«Профилактика негативных явлений в подростковой среде»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Профилактика негативных явлений в подростковой среде»
Автор: Кафаджий Мария Викторовна

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»Тренинговое занятие в рамках Декады «SOS»«Профилактика негативных явлений в подростковой среде»ГАПОУ МО «Мурманский индустриальный колледж»Ведущие специалисты ГОБУ МО ЦППМС-помощи:Социальный педагог Кафаджий М.В.,Педагог-психолог Плиска А.В.Мурманск,03.12.2018г.Тренинговое занятие в рамках Декады «SOS»«Профилактика негативных явлений в подростковой среде»Цель: формирование личной ответственности подростков за свое здоровье.Целевая аудитория: студенты 1-2 курсаМатериалы и оборудование: листы А4, шарф, отрезки разноцветной пряжи, веревка, швабра, воздушный шарик.Ход занятия:1.Приветсвие.Цель: Познакомится с группой. Создать позитивный настрой на совместную работу.Инструкция: участники тренинга представляются, рассказывают немного про себя, свои ожидания, опасения, имеющийся опыт и т. д. Принятие групповых правил (правило чувств и оценок, правило «Я», правило конфиденциальности и т.д.)2. Упражнение «Снежинка»Цель: сформировать у участников ответственность за себя и в принятии каких-либо решений.Инструкция: очень важно следить за тем, чтобы каждый участник выполнял упражнение самостоятельно, не глядя на соседей, не разговаривая и не переспрашивая.Инструкция для участников:1. Сверните лист бумаги пополам2. Оторвите правый верхний угол3. Сверните лист бумаги еще раз пополам4. Оторвите левый нижний угол5. Сверните лист бумаги еще раз пополам6. Оторвите правый нижний угол7. Разверните лист, посмотрите, что у вас получилось, и покажите соседям.Обсуждение: посмотрите, у всех получился разный результат, хотя всем зачитывалось одно задание. Почему так получилось? (выслушиваются мнения участников). У кого получилось лучше? (выслушиваются мнения участников).Посмотрите, как по-разному мы воспринимаем одну и ту же информацию. И определить сейчас, кто сделал правильно, а кто нет невозможно. Так и в жизни мы выбираем свой путь и только мы определяем свой образ жизни. В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. Однако среди подростков есть такие, которые уже в начале жизни резко ограничивают свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от собственных пагубных привычек.3. Упражнение «Наши привычки» Цель: актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение.Инструкция: вызываются два добровольца, которые умеют делать из бумаги самолетики. Одному из них привязывают к руке шарф – обозначают наличие вредной привычки. Ведущий дает команду «Начали» и засекает время – 1 минута. Во время работы ведущий периодически тянет шарф, отвлекая и дергая таким образом игрока.Обсуждение: Кто справился с работой быстрее, лучше? Почему?Резюме ведущего: в жизни человек с вредными привычками очень от них зависим. Как это сказывается на его работе, учебе? (Пример - не дает сосредоточиться, заставляет об этом думать, отвлекает от работы)4. Упражнение "Марионетка" Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.Инструкция: Ведущий делит участников на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.Обсуждение: Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли "куклы"?Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Хотелось ли что-либо сделать самому?5.Упражнение «Моток пряжи»Цель: способствовать формированию навыков отказа от рискованного поведения.Необходимый материал: отрезки красной, желтой, зеленой пряжи соединенные последовательно между собой и сформированные в один клубок. Плакат с значением цветов.Ход упражнения: Ведущие предлагают участникам передавать клубок по кругу, предварительно обмотав часть пряжи вокруг пальца. Затем участник передает клубок соседу. Задача каждого, в зависимости от того, какой цвет пряжи ему достался, высказаться (одним или двумя предложениям). Например:
  • Желтый цвет – о последствиях табакокурения.
  • Красный цвет – о последствиях употребления алкоголя.
  • Зеленый цвет – о последствиях употребления ПАВ.
