"Дифференцированный подход на уроках математики - помощь в мыследеятельности студентов"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дифференцированный подход на уроках математики - помощь в мыследеятельности студентов"
Автор: Синицына Татьяна Юрьевна
51
13.00.08
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ –ПОМОЩЬ В МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
A DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHING MATHEMATICS USING DIFFERENT METHODS OF WORK IN CLASS
Ключевые слова: математика; методы работы; урок; дифференцированный подход.
Key words: mathematics; methods of work; the lesson; differentiated approach.
Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы при дифференцированном подходе с использованием различных методов работы на уроках математики.
Abstract: This article discusses an experience with a differentiated approach, using a variety of methods of work in mathematics lessons.
Синицына Татьяна Юрьевна, преподаватель математики
Адрес: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области Тольяттинский индустриально-педагогический колледж (ГАПОУ СО ТИПК),
445009, Россия, г.Тольятти, ул. Победы, 36.
Тел (8482) 22-18-60
E - mail: tipk@mail.ru
Sinitsyna Tatyana Yuryevna, a teacher of mathematics
Address: State Autonomous professional educational institution of the Samara region "Togliatti industrial-pedagogical College",
445009, Russia, Togliatti, St. Victory, 36.
Tel (8482) 22-18-60
E - mail: HYPERLINK "mailto:tipk@mail.ru" tipk@mail.ru
Основной целью среднего профессионального образования является подготовка профессионально компетентного, конкурентоспособного и инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации.
Данная цель определяет для меня, как для педагога, следующие задачи:
1. Реализация общеобразовательных программ с учетом требований ФГОС третьего поколения.
2. Повышение качества знаний за счет эффективной организации самостоятельной работы обучающихся, внедрения ИКТ и усиление дифференцированного подхода в обучении.
При решении поставленных задач, главная проблема заключается в эффективности организации учебного процесса с учетом разной степени подготовленности обучающихся. Необходимо решать комплекс педагогических проблем, создавая свою собственную педагогическую концепцию.
В своей работе я применяю различные методы работы в зависимости от подготовленности обучающихся и уровня их мотивации.
Я практикую работу группами, где при изучении темы разбиваю студентов по уровню усвоения, сильные работают с данными заданиями своего уровня, а студенты, плохо усвоившие данную тему, работают со мной, что позволяет сильным не простаивать на простых заданиях, а слабым не отставать еще больше. Для обучающихся, пропустивших тему, по какой-либо причине, или не усвоивших тему я делаю карточки - подсказки, в которых поэтапно расписан алгоритм решения задания. При прохождении темы повторения, я прикрепляю сильных студентов к группам из 2-3 неуспевающих по теме, что позволяет сильным еще раз повторить тему, объясняя её неуспевающим товарищам. Часто в работе на уроках практикую взаимопроверку. Я считаю, что, когда один студент объясняет материал другому, у обоих происходит более глубокое понимание темы (речь идет о темах повторения).
Я практикую применение различных инновационных технологий: интерактивные технологии, метод проектов, информационно-коммуникационные и модульные технологии разнообразят работу на уроке. Показ презентаций, составленных студентами по темам программы, позволяет заинтересовать всех студентов. Презентации позволяют наглядно рассмотреть несколько приемов решения одного уравнения или задачи. Применение графического редактора позволяет наглядно показать движение графиков по оси, сжатие или растяжение в зависимости от коэффициента. Конечно же, никакая техника не может заменить простое общение между обучающимся и преподавателем, я считаю, что невозможно решить задачу, а особенно геометрическую, без рассуждений. Я приветствую, когда мои студенты отстаивают выбранный ими метод решения задач, обосновывая свою точку зрения. По моему мнению именно во время общения и происходит сближение преподавателя и студента, т.к. появляется общая цель, решить задачу, и не просто решить, а сделать это красиво. Считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами Концепция модернизации Российского образования – подготовка разносторонней развитой личности.
Своим студентам я всегда говорю, что математика - это, пожалуй, единственный предмет, в котором все понятно, неизменно и стабильно, если уж ты выучил таблицу умножения, то она никогда за твою жизнь не поменяется и 2*2 всегда будет 4, то же происходит и с другими темами математики.
