Совершенствование умений и навыков на уроках столярного дела


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Совершенствование умений и навыков на уроках столярного дела
Автор: Кубас Станислав Григорьевич

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА3« А» класса Учитель-логопед: Костюкова Марина Петровна2018– 2019 учебный год
  • Пояснительная записка
  • При составлении образовательной рабочей программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой и других авторов. Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. Задачи программы:
  • создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.
  • развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  • содействовать повышению уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря обучающихся.
  • обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
  • Общая характеристика коррекционного курса
  • Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости обучающихся в 3 классе, обусловленный различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.Логопедическая работа в специальной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средствязыка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.Контингент обучающихся с УО за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих носят характер системного недоразвития речи легкой, средней и тяжелой степени.Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
  • Место учебного курса в учебном плане.
  • Согласно учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию уроков на 2018-2019 учебный год в 3 «А» классе программа по коррекционному курсу логопедия составляет 100 часов (3 коррекционных занятия в неделю).В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий на 2018-2019 учебный год, Постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 №1250 "О переносе выходных дней в 2018 году" и Проектом Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2019 году"(подготовленным Минтрудом России 20.07.2018) (субботу 29 декабря – на понедельник 31 декабря 2018 года; суббота 5 января – на четверг 2 мая 2019 года; воскресенье 6 января - на пятницу 3 мая 2019 года; субботу 23 февраля - на пятницу 10 мая 2019 года), рабочая программа 3 «А» класса составлена на 100часов (при необходимых 102 часе). Выполнение программы обеспечивается за счет уплотнения учебного материала на 1 час 26.12.208 ( вместо 2 часов 10.05.2019 ), по теме: « Дифференциация согласных букв Б-П », на 1 час 29.04.2019 ( вместо 2 часов 03.05.2018) по теме «Дифференциация букв Ч-Щ».. I четверть – 27 часов-осенние каникулы- с 03.11- 11.11II четверть – 21 час- зимние каникулы– 29.12.- 09.01III четверть – 30 часов- весенние каникулы– 23.03.-31.03IV четверть – 22 часа- летние каникулы –01.06 – 31.08
  • Личностные результаты освоения коррекционного курса «логопедические занятия»
  • В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью,, (вариант 1) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные результаты освоения программы:
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Возможные результаты коррекционного курса «Логопедические занятия» должны отражать:1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
  • 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
  • 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
  • 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
  • Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.
  • Чтение и письма.
  • Начальные навыки чтения и письма.
  • При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).Мониторинг индивидуальные достижения по логопедии:Владение навыками коммуникацииСформированность навыков коммуникации со взрослыми: способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми; способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях; способность обращаться за помощью.Сформированность навыков коммуникации со сверстниками: способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми; способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях; способность обращаться за помощью. Владеет средствами коммуникации: способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия: способность правильно применять; ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации.Грамматический строй речиПравильное использование предлогов, глаголов, прилагательных, наречий, антонимов: способность использовать в речи предлоги; способность использовать в речи глаголы, прилагательные; способность использовать в речи наречия и слова-антонимы.Согласования слов в предложении: способность употреблять глаголы в единственном и множественном числе; способность изменять личные местоимения по лицам.Употребление предложений сложносочинённых и сложноподчинённых: умение называть действия предметов; умение повторять за взрослым небольшие предложения с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной); членение простых предложений на слова.ЗвукопроизношениеПравильное произношение всех гласных звуков: различение гласных и согласных звуков; правильный артикуляционный уклад в произношении гласных звуков.Произношение простых согласных звуков: различение и правильное произношение всех звуков; отчётливое произношение гласных и простых согласных звуков (согласных раннего онтогенеза).Произношение некоторых сложных звуков [c], [с], [з], [з], [ц], [л], [ш], [ж]: правильное произношение звукоподражений;различение на слух сходных согласных; способность произносить скороговорки.ДикцияСформированность чёткого произношения слов и сочетаний: отчётливое произношение слов и сочетаний; освоение звуков [л,] [ч] и [щ]; освоение звука [р].Интонационная выразительность речи: выразительные средства языка; способность повторять предложения с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной)Фонематический слухРазличение звуков на слух: различение звуков окружающей действительности; деление слова на части.Называние слова на заданный звук: соотнесение усвоенных звуков с обозначающими их буквами; соотнесение звуков с реальным объектом.Связная речьСформированность умения задавать вопросы, отвечать на них: способность использовать речь для использования планирования действий; сформированность представлений о языковой действительности.Описания по образцу предмета, картинки: понимание ситуации на основе словесного описания; называние предмета и его части; называние качества предмета.Составление рассказа по картинке: рассказывание вместе со взрослым о событии на картинке; составление рассказа из простых предложений.Практическое овладение нормами речиИспользование в игре ролевых высказываний: способность драматизировать сказки; способность сочинять сказки, загадки, небылицы; способность договариваться об организации игры.Сформированность построения высказывания в соответствии с грамматическими нормами: понимание ситуации на освоение словесного описания; способность понятно излагать мысли; умение отстаивать свою точку зрения.Содержание мониторинга диагностики результатов освоения обучающимися коррекционного курса «Логопедические занятия»3 классКритерии оценки параметров обследования 1. Звукопроизношение 1 балл - нарушение нескольких групп звуков. 2 балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь. 3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков. 4 балла - звукопроизношение в норме. 2. Фонематические процессы 1 балл - не слышит данный звук в любой позиции. 2 балла - не дифференцирует оппозиционные звуки, какой - либо группы. 3 балла - с заданием справляется, но допускает ошибки. 4 балла - фонематические процессы развиты достаточно. 3. Слоговая структура слов1 балл - слоговая структура слов не сформирована. 2 балла - допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности. 3 балла - слоговая структура слов в стадии формирования. 4 балла - правильное и точное воспроизведение слов различного слогового состава. 4. Словарный запас1 балл - активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой. 2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы. 3 балла - использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов. 4 балла - активный словарь близок к возрастной норме. 5. Грамматический строй речи1 балл - речь резко аграмматична. 2 балла - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании. 3 балла - допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении. 4 балла - грамматический строй близок к возрастной норме. 6. Связная речь 1 балл - фразовая речь резко аграмматична. 2 балла - испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно-ответной формой. 3 балла - при составлении рассказа использует не более двух - трех предложений. 4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции. 7. Артикуляционная моторика1 балл - объем артикуляционных движений ограничен. 2 балла - неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений. 3 балла - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения. 4 балла - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей. 8. Мелкая моторика1 балл - мелкая моторика ограничена. 2 балл - испытывает затруднения при выполнении динамических проб. 3 балла - точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками. 4 балла - развитие мелкой моторики близко к возрастной норме.
  • Содержание коррекционного курса «логопедические занятия»
  • Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 3 класса проводятся 3 раза в неделю.Количество часов, указанных в программе примерное, и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.В структуру занятия могут входить:- упражнения для развития артикуляционной моторики;- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;- дыхательная гимнастика;- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;- формирование фонематических процессов;- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;- работа над предложением, текстом;- обогащение и активизация словарного запаса.Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
  • Перспективное планирование коррекционного курса «Логопедические занятия»
  • Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Логопедические занятия» в 3 «А» классе.