  • Когда участники выскажутся и размотают клубок, предложите им смотать клубок обратно. Теперь задача участников, сказать, как отказаться от рискованного поведения.Если у них в руках:
  • Желтый цвет – от табакокурения.
  • Красный цвет – от употребления алкоголя.
  • Зеленый цвет – от употребления ПАВ
  • 6.Упражнение «Препятствие»Цель: повышение уровня внутригрупповой работоспособности.Необходимый материал: веревка.Инструкция: Два участника держат веревку на уровне груди на расстоянии приблизительно 2 метра друг от друга. Всем участникам группы предлагается пройти под веревкой. По мере того, как участники повторно преодолевают препятствие, веревка опускает ниже. Кто не преодолел препятствие, выбывает из игры. Комментарий ведущего: Представьте, что веревка – это вредные привычки, которые ограничивают нашу свободу, наши действия, заставляют забыть наши увлечения, то к чему мы стремимся в жизни. Вредные привычки диктуют свои условия, они заставляют нас склонять голову, а иногда заставляют ходить даже на «четвереньках». Тем, кто подчиняется вредным привычкам очень сложно вернуться к нормальной жизни в «полный рост». Я желаю, чтобы вредные привычки не заставляли Вас склоняться, чтобы Вы всегда были сильнее их.7.Упражнение «Цель в жизни»Цель: формирование у подростков ответственности в принятии каких -либо решений.Необходимый материал: швабра.Инструкция: Ведущий приглашает одно из участников - его задача удержать швабру в вертикальном положении на вытянутой руке, установив ее ручкой на ладони, так чтобы перекладина оказалась вверху. Вначале необходимо удержать равновесие швабры, глядя вверх на перекладину. Затем – глядя только прямо перед собой.После выполнения задания, ведущий спрашивает участника в каком случае легче было удержать швабру, глядя вверх на перекладину или только прямо перед собой.Внимание: во втором случае швабра менее устойчива, ее труднее держать в равновесии. Поэтому перед заданием убедитесь в том, что падающая швабра никого не заденет.Резюме ведущего: представьте, что швабра – это человеческая жизнь, ручка швабры – жизненный путь, а перекладина – жизненные цели. Ели наши помыслы устремлены вверх к нашей цели – нам легче удержать жизнь в равновесии. Мы знаем, что нам нужно, что сделает нас счастливыми (хорошее образование, семья, престижная работа, верные друзья), что поможет достичь заветной цели. Но если мы живем только сегодняшним днем: забыли о своей цели, руководствуемся сиюминутными желаниями (закурить, выпить, принять наркотики, т.е. попробовать в жизни все), а не разумом - тогда легко потерять равновесие, «упасть» и потерять все, что тебе дорого; сбиться с пути.8.Упражнение «Мое будущее»Цель: создание у участников позитивных перспектив на будущее.Инструкция: Участникам предлагается закончить предложения:- Мое будущее видится мне…- Я жду …- Я хочу …- Я думаю …- Мне хочется достичь успеха в …- Для этого мне необходимо …- Главная сложность, с которой я столкнусь …-Преодолеть препятствия мне поможет …9.Упражнение «Отбери шарик»Цель: обучение участников пониманию намерения других людей и действий в быстро меняющихся ситуациях.Инструкция: Участники делятся на две команды, свободно перемещающиеся по аудитории. Задача одной из команд – удержать шарик в воздухе и не дать другой команде отобрать его. Участники могут отталкивать шарик, но не имеют права брать его в руки и не должны допустить, чтобы тот упал (в таком случае им засчитается поражение).Задача другой команды – отобрать шарик. Участники могут сделать это, лишь поймав его руками, отталкивать шарик или пользоваться другими частями тела либо какими-либо вспомогательными предметами им запрещено. Что бы избежать путаницы, желательно сделать так, чтобы участники команд отличались друг от друга (например, снабдив их налобными повязками разных цветов).Необходимый материал: воздушный шарик, отличительные знаки для команд.По завершению упражнения участники обмениваются впечатлениями10.ШерингЦель: выяснить степень удовлетворенности подростками занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение..