"Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ"
Автор: Гусева Надежда Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ
Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ
преподавателя-организатора ОБЖ МОУ СОШ № 46 г. Саратова
Гусевой Надежды Викторовны
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы… В.А.Сухомлинский
Введение
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.
Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с законом РФ Об образовании здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроке ОБЖ.
2. Сущность понятия здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Рассмотрим понятие Педагогическая технология. Ученые по-разному трактуют данное понятие, наиболее точным, отражающим суть и компоненты данного понятия, является определение В.М.Монахова: Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Отличительными чертами педагогической технологии являются:
ответы на вопрос: Как учить эффективно?;
наличие целевых установок и концептуальных основ технологии (принципов, особенностей построения занятия и т.д.);
наличие технологического цикла, обеспечивающего эффективность технологии;
получение результата в соответствии с целями технологии;
применимость технологии на разных учебных предметах и разными педагогами.
В среде педагогов существует распространенное заблуждение о том, что любая технология (дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесберегающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но формируют ли данные технологии представление о здоровом образе жизни и желание быть здоровым?
Тогда возникает вопрос: О каких здоровьесберегающих технологиях идет речь в образовательной инициативе Наша новая школа, Федеральных государственных стандартах и других нормативных документах?.
В современной педагогике под понятием здоровьсберегающих технологий понимают здоровьсберегающий аспект урока.
Определение
Автор
Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Н.К.Смирнов
Здоровьесберегающая технология – это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
В.Д. Сонькин
Совокупность методов и приемов, направленных на здоровьесбережение в учебном процессе, была структурирована и оформлена в виде технологии, которую и стали называть здоровьесбергающей. Технологический подход к здоровьесберегающиму аспекту урока оправдан, поскольку именно в таком виде достигаются наилучшие результаты работы в данном направлении.
Изучим более подробно теоретические основы здоровьесбегегающей технологии. Исходя из её названия, большинство педагогов считают, что её главная цель – сохранение здоровья, однако работа со здоровьем – это компетенция медицинских работников. Педагоги компетентны работать только с социально – педагогическими факторами, влияющими на состояние здоровья (условия учебы и отдыха, безопасное поведение и привычки, мотивацию к ведению здорового образа жизни и т.д.). Неудовлетворительное состояние здоровья учащихся, отрицательно сказывающееся на результатах обучения, может явиться дополнительным стимулом для того, чтобы педагог стал системно использовать здоровьсберегающие технологии, но для реального улучшения здоровья учащихся необходима комплексная системная работа и педагогических и медицинских работников.
Целевые установки здоровьесберегающей технологии:
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:
отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес школьников к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
соблюдение СанПиНов
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Использование здоровьесберегающих действий на уроке:
Здоровьесберегающие действия:
Рекомендации по соблюдению технологического цикла
Оптимальная плотность урока:
количество видов учебной деятельности
их смена
длительность и чередование
отвлечения от учебной работы
Чередование видов
учебной деятельности:
чтение,
письмо,
слушание,
рассказ,
рассматривание пособий,
ответ на вопрос,
решение примеров.
считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 мин. (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек
Цель оздоровительных моментов:
отдых центральной нервной системы
профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
комплексы упражнений должны меняться.
проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью
Наличие эмоциональных разрядок:
поговорка,
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная картинка
необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Положительные эмоции:
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
Цель эмоциональных разрядок: снятие умственного напряжения, утомления.
В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
Правильная поза ученика во время занятий за столом:
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
высота ножек стула должна равняться длине голени.
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка.
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
Правильная рабочая поза при письме:
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
позвоночник опирается на спинку стула.
предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
надплечья находятся на одном уровне
рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке
ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом.
непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления.
педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
При проведении уроков здоровьсберегающий аспект оценивается по шести основным критериям:
1. Индивидуально- ориентированный подход в обучении (учет индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в группе, медлительность, подвижность и т. п.)
2. Эмоциональный фон урока (стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя).
3. Построение урока с учетом особенностей каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестический) и типа мышления (логический, образно- эмоциональный, интуитивный).
4. Смена видов деятельности.
5. Профилактические мероприятия (использование здоровьесберегающих действий на уроке).
