«Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Автор: Буркова Оксана Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Родомановская средняя школа»Гагаринского района Смоленской областиОпытпедагогической деятельностиучителя физической культурыБурковойОксаны НиколаевныРекомендован методическим советомДля внесения в педагогический банк опытаМБОУ «Родомановская средняя школа» Учителя! Как огонек в пути! Какое ж нужно пламенное сердце, Чтоб людям свет нести, Чтоб след его вовек не мог стереться!Тема опыта «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».Педагогический стаж – 25 лет.Учебное заведение, которое закончил, дата окончанияСмоленский Государственный институт физической культуры1999 г., специальность: «Физическая культура и спорт», квалификация Преподаватель физической культуры. Тренер.Категория – высшая С какого года работает по проблеме: с 2012 г. «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».Возникновение опытаЯ преподаю уроки физической культуры с 1994 года. Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 25 лет. Имею следующие достижения:Награждена Золотым знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» VIII ступени. Приказ от 24.10.1017года.5.Документы и материалы, отражающие результаты моей профессиональной деятельности - на муниципальном уровне:-Грамота Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области победителю муниципального конкурса педагогического мастерства «Радуга проектов» в номинации «Формула будущего » - 2018 год;-Благодарность Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за большую работу проделанную по сплочению детского коллектива и воспитанию у подрастающего поколения высоких нравственных качеств – 2015 год;- Грамота Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за подготовку победителя и призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году по физической культуре – 2018 год;- Грамота Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за подготовку победителя и призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 учебном году по физической культуре – 2017 год;- Грамота Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за подготовку победителя и призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году по физической культуре – 2016 год;- Грамота Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за подготовку призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году по физической культуре – 2015 год;- Грамота Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за добросовестный плодотворный труд, высокий профессионализм, большой личный вклад в дело воспитания и обучения подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником – Днём учителя – 2015 год; - Грамота начальника отдела по ФКСДМ Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за большой личный вклад по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» среди детей и подростков- 2018год.-Грамота Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за подготовку победителей и призёров XXX районной Спартакиады учащихся по лыжным гонкам – 2015 год; - Грамота начальника отдела по физической культуре и делам молодёжи Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за 1место в районном турнире по настольному теннису – 2014 год.- Благодарность Главы Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за большую работу в области развития физической культуры и спорта – 2016 год; - Грамота начальника отдела по ФКСДМ Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за подготовку члена сборной команды Смоленской области, участницы летнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» среди обучающихся общеобразовательных организаций проводимого в международном детском центре «Артек»- 2017год. - Благодарность Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за глубокую признательность и искреннюю благодарность за достойное воспитание Вашего сына – 2015 год; - Грамота муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области МБОУ «Родомановская средняя школа» за большой вклад в развитие физической культуры и спорта среди обучающихся – 2017 год;- Диплом Администрации СОГАУ «СОЦ «Голоёвка» за внимательное отношение к детям и активное участие в культурно- массовых мероприятиях – 2015 год;-Диплом начальника отдела по ФКСДМ Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за 3 место в соревнованиях по настольному теннису среди сельских поселениях Гагаринского района – 2016год;-Диплом центра социально- оздоровительного СОГАУ «Голоёвка» за 1 мест в первенстве СОЦ « Голоёвка» по настольному теннису- 2016 год;-Диплом Муниципального бюджетного учреждения культуры Межпоселенческий культурно- досуговый центр «Комсомолец» - за активное участие в районном творческом фестивале , посвященном 55летию полёта Ю.А. Гагарина в космос- 2016 год;- Почётная грамота Главы муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области за добросовестный труд, высокие достижения в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, развитие физической культуры и спорта среди детей – 2016 год.- на региональном уровне:- Благодарственное письмо Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи за многолетний и добросовестный труд, личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения – 2014 год;-Грамота СОГБУ ДО «Станция юннатов» за 3 мест в областном заочном конкурсе фотографий, творческих работ учащихся и методических материалов «Формирование культуры здорового питания» в номинации Семейный фотоплакат «Здоровье – это здорово»- 2017год.- на всероссийском (международном) уровне:- Диплом всероссийского тестирования педагогов портала «Единый урок РФ» по предмету физическая культура – 2017 год;- Диплом всероссийского тестирования педагогов портала «Единый урок РФ» по предмету физическая культура – 2018 год;-Свидетельство о публикации в проекте для одарённых детей «Алые паруса» творческую работу «ГТО вчера, сегодня, завтра!» 