Занятие по теме " Золотая соломка- позравительная открытка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по теме " Золотая соломка- позравительная открытка
Автор: Сидорская Людмила Анатольевна
Конспект занятие по теме :«Золотая соломка-поздравительная открытка»Выполнила педагог дополнительного образования :Сидорская Людмила Анатольевна.Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социальногообслуживания населения « Ровесник»г. Самара 2019г.Занятие по теме «Золотая соломка-поздравительная открытка»Цель занятия : ознакомить детей с историей аппликации из соломки, заложить основы эстетического вкуса, развивать художественно – творческие способности.Задачи:Познакомить детей с основным способом изготовления аппликации.Закрепить приемы работы с соломкой.Развить усидчивость, аккуратность, чувство художественного вкуса, умение применять полученные знания на практике.Воспитать уверенность в своих силах и возможностях, умение работать в коллективе.Следить за соблюдением техники безопасности. Создать оптимальные условия для качественной работыХод занятия.Тип занятия: развивающее.Инструменты, приспособления и оборудование.Иллюстративный и наглядный материал: инструкционная карта изготовления аппликации, заготовки из соломки. Эскиз аппликации. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций, поделки из соломки. Оборудование: ножницы, клей.Правила безопасного труда с режущими и колющими инструментами.Хранить ножницы в определенном месте (коробке).Класть ножницы сомкнутыми остриями от себя.Ножницы передавать острым концом вниз.Правила техники безопасности при работе с клеем. Для нанесения использовать кисточку. Чтобы избежать загрязнений поверхности, использовать салфетку. После работы клей закрыть, помыть кисточку, вымыть руки.Материал: полоски из соломки, калька, листы из соломки.Структура занятия:1. Вводная часть:Организационный момент:подготовка детей к работе;постановка задачи;2. Основная часть:сообщение технико-технологических сведений;беседа по безопасным приемам работы;вводный инструктаж по выполнению технологических операций;3. Практическая работа:работа по инструкционной карте;получение практических навыков и умений;контроль за соблюдением технологии;4. Заключительная часть:проверка готового материала;уборка рабочих мест и помещения;анализ работы детей.Ребята, сейчас я расскажу вам удивительную сказку. Слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была царевна по имени соломка. Соломка была непростая, уж очень она любила менять цвет в своих нарядах.Утром она наряжалась в золотистый наряд, днём с перламутровым переливом, а вечером надевала платье с приятной янтарной окраской и мягким мерцающим блеском. Окружающие любовались ею, и за это прозвали соломку - Золотой. Понравилось это соломке, и решила она отплатить людям добром. Открыла она мастерам свою тайну и научила их превращать соломку в необычные вещи. И стали мастера украшать соломкой мебель, шкатулки, интерьер. Люди любовались изделиями да пуще хвалили золотую соломку.Отгадайте загадки: Весной - травкой шелковистой,Летом - нивой золотистой,Ну, а зимнею порою -Аппликацией - игрою.Сухая очень ломка,Зовут ее …(Соломка)2. В поле тычинка - Золотая вершинка.3. Как во поле на курганеСтоит курица с серьгами.4. Стоит Федосья -Растрепаны волосья.5. Что можно сделать из этих растений?6. Из каково растения, сделаны эти картины? (Показ готовых картин и иллюстраций)Отгадывают загадки:(рожь)(овес)(сноп)Отвечают на поставленные вопросыА п п л и к а ц и яПосмотрите на выставку поделок и картин и назовите, из какого материала они выполнены?- Правильно из соломки. И мы сегодня с вами будем учиться делать аппликацию из соломки.Скажите, что нам понадобится для изготовления аппликации?Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность кусочков какого-либо материала.Виды аппликации: декоративная - аппликация не изображает какой-либо предмет или сюжет, а служит для украшения.Сюжетная - аппликация не изображает какой-либо предмет или сюжет, а служит для украшения.Предметная - аппликация, в которой изображается какой-либо один предмет. Это могут быть животные, растения, корабли и т. д.По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная, техника зависит от выбранного материала.