6. Соблюдение СаПиНов (световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам роста состояния здоровья).
3. Сохранение здоровья детей – одна из важнейших задач школы.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое, нравственное и социальное благополучие.
Считается, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, плохое здоровье можно списать на гены, экологию, равнодушие врачей. Но на это все можно и нужно влиять! Как? Ну, хотя бы…
Необходимо правильно организовать учебную деятельность в школе и дома, а именно, следовать принципам:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
создание оптимальных психолого–педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка, создание ситуации успеха в обучении.
В настоящее время часто можно слышать о плохом здоровье детей. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. А значит именно учителя и работники школы должны в полном объеме заботиться о сохранности здоровья учащихся. В частности, формирование культуры здоровья, ценности здоровья и здорового образа жизни должно занимать большое место в работе школы. В свою очередь просветительско-воспитательная работа с учащимися должна учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребности применения полученных знаний и умений на практике.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, а значит, улучшается и повышается сопротивляемость организма ребенка к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствующих сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.
К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.
4. Гигиенические критерии рациональной организации урока.
Важная черта современного урока – учет при его построении и проведении динамики умственной работоспособности школьников в течение рабочего дня и недели. Каждому учителю необходимо уделять большое внимание здоровьесберегающим факторам, ставить своей целью при подготовке и проведению уроков формирование гражданина с потребностью к здоровому образу жизни, руководствоваться методической литературой, содержащей здоровьесберегающие технологии, рекомендациям врачей. Каждый учитель должен соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
Рациональный3 балла
Недостаточно рациональный2 балла
Нерациональный1 балл
1
Плотность урока
Не менее 60%И не более 70%
85-90%
Более 90%
2
Количество видов учебной деятельности
4 - 7
2 - 3
1 - 2
3
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин.
11 – 15 мин.
Более 15 мин.
4
Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена не позже чем через 7 – 10 мин.
Смена через 11 – 15 мин.
Смена через 15 – 20 мин.
5
Наличие эмоциональных разрядок (количество)
2 - 3
1
нет
6
Место и длительность применения ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами
С частичным соблюдением гигиенических норм
В произвольной форме
7
Чередование позы
Поза чередуется в соответствии с видом работы.Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.
8
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности
Отсутствует
9
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Имеются случаи отрицательных эмоций
Преобладают отрицательные эмоции
10
Момент наступления утомления учащихся
Не ранее 40 мин.
Не ранее 35-37 мин
До 30 мин.
Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. А именно:
Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.
Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содержащих следующие положения:
1) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;
2) использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятельности;
3) следить за осанкой учеников на уроке;
4) у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия необходимо создавать обстановку доброжелательности;
5) предлагать ученикам индивидуально-дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную;
6) необходимо на уроке проводить динамические паузы – упражнения для расслабления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки. Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. Например, при изучении правильных и неправильных дробей ученикам можно предложить такое упражнение: встать и поднять руки, если дробь, называемая ведущим, правильная, вытянуть руки перед собой – если неправильная и т.д. Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.
Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.
Исходя из задач, стоящих передо мною, я выделяю три основных направления в своей работе по здоровьесбережению на уроках ОБЖ:
№
Направления
Методы, формы и приемы, используемые на уроке
1
Использование элементов технологии доктора В. Ф. Базарного
Режим смены динамических поз.
Физминутки по Базарному
Упражнение для тренировки мышц глаз, хрусталика.
2
Игровые элементы
Игровые моменты, предполагающие двигательную активность, способствующие снятию статического напряжения с мышц спины.
3
Внедрение междисциплинарной программы Здоровье
Задачи и задания по здоровьесберегающей тематике.
Режим смены динамических поз.
Режим динамических поз в среднем звене (без использования специальной мебели) осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10–12 минут) переводит детей из положения, сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в положение стоя в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.
В связи с этим, в течение урока через 10 минут меняется поза детей (сидя-стоя), в результате чего снимается статическое напряжение, утомление. Этот элемент я использую в начале и конце урока при устном счете, при устном повторении или обобщении материала. Дети встают на 1-2 минуты и работают на уроке стоя. При этом не нарушается и логика урока, и сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.
При 5-6 классах также я использую мяч. Задавая вопрос, я бросаю мяч тому, кто будет отвечать. Ученик отвечает и бросает мяч обратно. Если же он не знает ответа на вопрос, то может бросить мяч желающим ответить. При такой организации устного опроса сосредотачивается внимание каждого ученика, т.к. он должен не только поймать мяч, но и правильно ответить на вопрос. Результатами таких упражнений является не только активизация познавательной деятельности, но и развитие зрительно-моторной реакции, реакции на экстремальные ситуации.Практический опыт убедил меня в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме "динамических поз", тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния. В целом, предложенный режим существенного повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.
Физминутки по Базарному.
То, что дети, как правило, устают на уроках, видели и видят многие на протяжении не одного столетия. Основным же средством борьбы с учебной усталостью учащихся, кроме гигиенических требований, большинство видели в средствах физической культуры, а точнее в физических упражнениях, выполняемых как на уроках, так и вне их. Выяснилось, что упражнения, активизирующие мышечный тонус, а так же чувство телесной, в т.ч. зрительной, координации в пространстве наиболее эффективен для снятия утомления. Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя, по заданным траекториям с одновременным вращением головой и туловищем. Отличительные их особенности:
а) все упражнения выполняются в позе свободного стояния;
б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;
в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;
г) продолжительность таких упражнений 1,5–2 минуты.
Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока. Для выполнения таких активизирующих детей заданий используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.
Например:
при проведении какой-либо самостоятельной работы на уроке в классе заранее развешиваются варианты ее решения, среди которых один вариант верный.
Задание: перечислите факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией в природных условиях.
Варианты ответов: жажда, усталость, голод, дождь, переутомление и т.д.
Ученики после выполнения работы могут проверить свое решение и найти правильный ответ, можно его и зашифровать.
при проведении устной работы для повторения или закрепления навыков я показываю часть определения или правила, а вторую часть ученики должны отыскать вокруг себя.
Задание: лесной пожар – это……..
Ответы: горение лесной растительности, неконтролируемый процесс горения и др.
С целью смягчения воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции я использую специальные офтальмотренажеры – карточки. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой, туловищем в позе свободного стояния или сидя за партой и базируются на зрительно-поисковых стимулах. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации, скорости ориентации в пространстве. Занимают эти упражнения не более 1–1,5 минуты на уроке.
Примеры тренажеров:
1.Укрытие из снежных блоков и ткани
2. Строительство укрытия из снежных блоков
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Приседание с хлопками:Вниз – хлопок и вверх – хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)Крутим-вертим головой,Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)И на месте мы шагаем,Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)Потянулись, растянулисьВверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)И за парты все вернулись –Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Упражнения для мышц глаз и хрусталика
Режим движения наглядного учебного материала используется для укрепления мышц глаза и хрусталика. Задания фиксируется на специально изготовленной ручной "держалке". Учитель показывает держалку сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от ученика, изменяя тем самым расстояние до текста, изменяется кривизна хрусталика, тренируются мышцы глаза. С другой стороны, это прекрасный способ индивидуальной работы с ребенком, что является одной из форм дифференцированного обучения.
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
5. Ситуационные задачи – источник знаний о здоровье человека.
Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.
Содержание уроков ОБЖ составляют устный рассказ, письменная работа и ситуационные задачи. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников вопросами устройства своего тела, а учитель комментариями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний.
В ходе решения заданий ученики узнают много новых фактов о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни.
Приведу примеры таких задач:
1. Вас захватили в заложники. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать, чтобы снизить угрозу для вашей жизни.
Если вас захватили в заложники:
не привлекайте к себе внимание преступников (не смотрите им в глаза и не задавайте вопросов);
на любое свое действие спрашивайте разрешение;
беспрекословно выполняйте требования террористов;
при проведении операции по освобождению ложитесь на пол и не поднимайтесь до команды;
при применении слезоточивого газа дышите через влажную ткань и часто моргайте;
выходите из помещения (транспортного средства) после команды и как можно быстрее.
2. Произошла авария на атомной электростанции (АЭС), возникла угроза радиоактивного загрязнения местности. Ваши действия.
При аварии на радиационно опасном объекте и угрозе радиоактивного загрязнения местности следует:
включить радио (телевизор) и прослушать сообщение;
закрыть окна и двери, провести герметизацию помещения;
защитить продукты питания и сделать запас воды;
провести йодную профилактику;
держать включенным радио (телевизор) и ждать дальнейших указаний.
При получении распоряжения на эвакуацию:
освободить от содержимого холодильник, вынести скоропортящиеся продукты и мусор;
выключить газ, электричество, погасить огонь в печи;
надеть средства индивидуальной защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания;
следовать на сборный эвакопункт.
При движении не пылить, избегать высокой травы и кустарника, не прикасаться к местным предметам и не ставить вещи на землю, не курить, не пить, не есть. Перед посадкой в транспорт обмести средства защиты, одежду, вещи, обмыть открытые участки тела.
3. В районе Вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасного вещества (аммиака) (АХОВ). Ваши действия.
Действия в случае аварии на химически опасном объекте:
включить радио (телевизор) и выслушать сообщение;
надеть средства защиты органов дыхания и кожи;
закрыть окна и форточки;
отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи;
взять документы, необходимые вещи и продукты;
укрыться в ближайшем убежище или покинуть район аварии.
При отсутствии средств защиты и убежища:
закрыть окна и двери;
зашторить входные двери плотной тканью;
провести герметизацию жилища;
держать включенным радио (телевизор) я ждать указаний.
4. Во время прогулки в лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.
Попав в зону лесного пожара, следует:
определить направление ветра и распространения огня;
быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня;
идти, пригибаясь к земле и не стараясь обогнать пожар;
если поблизости есть водоем, окунуться в него или, смочив одежду, накрыть ею голову и верхнюю часть тела;
выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре в пожарную охрану.
5. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Ваши действия при угрозе и во время урагана.
Получив информацию об угрозе урагана, необходимо:
закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия с наветренной стороны зданий и открыть — с подветренной;
подготовить запас продуктов питания, питьевой воды, фонари, свечи, медикаменты и другое необходимое имущество;
укрыться в зданиях или укрытиях (при смерче — только в подвальных помещениях и подземных сооружениях); в зданиях следует занять места в нишах, у стен, во встроенных шкафах;
находясь на улице, следует укрыться в яме, овраге, канаве, кювете, которые находятся в отдалении от зданий и сооружений;
находясь в транспорте, следует покинуть его и укрыться в безопасном месте (кювет, подвал, убежище);
во время урагана и смерча нельзя заходить в поврежденные здания.
Если во время урагана вы оказались в здании, необходимо отойти от окон и занять безопасное место (ниша, дверной проем, угол, образованный капитальными стенами). Дождавшись снижения порывов ветра, перейти в более надежное укрытие (убежище, подвал, погреб).
6. Поступило сообщение об опасности наводнения в Вашем городе. Ваш дом попадает в зону объявленного затопления. Ваши действия при угрозе и во время наводнения.
При получении указаний об угрозе наводнения и эвакуации следует собрать необходимые документы и вещи (продукты питания, туалетные принадлежности, постельное белье, одежду, обувь, медикаменты), прибыть к установленному времени на эвакуационный пункт, зарегистрироваться и убыть в безопасный район.
При внезапном наводнении необходимо быстро занять безопасное возвышенное место (крыша, верхние этажи, деревья, различные конструкции) и ожидать помощи спасателей, подавая ночью световые сигналы, а днем — вывесив цветное или белое полотнище.
Самостоятельная эвакуация проводится только в крайнем случае, когда есть реальная угроза жизни и нет надежды на спасателей. Для самоэвакуации можно применять лодки, катера, плоты из досок, бревен и других материалов.
7. Ваши действия при заблаговременном оповещении о землетрясении и при внезапном землетрясении, если оно застало Вас дома.
При заблаговременном оповещении о землетрясении следует:
включить телевизор (радио) и выслушать сообщение;
закрепить мебель, тяжелые вещи переместить на пол;
отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печах;
взять документы, необходимые вещи и следовать в указанное место.
Практика показывает, что при внезапном землетрясении от первых толчков до последующих, более сильных, когда начнет разрушаться здание, есть 15—20 с. За это время нужно или покинуть здание, или занять в нем относительно безопасное место.
Покидая здание, не следует пользоваться лифтом, нельзя эвакуироваться из окон, не разбив перед этим остекление.
При укрытии в здании наиболее безопасными местами являются: дверные проемы, места у колонн и под балками каркаса, ниши в капитальных внутренних стенах, углы, образованные этими стенами, а также места под прочными столами и рядом с кроватями.
8. Во время похода в лес за грибами или ягодами Вы отстали от группы и заблудились. Ваши действия.
Если во время похода за грибами или ягодами вы отстали от группы, следует:
попытаться догнать группу;
попытаться привлечь внимание товарищей криками;
остановиться и ждать, когда за вами вернутся;
при необходимости (травме, плохом самочувствии, ухудшении погоды) развести костер и построить временное жилище.
Заблудившись в лесу, следует остановиться и оценить ситуацию. Прислушаться к звукам, осмотреться вокруг (по возможности с возвышенного места), искать дорогу, тропу, ручей или реку. Найдя их, следует определить направление выхода и двигаться в этом направлении.
9. Во время отдыха на природе Вы решили искупаться в незнакомом водоеме. Ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.
При купании в открытых водоемах в целях безопасности запрещается:
купаться в местах, где установлены щиты с надписью Купаться запрещено;
заплывать за буйки;
подплывать к судам, лодкам, плотам и другим плавсредствам;
нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;
купаться в нетрезвом виде;
устраивать на воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;
плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;
подавать крики ложной тревоги;
приводить с собой собак и других животных.
Необходимо уметь не только плавать, но и отдыхать на воде. Наиболее известны следующие способы отдыха:
лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и, помогая себе удержаться в таком положении, сделать вдох, а затем после паузы — медленный выдох;
вдохнуть, опустить лицо в воду, обхватить колени руками и прижать их к телу, медленно выдохнуть в воду, а затем сделать быстрый вдох над водой.
Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.
10. Во время отдыха на природе Вас застала гроза. Ваши действия.
Если во время отдыха на природе вас застала гроза, следует:
отойти подальше от высоких предметов (отдельно стоящих деревьев, вышек, опор);
находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз;
не укрываться в камнях и скалах;
постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли;
отойти подальше от воды (река, озеро, пруд);
можно укрыться в машине (ее металлический корпус защитит вас).
11. Во время прогулки по улице на Вас напала собака. Ваши действия.
В случае нападения собаки следует:
развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд (Фу!, Нельзя!, Сидеть!, Лежать!);
не делая резких движений, позвать хозяина (если он находится недалеко);
если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя движение.
Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза.
Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить вперед локти. В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.
12. Вы направляетесь в общественное место (в кинотеатр, на стадион и др.). Ваши действия по соблюдению мер личной безопасности в общественном месте и в толпе.
Направляясь в общественное место, учтите, что непрочные застежки на пальто и куртках, длинные шарфы, сумки и зонтики опасны в случае возникновения паники. Заняв свое место на стадионе или в концертном зале (кинотеатре), заранее наметьте путь, по которому вы будете выходить при необходимости.
Безопасное поведение в толпе при возникновении паники заключается в выполнении следующих правил:
следует застегнуться, избавиться от лишних вещей (сумки, зонтика, свертка, пакета);
нельзя идти против толпы, нужно избегать ее центра и краев, опасных близким соседством со стенами, оградами, столбами, деревьями;
грудную клетку от сдавливания следует защитить, сложив на груди скрепленные в замок руки или согнув руки в локтях и прижав их к корпусу;
упав в толпе, следует защитить голову руками, подтянуть к себе ноги, сгруппироваться, упереться одной ногой в землю, рывком встать и резко разогнуться, используя движение толпы.
13. Вам предстоит пройтись пешком из одной части города в другую. Ваши действия по обеспечению личной безопасности при движении по улицам города.
При движении пешком по улицам населенного пункта следует выполнять следующие правила:
двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или обочинам;
пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
в местах, где движение регулируется, переходить улицу по сигналам регулировщика или светофора;
на нерегулируемых пешеходных переходах переходить дорогу только убедившись, что переход будет безопасным;
на проезжей части не следует задерживаться и останавливаться, если переход закончить не удалось, надо остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений;
при приближении автомобилей с включенным специальным звуковым сигналом и синим проблесковым маячком необходимо воздержаться от перехода проезжей части.