2018год;-Диплом Всероссийского образовательного портала «Гениальные дети» за 3 место во всероссийском конкурсе « Современный урок в условиях реализации ФГОС» - 2018год;- Сертификат Всероссийского образовательного портала «Завуч» за дистанционное обучение по курсу «Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС) – 2018 год;- Диплом Всероссийского конкурса для детей и молодежи "Быть здоровым - это модно!" Номинация: "Социальный проект" – 2018год;- Диплом победителя всероссийского конкурса «Презентация» работа «Нравственно-патриотическое воспитание» - 2017 год;-Благодарственное письмо организационного Комитета Всероссийского образовательного портала «Завуч» за активное сотрудничество и участие в организации проведения дистанционных мероприятий по теме « Современный урок в условиях реализации ФГОС» - 2018год;- Сертификат за подготовку призёра Международного конкурса фотографии и плакатов « Мы за здоровый образ жизни» - 2017 год;- Диплом победителя всероссийского конкурса «ИКТ компетентность как критерий оценки профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта современного педагога» - 2016 год;-Свидетельство о публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образование педагогического проекта – 2019 год;Методические разработки открытых мероприятий:Проведены открытые мероприятия и дан самоанализ в соответствии с методикой оценки уровня профессиональной компетенции педагогического работника: дата проведения мероприятия, название, уровень проведения (муниципальный, региональный, всероссийский, международный уровень), название Методики (автор/составитель): С 2012 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:- ухудшение здоровья детей;- уменьшение наполняемости классов;- гиподинамия;- слабая материально-техническая база.В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.Актуальность опытаСовременная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется. Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой;- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и и здорового образа жизни успешно решаются в данном опыте.Ведущая педагогическая идея опыта:Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.Технологический аспект опыта «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».Личная концепция учителя:- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;- включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.Основные методы:
  • Диагностика
  • Фронтальный
  • Поточно-групповой
  • Тестирование
  • Интерактивные
  • Формы организации и виды уроков:
  • Урок-игра
  • Урок-соревнование
  • Урок-турнир
  • Интегрированный урок
  • Условия:
  • Личностно-ориентированный подход в обучении
  • Компетентностный подход.
  • Перед началом года я составляю план, в котором ставятся следующие задачи:Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;Развитие двигательных качеств;Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.Результат:
  • Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
  • Активизация внеурочной деятельности школьников
  • Улучшение здоровья учащихся
  • За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь. За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий. Цель физического воспитания в нашем лицее – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей. Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Мною составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования экзамен по теории физической культуры.Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года: Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования, готовлю к сдаче ГТО.В школе на протяжении пяти лет функционируют спортивные секции: по волейболу, настольному теннису, баскетболу, ОФП.Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об укреплении материально - технической базы. Разработала комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника, мышц свода стопы, общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить суточную двигательную активность учащихся. Процент здоровых детей за последние десять лет увеличился с 45% до 60%.Систематические занятия физической культурой и спортом в школе способствуют тому, что лицей в периоды обострения эпидемии О.Р.З не закрывался на карантин. Разработала программу «За здоровый образ жизни». Результатом деятельности в рамках данной программы являются показатели общефизической подготовки учащихся. Ежегодно провожу комплексное обследование физического развития и двигательной активности детей. Обобщение педагогического опыта в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности позволило мне создать методическую базу мониторинговых исследований в области развития физкультуры и спорта. Полученные аналитические материалы структурированы в таблицы, диаграммы, шкалы, экспертизы, описания и др.Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как: 1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». Для оценки и отслеживания результатов используется пакет статистических документов, утвержденных и рекомендованных министерством образования и науки РФ. 2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа. 3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей. 4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. 5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы. 6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в лицее и за ее пределами, а также в органах ученического соуправления. 7. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников, развития физической культуры и спорта. Считаю, что основу успешности составляет – глубокий, всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, и конечно же, анализ своей работы, её результативности. В моей работе наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся: при 100% абсолютной успеваемости качество обучения составляет 86%-95%.Использую в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы ИНТЕРНЕТ. Учащиеся с интересом создают презентации, освещающие спортивную жизнь школы.Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой личности через свой предмет.Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 1-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:1. Работа должна проводиться систематически.2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.3. Задания должны быть посильными.4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.