками).4. Упражнение «Подвижные птицы».Дети встают в круг. Педагог: Пошагаем, как аисты,(ходьба с высоким подниманием коленей) Как кукушки, (Приставной шаг с поворотом головы вправо – влево).как зяблики,(ходьба на пятках)как скворцы,(продвижение вперед подскоками)как ласточки,(Легкий бег на носочках, руки разведены в разные стороны)как птенчики,(ходьба «стайкой»)5. Упражнение «Дружно птицы прилетели».Хором. Дружно птицы прилетели(Бег врассыпную)Полетели и присели(присесть)Поклевали зернышки(Стучать указательными пальцами по полу)Поиграли в полюшке.(встать, делать поскоки, поворачиваясь вокруг себя)Водички попили,(отвести руки за спину, наклоны вперед)Перышки помыли.(погладить руки)Вправо – влево посмотрели(повернуть голову направо – налево)И спокойно полетели. (Медленный бег на носках, плавные взмахи руками).6. Упражнение «Коршун в небе».Дети под медленную музыку спокойно бегают по залу. Плавно взмахивая руками. Педагог: Коршун в небе – вот беда!Птички! Прячьтесь кто куда!Звучит громкая напряженная мелодия, Дети приседают, обхватывают руками колени, сильно прижимаясь к ним. Затем снова играет спокойная музыка – «птицы летают» и т. д.7. Дыхательная гимнастика «Птицы».Дети изображают птиц; разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным попеременным подниманием ног. 8. Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели»….Педагог. Скоро белые метелиСнег поднимут от земли.(Сжимать и разжимать кулаки, затем при пересчете птиц загибать по одному пальцу)Улетают, улетели.Улетели журавли.Не слыхать кукушек в роще,И скворечник опустел.Аист крыльями полощет – Улетает, улетел. Осыпаясь, пожелтелиСолнца редкие лучи.Улетают. УлетелиУлетели и грачи. (Е. Благинина).9.Пальчиковая гимнастика «Птички».Хором. Птички летели,(На каждой руке соединить кончики пальцев)Крыльями махали.(Махать кистями рук)На деревья сели,(Поднять руки, развести пальцы в стороны кончиками вверх).Вместе отдыхали.(На каждой руке соединить кончики пальцев).10. Подвижная игра «Птица без гнезда».Дети делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот. Кто в паре стоит первым, т. е. ближе к центру круга – гнездо, второй за ним – перелетная птица, (Игру можно проводить в шапочках птиц). Педагог считает «раз» - игроки. Изображающие гнезда, кладут руки на пояс, «два» - игрок - птица кладет руки на плечи стоящему впереди , т. е. птица садится в гнездо. «Три» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу педагога «Птицы, в гнезда!» каждая птица стремится занять свое гнездо. Одновременно и педагог занимает одно из мест. При повторении игры дети меняются ролями. 11. Подвижная игра «Аист и лягушки».Педагог: Отгадайте загадку:Длинношеий, длинноносый,Длиннокрылый. Безголосый.Он летает на охотуЗа лягушками к болоту. (Аист).Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга – «аист». Дети идут по кругу, «аист» ходит, высоко поднимая ноги и взмахивая руками (крыльями)Педагог. Аист вышел на охоту,Ходит, ходит по болоту. «Аист».Очень хочется лягушкой закусить.Очень хочется лягушку проглотить!«Лягушки.» Кваки – кваки, ква – ква, ква – ква,Кваки – кваки – ква – ква, ква – ква,Кваки – кваки, ква – ква, ква – ква.Ква! Ква! Ква – ква – ква !С окончанием песни «лягушки « прыгают по залу. Тема: «Дикие Животные»1. Организационный момент. Дети располагаются по кругу. В центре круга можно расположить фигурки - игрушки лесных животных. Педагог. К большой лесной опушкеСбегались все зверюшки, Чтобы зимушку встречать.Чтобы петь и танцевать. 2. Ритмическая разминка. Педагог:За мамой медведицей шел медвежонок.(ходьба по кругу имитируя походку медведя)За мамой ежихой катился ежонок,(ходьба вприсядку)За мамой зайчихою прыгал зайчонок.