Владею личностно-ориентированной технологией обучения, применяю на практике элементы педагогики сотрудничества, инновационные методы и приемы, учитывая личностные качества детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Цель обучения будущих специалистов заключается в формировании у них профессиональных компетенций. Широкие возможности для осуществления компетентностного подхода предоставляет метод проектов - педагогическая технология, позволяющая развить у обучающихся способность к самостоятельному познанию нового, интеграцию уже имеющихся знаний, формировать умение решить проблему, создать новый практически значимый образовательный продукт.
Основное назначение проектной деятельности:
пробудить интерес обучающегося к профессии и усилить мотивацию к обучению;
усилить творческую активность обучающихся;
повысить качество теоретических знаний и практических навыков;
повысить готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности и сократить адаптационный период в начале профессиональной деятельности;
повысить уровень профессионально важных качеств личности, как узкоспециальных, так и имеющих интеграционный характер.
Работа над проектом через определение его цели, планирование работы и распределение обязанностей, реализацию проекта, оформление результатов и презентацию, позволяет не только формировать профессиональные умения и компетенции, но и общие компетенции обучающегося такие как: организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества, работа в команде, принятие на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Проанализировав практику применения метода проектов в собственной педагогической деятельности, главным результатом могу назвать повышение мотивации у обучающихся к изучению дисциплин. Использование проектной технологии, создает условия для формирования и развития внутренней мотивации студентов; повышает мыслительную активность учащихся и помогает приобрести навыки логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; улучшает речевое развитие и совершенствует коммуникативные компетенции в целом; развивает индивидуальные особенности студентов и их самостоятельность.
При проведении учебных занятий с использованием любой педагогической технологии я всегда учитываю здоровьесберегающие факторы, соблюдая ритмичность работы; систематичность деятельности; чередование труда и отдыха, соблюдение гигиенических норм. В результате чего сохраняется положительный эмоциональный настрой и хорошая работоспособность обучающихся на протяжении всего учебного занятия.
Эффективность выбранных мной педагогических технологий напрямую подтверждают следующие результаты:
стабильность успеваемости обучающихся;
эффективное применение обучающимися полученных знаний, умений и навыков в курсовых работах;
участие обучающихся в городских, региональных, Всероссийских научно-практических конференциях и олимпиадах.
Теоретические профессиональные знания помогают мне свободно ориентироваться в современных педагогических концепциях, информационно-коммуникационных технологиях, осознанно реализовывать современные образовательные задачи, целенаправленно работать над повышением качества личностных достижений студентов и учебно-воспитательного процесса в целом.
Работаю над созданием своей методической системы.
Тема методической системы: воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире.
Цель: Создание условий для формирования студента, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
формирование системного диалектического мышления;
формирование навыков самостоятельного поиска нужной информации;
формирование навыков работы с полученной информацией;
формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам;
создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению;
Мои педагогические принципы:
принцип научности;
принцип прочности усвоения знаний;
принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
принцип сотрудничества;
принцип индивидуализации;
педагогический гуманизм;
принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
предметную (способность применять полученные знания на практике).
Для развития творческих способностей обучающихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности.
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
победы и призовые места обучающихся в предметных олимпиадах;
публикации творческих работ студентов, участие в научно-практических конференциях;
высокий уровень компетентностей, сформированных у студентов;
Моя методическая система направлена на формирование универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых и предметных компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Моя воспитательная система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.
А так как я являюсь куратором группы, то разработала свою методическую программу работы с группой по внеурочной деятельности, которая ориентирована на организацию содержательного досуга обучающихся, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
Одной из главных задач моей педагогической деятельности является планирование и осуществление контроля качества знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности студентов на уроках и во внеурочное время. Мною учитываются возрастные особенности обучающегося, уровень его развития и образовательных достижений, проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций по математике и информационно-коммуникационным технологиям, диагностика уровня воспитанности студента.
Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере, личностное развитие интеллектуальных возможностей студентов.