14. Вы возвращаетесь домой поздно вечером. Ваши действия по обеспечению личной безопасности в подъезде дома и в лифте.
Действия по обеспечению личной безопасности:
а) в подъезде дома:
не следует заходить в подъезд, если сзади идет незнакомый человек;
не надо подходить к дверям квартиры и открывать ее, если на площадке находится неизвестное вам лицо; лучше выйти из подъезда и подождать;
при угрозах или нападении, привлекая внимание соседей (кричать Пожар!, Помогите!, стучать и звонить в двери), постараться выбраться на улицу;
оказавшись в безопасности, сообщить в полицию;
б) в лифте:
не входить в кабину лифта, если там находится незнакомый человек;
оказавшись в лифте с другим пассажиром, не стойте к нему спиной, постоянно наблюдайте за его действиями;
если незнакомец вошел с вами в кабину, нажмите одновременно кнопки Вызов диспетчера и Стоп. Связавшись с диспетчером, завяжите с ним разговор и нажмите кнопку нужного этажа;
при попытке нападения кричите, шумите, стучите по стенкам лифта, защищайтесь любым способом, постарайтесь нажать кнопку Вызов диспетчера и любого этажа;
если двери лифта открылись, стремитесь выбежать, зовите на помощь соседей;
оказавшись в безопасности, сообщите в полицию.
15. Вы находитесь дома один (одна). Ваши действия, если незнакомый человек звонит в дверь, меры безопасности при разговоре по телефону с незнакомым человеком.
Если незнакомый человек звонит в квартиру (дом):
не открывайте ему дверь;
не вступайте с ним в разговор.
При попытке незнакомого человека открыть (взломать) дверь звоните в милицию, с балкона или из окна зовите на помощь соседей и прохожих.
При разговоре по телефону с незнакомым человеком не называйте свое имя, фамилию, адрес, номер телефона. На вопрос: Какой у вас номер телефона? следует ответить: А какой номер вам нужен? Если собеседник называет не ваш номер, положите трубку.
16. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Как избежать опасной криминогенной ситуации.
Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах.
При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.
Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что кто-то преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.
Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в полицию.
Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки Вызов диспетчера и Стоп. По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать полицию.
Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты — хорошая гарантия не стать жертвой преступников.
17. Вам часто приходится работать с компьютером. Основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером.
Компьютер является источником различных излучений, оказывающих вредное влияние на здоровье человека. Наиболее опасны электромагнитные волны высокой и сверхвысокой частоты. Длительное и систематическое воздействие этих излучений часто приводит к функциональным изменениям в организме. Это выражается в появлении головных болей, головокружения, тошноты, нарушения сна, быстрой утомляемости.
Чтобы избежать этих последствий, при работе на компьютере следует выполнять следующие правила:
строго соблюдать установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
использовать при работе специальные защитные экраны;
размещать аппаратуру и оборудовать рабочее место в строгом соответствии с требованиями инструкции;
постоянно контролировать состояние своего здоровья, систематически проходя медицинские осмотры.
18. Вы регулярно занимаетесь физической культурой и спортом. Приведите основные общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при занятиях физкультурой и спортом.
Занимаясь физическими упражнениями, необходимо соблюдать следующие основные правила личной безопасности:
подобрать удобную и не стесняющую движений одежду и обувь;
перед началом занятий проводить разминку, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;
при выполнении упражнений не напрягаться до такой степени, чтобы возникало головокружение, появлялась боль или другие неприятные ощущения;
использовать на тренировках и соревнованиях специальное защитное снаряжение (очки, щитки, налокотники, наколенники, шлемы и др.).
19. Дома Вам часто приходится иметь дело с препаратами бытовой химии. Перечислите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать при пользовании препаратами бытовой химии.
К средствам бытовой химии относятся моющие, чистящие, дезинфицирующие вещества, клеи, лакокрасочные материалы, средства по уходу за мебелью, полом, для борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений.