(прыжки по кругу)За мамою мышкой тащился мышонок.(медленная ходьба с опущенными плечами)За мамой лисицей крался лисенок.(ходьба на носках «крадущимся шагом)За мамой волчицей рыскал волчонок.(размашистая ходьба с поочередными загребающими движениями вперед то правой, то левой рукой).3. Упражнение «Про медведя»Педагог: А их папы – звери уже ждали.Вот только медведя нигде не видали. Хором:Ходит по лесу медведь,Хочет сесть и посидеть(имитация походки медведя)Где ж такое место есть.(остановиться, развести руки в стороны)Чтобы мог медведь присесть?( Приложить руку ко лбу, высматривая подходящее место)То высок пенек,(показать «высокий пень», поднимая руки вверх).То торчит сучок,(Правую руку сжать в кулак, поднять указательный палец).То низкий пень,( показать низкий пень, нагнувшись)То густая тень.(развести руки в стороны и посмотреть вверх)Эта песня о медведе. О медведе – привереде. (Имитация ходьбы медведя по кругу.).4. Упражнение «Медвежонок»Спит с медведицей в берлоге Медвежонок толстоногий.(имитировать медведя)Под напев метели В теплой спит постели.(руки под голову, голову наклонить в сторону)Сладкий сон к нему пришел:(ходьба на месте на носках)Куст малины он нашел,(Руки в стороны, на лице улыбка)Ягоды срывает, чмокая, глотает.(Пальцами «срывать ягоды», подносить ко рту «глотать»)Медвежонок, спи , бай – бай,Спать мамаше не мешай.(погрозить указательным пальцем)С ней до самой до весныСладкие смотрите сны.(Голову наклонить в сторону, руки – под головой) (И. Лопухина)5. Динамическое упражнение «Звери»Сидит зайка на опушке ,Поднимает зайка ушки.(присесть, руки над головой)Слышит: шорох раздаётся – За кустом лиса крадется.(ходьба пружинистым шагом)У волков же есть обычай – Ходят стаей за добычей.(Приставным шагом)Скачет белка – шалунишкаРвет с сосновых веток шишки.(подскоки)Между елок, между сосенПо сугробам ходят лоси.(ходьба с высоким подниманием коленей)По лесной сухой дорожке – Топ – топ – топ - топочут ножки.Ходит – бродит вдоль дорожекВесь в иголках серый ежик. (Мелкие частые шаги).6. Дыхательная гимнастика Педагог: Поспеши сюда медведь,Звери будут песни петь.«Поет ежик»: на вдох – фы – фы;На выдох – фы – фы – фы.(повторить 2 раза)«Поют лисички»: на вдох – тяв – тяв;На выдох тяв – тяв – тяв. (повторить 2 раза)«Поют мышки»: на вдох – пи – пи;На выдох – пи – пи – пи. (повторить 2 раза).7. Пальчиковая гимнастика «Белка»Педагог: Сидит белка на тележке. Раздает друзьям орешки.(Поочередно выполнять удары кулаками друг о друга и хлопки)Зайчишке – трусишке,Волку, серой мышке,Медведю толстопятому, заиньке усатому.(загибать в кулак по одному пальцу, начиная с большого).8. Пальчиковая гимнастика «Где вы были»Педагог: Дети, дети, где вы были?Хором Долго по лесу бродили.Встретили медведя, волка.Зайку, ёжика в иголках,Лося, белочку, лису – Ненаглядную красу. (при перечислении загибать по одному пальцы правой, затем левой руки).9. Подвижная игра «Лесной хоровод»Дети делятся на группы. Одна группа надевает маски диких зверей.Педагог: Становись, лесной народ, В наш веселый хоровод.«Дети» идут хороводом и поют под музыку русской народной песни «Как у наших у ворот», а «звери» сидят на корточках в кругу. Хором. Что за зверь лесной нам друг?Вот раздался тихий стук:(остановиться и далее выполнять без музыки)Тук, тук, тук, тук, тук, тук,Становись лиса к нам в круг.Названный зверь становится в хоровод и игра продолжается со словамиЧто за зверь лесной нам друг?Вот раздался громкий стук:Тук, тук, тук, тук, тук.Становись медведь к нам в круг.Игра продолжается до тех пор, пока все звери не встанут в хоровод.10. Релаксация.Педагог: Хватит песни петь, играть Лесу нужно отдыхать.