"Вода" -окружающий мир 3 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Вода" -окружающий мир 3 класс
Автор: Лискова Валентина Ивановна

Тема: «Вода» (Окружающий мир 2 класс)ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (3 мин) Прозвенел для нас звонок, Начинается урок! Всем удачи пожелайте,- Сегодня ребята, я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе исследовательскую лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими исследователями. Как вы думаете кто такой исследователь? Работа со словарем-Сегодня мы проведём исследовательскую работу и познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе- Как ты разгадал ребус? ( В О нарисовано ДА – получается вода.) -.У кого из вас другой ответ? Прочитайте в учебнике, какие слова использует авто учебнике при описании воды на стр.54. ( Чтение сильного ученика). Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?Слайды-стих о воде Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране водыБеседа “Роль воды в жизни человека и охрана вод”.Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.Что за предмет вы видите на моем столе?
  • Что такое глобус?
  • Раскрути глобус.
  • Каким цветом кажется глобус?
  • Почему?
  • Верно, голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод ….Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли.-- Какие водные запасы Земли вы знаете?Давайте подумаем, где на Земле есть вода? Дети отвечают: в море, в реке, в озере, в роднике, в болоте, в луже. Вместе делаем вывод: воды на планете очень много – суша занимает только одну треть ее поверхности. Удивительно, что планета называется «Землей», а не «Водой». Когда люди полетели в космос, то они увидели, что наша планета голубая. Если посмотреть на глобус то можно увидеть, что основная масса воды сосредоточена в океанах и морях. В них она горько-соленая. Слайд Какая бывает вода на земле? Отвечаем вместе: соленая и пресная. Посмотрим на слайд презентации. Оказывается почти вся вода на Земле соленая, и только маленькая часть – пресная.Кому же нужна вода на Земле Фронтальная форма работы. Дети называют: растениям, насекомым, водным обитателям, человеку, птицам, животным. Делаем вывод: вода – это то, без чего не может обойтись ни один обитатель планеты Земля.Практическая часть. Вы – исследователи. Что будет предметом исследования?( Вода.)Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях. - Определим правила, по которым будут работать юные учёные в группах. • Старший исследователь - проводит опыт • Эксперты - наблюдают, помогают. - Каждый член группы заполняет таблицу. Определяет свойство воды и в нужную графу ставит +. - Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Для этого необходимо соблюдать технику безопасности. • Будьте осторожны с оборудованием. • Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. • После проведенного исследования подготовьте вывод. • Запрещается пробовать на вкус любые вещества. • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.  Какими свойствами обладает вода? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо провести исследование. Опыт №1 Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Зачитаем план опыта. Возьмите стаканчик с водой, перелейте воду в сосуд, стоящий у вас на столе. • Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. • Перелейте воду из стакана в баночку, затем из баночки в блюдце • Что происходит с формой воды? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. Опыт №2. Вопрос: имеет ли вода прозрачность? Зачитаем план опыта. • Возьмём стакан с чистой водой, опустим в неё ложку. • Посмотрим на свет. • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. • Посмотрим на свет. • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений. Опыт № 4. Вопрос: Может ли вода растворять вещества? Зачитаем план опыта. Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, песок, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит? Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете?• Какие выводы можно сделать? вода - хороший растворитель• Расскажем о результатах наблюдений Опыт№4Текучесть воды. Какое свойство мы используем: перельем воду из одного стакана в другой. Небольшое количество воды поместим на предметное стекло и понаблюдаем. Вывод: вода обладает таким свойством как текучесть. Опыт 5Цвет воды. Нам предстоит убедиться: имеет ли вода цвет? На нашем демонстрационном столике находятся три химических стаканчика. В первом – апельсиновый сок, во втором – молоко, в третьем – вода. Наблюдаем, делаем выводы: в 1-ом цвет оранжевый, во 2-ом – белый, в третьем – цвета нет. Вода не имеет цвета, значит она бесцветная. Вывод: -Для человека очень важно знать свойства и состояния воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. ФизкультминуткаКакие превращения могут случаться с водой, а для того чтобы вспомнить, отгадайте загадки?
  • Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Снег Шумит он в поле и в саду, A в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. Дождь Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, 0н тут же весь растает. Лёд Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Туча Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. Туман Похож я с виду на горох,Где я пройду – переполох.
  • (Град. )И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет. (Иней)- Посмотрите на слова, помещенные на доске: Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода) -А в чем разница? В какие три группы их можно объединить? Почему? По какому признаку? Лёд, снег. (твердое состояние ) Дождь, родник. (жидкое состояние) Облако, туман. (газообразное состояние) Как вода работает на человека. Вода играет важную роль в жизни человека, растений, животных. Зачем и почему вода так необходима? Вода самая распространенная жидкость на Земле. Человеку для жизни нужно много воды. Давайте подумаем, где человек использует воду?С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.(На доске карточка со словами Вода – это )- Значит, вода – это…Вода – это жизнь.)(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)- Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. - Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же?Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Рассмотрите слайды. Объясните, отчего загрязняется вода?- Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.- Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашей реке Уча? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)У. Надеюсь, вы так и будете поступать.Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?-А сейчас ребята, посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды - большие и маленькие. Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно. Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно. - Подумайте и поднимите свою капельку. Давайте устроим дождик. - Какой замечательный дождик у нас получился! Д.З. придумать и нарисовать табличку- В заключении я хочу напомнить: Человек, запомни навсегда Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете не одни! - Урок окончен! Спасибо за урок! Можете идти отдыхать.