По степени опасности препараты бытовой химии подразделяют на безопасные, относительно безопасные, ядовитые и огнеопасные. Средства бытовой химии могут стать причиной отравления. Для того чтобы избежать этого, следует выполнять следующие правила профилактики:
огнеопасные средства следует хранить в закрытых емкостях, удаленных от источников огня;
химические жидкости и порошки должны храниться закрытыми и иметь этикетки;
нельзя хранить неизвестные химикаты или опасные вещества, ставшие ненужными;
необходимо строго соблюдать инструкции и рекомендации по применению бытовых химических средств;
аэрозольные баллончики должны храниться в вертикальном положении в прохладном месте, защищенном от прямых солнечных лучей;
работу с ядохимикатами надо производить в специальной одежде (халат, фартук, комбинезон, перчатки) и в защитных очках;
химикаты следует хранить в местах, недоступных для детей;
при обработке помещений средствами против насекомых и грызунов следует удалить из них детей, животных, укрыть продукты и посуду, защитить органы дыхания марлевой повязкой, а по окончании работы тщательно вымыть руки.
20. Вы находитесь в общественном месте (кинотеатре, музее, вокзале), там возник пожар. Ваши действия.
При возникновении пожара в общественном месте следует:
оценить обстановку и убедиться в реальной опасности;
сообщить о пожаре в пожарную охрану, нажав на кнопку пожарного извещателя;
двигаться к ближайшему выходу, помогая детям, пожилым людям и тем, кто не может двигаться из-за страха;
при задымлении или отсутствии освещения двигаться, придерживаясь за стены или поручни, дышать через носовой платок, шарф, рукав одежды;
сохранять спокойствие и хладнокровие, не поддаваться панике;
выбравшись в безопасное место, оказать помощь пострадавшим.
21. Во время новогоднего праздника у Вас на елке загорелась электрогирлянда. Ваши действия.
При возгорании электрогирлянды следует:
немедленно обесточить гирлянду;
вызвать пожарную охрану;
удалить из квартиры детей и престарелых;
если загорелась елка, повалить ее на пол, накрыть плотной тканью и залить водой;
при невозможности ликвидировать возгорание покинуть квартиру, плотно закрыв дверь.
Следует учитывать, что елки из синтетических материалов горят очень быстро и выделяют много токсичных веществ. Из-за возможного разброса искр и расплавленной пластмассы их не рекомендуется тушить водой.
22. Во время просмотра телепередачи пропало изображение на экране телевизора и Вы почувствовали запах дыма. Ваши действия.
Если во время просмотра телепередачи на экране исчезло изображение и появился запах дыма, следует:
обесточить телевизор или отключить электропитание в квартире;
сообщить о случившемся в пожарную охрану;
если появился дым и телевизор загорелся, накрыть его плотной тканью или одеялом и покинуть квартиру, закрыв окна и двери.
23. В Вашей квартире возник пожар. Ваши действия.
При возникновении пожара в квартире необходимо:
сообщить в пожарную охрану;
эвакуировать из квартиры детей и престарелых;
при опасности поражения электрическим током обесточить квартиру;
если очаг пожара небольшой, попытаться ликвидировать его подручными средствами;
при невозможности ликвидировать очаг горения самостоятельно и задымлении немедленно покинуть квартиру, закрыв за собой двери;
по возможности организовать встречу пожарных подразделений и указать им очаг пожара.
24. Вам предстоит поездка железнодорожным транспортом. Вспомните основные правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при следовании железнодорожным транспортом.
Основные правила личной безопасности при следовании железнодорожным транспортом:
Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
Если ваши соседи по купе вызывают неприязнь или недоверие, постарайтесь спать чутко или не спать совсем. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
В случае отсутствия проводника не оставайтесь в вагоне, из которого все вышли.
Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
Дверь в купе держите закрытой: не выставляйте на обозрение себя и свои вещи. На ночь закрывайте купе на защелку или блокираторы. Документы и деньги всегда держите при себе, дипломат или портфель кладите под матрас или подушку.
Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станциях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить с ним на перрон, где задержать его будет очень сложно.
Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны.
25. Вы едете в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе), в нем возник пожар. Ваши действия.