Дети лежат на ковре, звучит негромкая музыка. Тема: Луг. Насекомые.1 Организационный момент. На наборном полотне выставлены картинки с изображениями насекомых. Педагог: Кто живет на лугу, скажите, Голубом, золотом и белом?Посмотрите, здесь каждый жительЗанят нужным и важным делом. (По Л. Куклину)Дети называют насекомых, а потом становятся в круг и выполняют разминку.2. Ритмическая разминка.Педагог: На травинку, как на вышку,Бодро лезет муравьишка.(маршировка)Вниз ползет божья коровка, лапки ставит очень ловко.(боковой приставной шаг)Тихо стрекоза летит,В тишине она звенит.(Легкий медленный бег на носках)Среди гусениц – подругОтдыхает майский жук.(присесть; в такт музыке выполнять вытянутыми вперед руками движения вправо – влево)Крылья пестрые мелькают – Быстро бабочки летают.(быстрый бег на носках)Водят пчелы хоровод,Собирают сладкий мед,(движения по кругу в хороводе)Над цветками близко – близкоШмель летает очень низко.(ходьба вприсядку)А кузнечик скок – скокС лепестка на стебелек.(поскоки).3. Упражнение «Комар».Педагог. Отгадайте загадки о насекомых, которого мы не встретили на лугу. Летит – пищит, сядет – молчит,Кто его убьёт. Свою кровь прольет. (комар)Хором: Комар летитИ пищит, пищит.Ой, лови!Ой, лови!Не то спрячется!Хлоп!Дети следят за комаром: медленно – медленно поворачивают голову слева – направо и наоборот на каждую строчку песенки На «хлоп» хлопнуть в ладоши. 4. Фонопедическое упражнение «Насекомые».Педагог: Комар пищит тихонько и тоненько: зззззззззззззЧуть громче звенит муха: ззззззззз…Ещё громче звенит пчела: ззззззз…А самым низким голосом звенит шмель: зззззззззз.Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос. 5. Пальчиковая гимнастика. Хором: прилетела к нам вчера(помахать кистями рук)Полосатая пчела.А за нею шмель – шмелек, И веселый мотылек,Два жука и стрекоза – ( называя каждое насекомое, загибать палец)Как фонарики глаза.(Кисти рук «биноклем» поднести к глазам)Полетали, пожужжали, (помахать кистями рук)От усталости упали.(уронить кисти рук) (Н. Нищева)6. Подвижная игра – диалог «На лужке».Педагог. А сейчас мы сами превратимся в насекомых.(Все дети надевают маски)Педагог. Пчелки, пчелки, Где бывали?Пчелки, пчелки, Что видали?Пчелки. Мы летали на лужок И видали мы ….(медок, листок, замок,цветок)Дети подбирают любое слово в рифму. Затем играет музыка , «пчелки летают»по залу, остальные дети хлопают в ладоши в такт музыке. Игра продолжается аналогичным способом с другими насекомыми.Педагог: Где вы, бабочки летали?Что вы, бабочки видали?Вы. Жуки, куда летали?Что и где вы увидали?7. Релаксация. Дети ложатся на ковер. Звучит легкая музыка. Тема: Зима. Звери и птицы зимой.1. Организационный момент. Дети образуют круг. Педагог: Оделась речка в тонкий лед.А снег идет, идет, идет….Вовсю старается зима, белит поля, белит дома. 2. Упражнение»Снег – метель – вьюга».(для развития слухового внимания, чувства темпа. Педагог: Тихо, тихо, тихоСнег идет, белый снег мохнатыйВетерок несет.(Ходьба спокойным шагом по кругу)А тут сестра метелицаКовром шелковым стелется, Ужасно холодна.(Бег на носках, руки на поясе).А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней. (бег поскоками. При прыжке руки вверх, хлопок).3. Общеразвивающее упражнение «Снегу намело».Дети преодолевают различные снежные препятствия: надо пролезть в ворота «Снежного лабиринта», пройти по «снежному валу» и спрыгнуть с него и т. д. 4. Упражнение «Снегири».Хором. Вот на ветках – посмотри:В красных майках снегири,(4 хлопка руками по бедрам, 4 наклона головы вниз и в стороны)Распушили перышки, греются на солнышке.(На первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бедрам).Головой вертят, Улететь хотят.