Что мы уже знаем о соломке? (выступления детей)1.Свойство соломки.Солома – красивый, легко обрабатываемый поделочный материал, имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск. Из неё плели многие необходимые в быту изделия - корзины, игрушки, головные уборы, даже гадали на соломке. Жилища чаще всего украшали декоративными фигурками, сплетенными из пучков соломы.Кроме блеска и золотистого цвета солома имеет другое замечательное свойство: выклеенный из неё рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. Объясняется он неоднородностью строения ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки, находящейся сверху, просвечивают бороздчатые волокна идущие вдоль ствола и отражающие световые лучи в зависимости от того, под каким углом они располагаются к источнику света. Соломка может подчеркнуть стройность архитектурных построек, величавость парусных кораблей, нежность изящных букетов.2. Виды материала и её заготовка.Во всех уголках мира народные умельцы использовали для работы солому тех зерновых культур, которые возделывались в их местности (пшеничная, ржаная, ячменная, гречневая, овсяная, рисовая).В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.Заготовка соломы.Солома – это стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.При заготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала. Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков.Обработка соломки.Снять покровные листья. Удалить, отрезать ножницами узлы - коленца.Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Соломенные трубочки разрезать вдоль.Способы подготовки соломенных полос:1. При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем, раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке.2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.Крашение соломки.Выбор эскиза аппликации.Подбор рисунков и орнаментов, по которым будет выполняться аппликация, очень важный момент, от которого будет зависеть успех всей работы. Для выбора эскиза можно использовать различные книги с иллюстрациями в соответствии с выбранной темой. Разметку основы и фона производят по выбранному эскизу. Фоном для аппликации из соломки может быть: цветная бумага темных тонов; картон, окрашенный в черный цвет гуашью или тушью, холстина.Для сложных изображений, в которых много деталей, также используют шаблоны. Эскиз орнамента можно перевести через копировальную бумагу. Также выбранный орнамент можно нарисовать мелом.Сначала эскизы рисунков выполняют на листе бумаги по размеру оформляемой поверхности, а затем переносят на изделие.Сборка и закрепление деталей.Все заранее заготовленные детали для аппликации нужно закрепить на основе. Для приклеивания полос соломки рекомендуется использовать клей ПВА. Клеем смазывают основу или фон небольшими участками, затем материал выкладывают по форме эскиза, плотно прижимая к смазанной клеем поверхности.Технологическая последовательность работы:Педагог показывает последовательность изготовления аппликации.Последовательность выполнения аппликаций из соломки следующая:1. Разработать эскиз аппликации.2. Перевести эскиз на кальку для разрезания на детали.3. Разрезать рабочий эскиз на детали.4. Наклеить на лицевую сторону соломенные ленты в соответствии с указанным направлением.5. Обклеенные детали высушить под небольшим прессом.6. Ножницами аккуратно и точно обрезать по бумажной детали излишки соломы.7. Подготовить фон для аппликации.8. Расположить композицию аппликации на фоне, сравнивая с эскизом.9. Приклеить детали.10. Игра – Собери цепочку последовательности обработки соломки. ( например цветок – работа в группе). Открытка для поздравления.Закрепление темы.1. Проверка готового материала.2. Оценка проделанной работы.3. Уборка рабочих мест и помещения.4. Анализ работы детей.Рефлексия.– Какую сказку вы услышали?– Чем вам запомнится это занятие?– Какие материалы вам потребовались для выполнения аппликации?– Как вы думаете, подходит наша открытка для поздравления.– Хотели бы вы продолжить работу с соломкой?ЛитератураФедотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999- 208 с.: ил.Перевертень Г.И. Поделки из соломки. – Донецк: “Сталкер”, 2004.Гуляц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. –М.: Просвещение, 1999.