При возникновении пожара в общественном транспорте необходимо:
немедленно сообщить о пожаре водителю и попытаться ликвидировать загорание с помощью огнетушителя или подручных средств;
эвакуироваться из салона, при заблокировании дверей выходить через аварийные люки и боковые окна, стекла в которых выбить твердым предметом или ногами;
выходить из транспортного средства быстро, закрыв рот и нос платком или рукавом;
выбравшись, отойти в сторону от места пожара и по телефону или через водителей проезжающих машин сообщить о пожаре в пожарную часть;
оказать помощь пострадавшим.
6. Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках ОБЖ.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние и неудовлетворенность. Огромное значение в предупреждении переутомления является четкая организация учебного труда. Очень важно, чтобы к началу урока были сделаны необходимые записи на доске; иногда для создания интриги записи закрываются плакатами и по мере изучения темы открываются. Некоторые ученики трудно запоминают новый материал. Для этого полезно развивать зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно).
Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроках является безотметочная система оценки знаний за работу у доски в младших классах, накопительная система баллов в старших классах, стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
По мнению ведущих специалистов в области нейропедагогики, оптимальные психолого – педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Одним из направлений такой работы является – Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий. При участии психологической службы школы полезно проводить психодиагностическое обследование учащихся с целью определения функциональной сенсомоторной асимметрии. И использовать на уроках общие рекомендации по работе с левополушарными и правополушарными детьми, позволяющие акцентировать внимание учителя на данных об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка.
Например: для правополушарных детей необходимо делать пор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных детей сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30 %. Для левополушарных наиболее значима правая полусфера: сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами. [6]
Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево- так и правополушарным. В этом случае повышается успеваемость, минимизируется количество стрессовых ситуаций во время обучения в школе. Рекомендации по работе с детьми любой учитель может получить у школьного психолога.
Особое внимание следует уделять учащимся при переходе в 5 класс. Адаптация к новой учебной нагрузке у пятиклассников проходит напряженно и длительно, уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. В этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, может сформироваться не всегда адекватная самооценка. Для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся 5 класса и решения педагогических задач большое значение имеет правильная организация урока. Его длительность, присутствие динамических пауз, сочетание разных видов деятельности. А самое главное, создание комфорта на уроке, хорошие доверительные взаимоотношения учителя с учениками.
Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья на уроках ОБЖ имеет правильная организация учебной недельной нагрузки. В недельной динамике работоспособности можно отметить периоды: понедельник – врабатывание; вторник, среда – оптимум; в четверг повышается напряжение, снижается эффективность работы, а в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. Полезно делать разгрузочный день, лучше в середине или в конце недели. В этот день разгрузить урок – провести дидактическую игру, нестандартный урок, урок - путешествие и т.д.
В развитии утомления при учебной деятельности большую роль играет методика преподавания ОБЖ. Необходимо правильное использование технических средств обучения, плакатов, схем. Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках: в 5 – 7 классах длительность непрерывного применения диафильмов, диапозитивов составляет от 20 до 25 минут. В течение недели количество уроков с применением ТСО для обучающихся не должно превышать 4 – 6 уроков. (п. 2.9.11. СанПиН)
При использовании на уроках ОБЖ информационных и коммуникационных технологий следует придерживаться физиолого-гигиенических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасных условий использования ПЭВМ. Они содержат информацию о требованиях к помещениям, световому режиму, микроклимату, организации рабочего места, качеству монитора и компьютерных программ, к режиму работы на компьютере.
Заключение.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
В заключении хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.
С П А С Е М Д Е Т Е Й –
С П А С Е М Р О С С И Ю ! В. Ф. Б а з а р н ы й.
Список использованной литературы
1. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Школьный психолог// №38 (324), 8 – 15 октября 2004.
4. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.: Просвещение, 2000.
5. "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года
6. Ерёменко Н.И. Профилактика вредных привычек. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М.: ВАКО, 2006г
8. Газета Педсовет № 4 апрель 2006. Н.Г. Багрова Губительная сигарета.
9. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика-Центр Педагогический поиск,М.- 2006г, под редакцией
М. И. Лукьяновой
10. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.
11. Залыгин В. Проблема здравообразования // ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006.
12. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -2005. – №6. – С. 37–44.
13. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 90–94.
14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
15. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.- №2.- С.19-22.
16. Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации// Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005.
17. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса// Воспитание школьников. – 2006. - № 1.
18. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1985, с. 61.
HYPER13PAGE HYPER15
26