(Повороты головы на каждое слово в стихотворении)5. Этюд «Птичья столовая».Педагог прикрепляет детям к одежде плоскостных птиц: воробьев, снегирей, голубей. В центре зала размещена кормушка для птиц. Дети образуют круг; руки на поясе. Педагог Я кормушку принесла,В ней крупа и крошки.Нужно птичек в холодаПокормить немножко.Хором. Прискакали воробьи на пружинках – ножках.(«воробьи двигаются поскоками к кормушке)Воробьи: Очень просим нас согреть,Покормить немножко.Чик, чирик, благодарим, чик, чирик, прощайте!Мы к вам снова залетим Завтра ожидайте. Хором. Прискакали снегири на пружинных ножках(двигаются поскоками к кормушке)Снегири: Очень просим нас согреть Покормить немножко.Чив – чив - чив, благодарим, чив – чив – чив, прощайте!Мы к вам снова прилетим, завтра ожидайте. Хором: Прискакали голубиНа пружинных ножках (Двигаться поскоками к кормушке)Голуби: Очень просим вас согретьПокормить немножко.Гуль – гуль – гуль, благодарим,Гуль – гуль – гуль, прощайте!Мы к вам снова прилетим, завтра ожидайте. Хором: Нам не страшен снегопад И морозы злые.Хорошо, когда зимойЕсть друзья такие. 6. Упражнение «Кормушка».Хором: Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимать и разжимать кулаки)Прилетело? Мы расскажем. (Загибать по одному пальцу)Две синицы, воробей,Шесть щеглов и голубей,Дятел в пестрых перышках – Всем хватило зернышек. (сжимать и разжимать кулаки).7. Мимическое упражнение «Звери зимой».Педагог: А что же наши звери делают зимой?Есть у белочки дупло, в нем уютно и тепло. (показать улыбкой, как довольна белочка)Серый волк косматый По лесу он бродит.Глазами рыщет, Добычу ищет. (показать голодного злого волка)Спит медведица в берлогеМедвежонок толстоногий, Под напев метелиВ теплой спит постели. (Представить себе медведя, показать, как они спят довольные.)8. Релаксация. Дети на спину легли И, как мишки видят сныПтички стали щебетать,Будем глазки открывать, просыпаться и вставать. ( выполняют движения, соответствующие словам)Приложение №3. Работа с родителями по формированию здорового образа жизни. СентябрьКонсультация: "Лекарственные растения"Оформление ширмы: "Витаминный календарь. Осень".ОктябрьРодительское собрание "Поговорим о здоровье"Анкета: «Здоровый образ жизни»НоябрьКонсультация: "О закаливании"ДекабрьКонсультация: "Внимание! Наступает зима!"Беседа: "Одежда и здоровье детей"ЯнварьРодительское собрание: "Здоровье и здоровый образ жизни"Консультация в родительский уголок: "Вечные принципы нравственности"Консультация: "Зимние игры и забавы"ФевральКонсультация в уголок: "Роль прививок в укреплении здоровья воспитанников"Анкета: "Ваше отношение к ЗОЖ"Консультация: "Вредные привычки"Беседа с родителями: "Профилактика гриппа" (папка-передвижка инфекционные болезни)МартКонсультация в уголок для родителей: "Игры на внимание"Беседа: "Если ребенок невнимателен"Оформление ширмы "Витаминный календарь. Весна"АпрельКонсультация: "Профилактика детского травматизма"Беседа: "Умственное развитие ребенка"МайБеседа: «Развивающие игры летом»Памятка "Здоровое питание в каждый дом"Приложение №4Критерии результативности усвоения программы:Знания: – составляющие здоровья;– особенности развития своего организма;– правила личной гигиены и здорового образа жизни;– основные группы питания;– защитные силы организма;– правила соблюдения режима дня;– различные формы закаливания.Умения: - ответственно относиться к своему здоровью;– управлять своим эмоциональным состоянием;– соблюдать правила личной гигиены;– ухаживать за кожей, глазами, зубами;– правильно распределять свой рацион питания;– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.Навыки:– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.