Профилактика конфликтного поведения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика конфликтного поведения
Автор: Колесник Светлана Александровна
Профилактика конфликтного поведения между родителем и подросткомЦель: познакомить со стилями поведения в конфликтной ситуации, развить способность конструктивно решать конфликтные ситуации между родителем и ребенком.Целевая аудитория: родители учащихся 8-ых классов.Дополнительный материал: опрос родителей «Стиль решения конфликта», просмотр мультфильма «Мост», ссылка: .Ход беседы:Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Ссора, спор или скандал представляют собой конфликт. Какие ассоциации вызывает слово «конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Самое неприятное в конфликте – это страх, злоба, обида, которые испытывают люди по отношению друг к другу. Конфликты существовали в прошлом тысячелетии, существуют в нынешнем и, наверное, будут существовать в следующем. Они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должны быть выигравшие и проигравшие.Совсем избежать конфликтов невозможно, однако следует учиться конструктивно их решать. «Заглаживание» конфликта, уход от его решения может привести к ряду последствий:проблемы физического плана, связанные со здоровьем;проблемы психологического план (уход в себя, в сою душевную боль, изменение характера человека, суицидальные попытки и т.п.);проблемы социального плана (уход из семьи, потеря интересов к хобби и школе, потеря себя).Поведение в конфликте может быть очень разным. От этого зависит исход событий и то, какие последствия могут наступить. Давайте проанализируем как каждый из нас ведет себя конфликте. (Опросник родителей на стиль поведения в конфликте. См. приложение).На основании опросника можно сделать вывод, что все мы ведем себя по-разному и выбираем разный стиль решения конфликта. Но всегда, когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.Какие навыки необходимы любому человеку при конструктивном решении конфликтов?1. Умение слушать.2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.4. Умение критиковать и правильно реагировать на критику.5. Умение принимать решение.6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.Родители стали часто жаловаться на потребительское отношение к ним подростков, т.е. их дети уже в 11-12 лет (а чаще в 13-14) считают, что мамы и папы обязаны заботиться о них, и не только кормить и поить, но и оплачивать их увлечения, капризы и прочее, из чего состоит Это воспринимается ими как норма, причём никакой благодарности по этому поводу подростки не испытывают. «Я не просил, чтобы вы меня рожали», «Она же моя мама, поэтому заботиться обо мне должна» – это довольно типичные высказывания, которые родители воспринимают как откровенно циничные. Причём, ни одного подростка невозможно убедить, что очень многое в этом плане зависит от его поведения, успеваемости в школе, помощи по дому.Причины конфликтов между родителем и ребенком:плохая учеба;завышенные требования друг к другу;не понимание, разное мнение;родитель не слышит просьбы;несоответствующий внешний вид;плохая компания ребенка;унижение достоинства, взаимные оскорбления; навязывание требований о друзьях, хобби, выборе профессии и др.Часто бывает, что на нас нападают с обвинениями или претензиями, а это может привезти к конфликту. В таких случаях есть несколько тактик конструктивного поведения.1. Уточнение.Суть этой техники заключается в том, что «если ребенок эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Необходимо стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого».Пример: (на родительском собрании происходит очень бурное обсуждение подарка для учащихся 2 класса на Новый Год).Мама: Я не согласна тратить деньги на всякую ерунду.Учитель: Что Вы считаете ерундой?М: Мой ребенок вообще не ест конфет, а этих сундучков у нас дома уже целая куча.У: Вы бы хотели, чтобы ребенок получил подарок в классе?М: Да, но не эти пакеты с конфетами.У: Что бы Вы могли предложить?М: Что-нибудь стоящее.У: Что, с Вашей точки зрения, является стоящим в плане подарка, который мог бы получить каждый ребенок в классе?М: Ну, не знаю, какую-нибудь игрушку.У: Как Вы думаете, какой игрушке будут рады наши ребята?М: Все равно, но не только конфеты. Чтобы осталось что-нибудь…(эмоциональный накал снижен).Последовательная постановка содержательных вопросов позволяет удерживаться самому и постепенно перевести подростка на интеллектуальный уровень рассмотрения проблемы, а не быть захлестнутым эмоциями. Чтобы сформулировать вопрос и найти на него ответ, необходимо проанализировать ситуацию логически.Основная трудность – сориентироваться в ситуации, не дать своим эмоциям захватить целиком.2. Заезженная пластинка.Суть этого метода заключается в том, чтобы сформулировать четкую фразу, проясняющую Вашу позицию по затрагиваемой проблеме. Желательно, чтобы она была не очень длинной, и ее можно было бы повторить несколько раз, не изменяя и не нарушая логики разговора. При этом важно сохранять не только одинаковое содержание фразы, но и интонацию, не поддаваясь давлению эмоций.Пример: на замечание классного руководителя в отношении неприемлемости окрашивания волос в зеленый цвет, во всяком случае, в течение учебного года, пятиклассница очень эмоционально отвечает: - Мне мама разрешает!Классный руководитель: В школе нельзя так ходить. Ученица: И вообще, это мое личное дело! Вы не имеете права мне запрещать!Классный руководитель: В школе нельзя так ходить.Ученица: В 6 – Б классе две девочки покрасили волосы.Классный руководитель: В школе нельзя так ходить. И т.д.(в 4-5 раз что-либо говорить уже нелогично: достаточно ясно, каков будет ответ)При использовании метода заезженной пластинки необходимо придерживаться одной и той же фразы. Так как если ее изменить, собеседник легко переведет Вас в ситуацию длительного спора.Техника заезженной пластинки хорошо подходит как для взрослых, так и для детей. Но только в тех случаях, когда Вы четко убеждены, что отстаиваемое Вами положение действительно незыблемо и оправданно.3. Внешнее согласие.Суть этого метода – в такой формулировке такого ответа, чтобы ваша фраза была в форме согласия, а не противоречия его высказыванию. Это не означает, что вы отказываетесь от своей точки зрения, согласие не должно быть абсолютным. Главное, чтобы не звучало явное противоречие. Если подросток находится в состоянии аффекта (ярко выраженные эмоции), то любое противостояние только усиливает его. Ребенок готов к сопротивлению, но не ожидает согласия. Даже частичное согласие снижает накал атмосферы. Пример:- Ты всегда защищаешь младшего брата!- Я и сама часто думаю о том, какие непохожие, уникальные отношения складываются с каждым ребенком…Пример:- Почему ты никогда мне не помогаешь!- Я подумаю над этим.Использование метода внешнего согласия позволяет не только снизить эмоциональный накал ситуации, но и перевести разговор в русло конструктивного обсуждения проблемы. В это время легче попытаться договориться, чем стараться переубедить подростка, настойчиво доказывая свою точку зрения. Кроме того, используя частичное согласие, мы сами в процессе разговора можем действительно изменить свою позицию, если взгляд на ситуацию ребенка окажется более оправданным. Использование предложенных методов позволяет экономить нервно-психическую энергию, переводит заряд конфликта в рациональный план, снижает эмоциональные затраты. Все это, в свою очередь, способствует развитию конструктивных отношений между родителем и ребенком.ПриложениеОпросник для родителей «Стиль решения конфликта»Инструкция: в опроснике 15 утверждений: ответьте на вопрос, как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации. Если подобным образом вы ведете себя:ЧАСТО - поставьте 3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла; РЕДКО - 1 балл. Анкета: Поведение в конфликтеОбработка результатов теста:Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда подсчитаете баллы по всем показателям, то узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите стиль поведения в конфликте. Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11. Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12. Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13. Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14. Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15. Результаты:Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.