Технология разрезных картинок как средства развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология разрезных картинок как средства развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Михайлова Наталья Александровна

Михайлова Наталья Александровна воспитатель МАДОУ №73 ‘’Ладушки’’ г. Великий НовгородТехнология разрезных картинок как средства развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возрастаВ условиях реализации ФГОС ДО педагоги постоянно совершенствуют свою деятельность, создают условия для развития детей, в том числе с помощью современных педагогических технологий. Такой технологией является «Технология разрезных картинок». С помощью данной технологии мной разработан комплекс игр, в основе которого лежит принцип комплексно- тематического планирования образовательной деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Разрабатывать такие игры я начала с момента, когда дети пришли в детский сад- с 1 мл. группы (дети 2-3 лет). Эта технология является многофункциональной, т.е. позволяет работать по разным направлениям, например: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитиеВ период от 2 до 5 лет у малыша довольно активно идет развитие наглядно-образного мышления, и всевозможные игры с разрезными картинками и деревянными мозаиками станут для него отличным помощником. Начиная с самых простых разрезных картинок, состоящих из двух частей, малыш понемногу привыкает к выполнению более сложных заданий. Простое ведерко, разрезанное на два кусочка постепенно со временем заменяем на домик, который нужно "построить" из отдельных крыши, стен, окна и трубы. Еще позже появляются сюжетные картинки, работая с которыми малыш не только получает удовольствие, но и становится более сосредоточенным и внимательным. Кроме того упражнения такого рода тренируют аккуратность, зрительное восприятие, воображение, помогают маленькому человеку сформировать свое представление о различных окружающих предметах; способствуют развитию внимания, воображения, наблюдательности, зрительного восприятия, а так же формируют целостное представление о предмете.Такие игры представляют собой картинки, разрезанные по прямым (в большинстве случаев) линиям. С самыми простыми разрезными картинками(изображён один крупный предмет и поделен на две части) можно начинать заниматься с полутора лет. Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (6, 8, 12 элементов).В процессе игры для ребенка становится возможным "увидеть" картинку в деталях, удержать её в памяти и повторить самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя части. Игра рассчитана на самых маленьких, и если Вы не научите ребенка основам, то малыш может быстро потерять к ней интерес и игра не перейдет из совместной игры со взрослым в самостоятельную игру. Поэтому, на первых этапах, если ребенок не справляется, то я оказываю необходимую педагогическую поддержку- помощь, похвалу и т.д. Соберите картинки сами, расскажите, что на них изображено, задавайте в процессе наводящие вопросы, загадывайте загадки про изображенные предметы: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный - это кто?", "Какого цвета груша? Давай её найдем" и т.д.Еще один вариант игры - предложить ребенку дособирать почти готовую картинку, добавив самостоятельно одну деталь, потом с каждым разом усложняйте задание: две детали, три; в итоге ребёнок не просто должен самостоятельно составить картинку, но и выбрать из перемешанных частей необходимые. Сопровождайте игру стихами, загадками, предложите ребенку посчитать, сколько на картинке слив, а сколько вишен, используйте уже собранные картинки в качестве наглядного пособия для развития речи и основ устного счёта. В процессе игры задаем наводящие вопросы, загадываем загадки про изображенные предметы. С помощью картинок мызнакомим ребенка, например, с овощами. При этом рассказываем, где они растут, что из них можно приготовить, добавляя в активный словарь ребенка новые слова и понятия. Такие игры мы будем использовать в дальнейшей работе, постепенно усложняя их.Разрезные картинки можно сделать и самостоятельно, наклеив подходящее изображение на картон. Предмет, изображённый на картинках, должен быть ярким и знакомым ребенку. В нашей группе мы активно используем в работе с детьми разрезные картинки, как и самодельные (это игры сделаны своими руками, в том числе и родителями), так и покупные. Мы внедряем разрезные картинки в совместной деятельности (в том числе индивидуальной), в самостоятельной деятельности. Все игры располагаются в свободном доступе.В такие игры с большим удовольствием играют не только дети, но и взрослые. Мы научили играть в такие игры с детьми родителей в процессе встреч, проходящих в рамках «Семейного клуба».Это доступное средство для моделирования развивающей предметно- пространственной среды.Рекомендации для родителей по теме: «Действие с предметами с помощью технологии «Разрезные картинки».Задачи: развивать сенсорные способности ребёнка: умение по части восстановить целое. Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображение по контуру. Учить узнавать предмет, изображенный на картинке, и называть его; находить идентичные картинки. Развивать речь, обогащать активный словарь, вводя новые и повторяя знакомые слова: машина, пирамида, заяц, сова, курица, цыплята.Материалы: предметные картинки – два набора. Из каждого набора выбираются идентичные картинки (по 2 штуки.) Одна картинка разрезается строго пополам, другая остаётся целой, как образец для подбора. Необходимо использовать такие картинки, которые при вертикальном илигоризонтальном разрезании образуют совершенно идентичные части: при соединении они составляют одно целое (пирамида, заяц, машинка, курочка и т.п.)Содержание совместной деятельности: взрослый показывает ребёнку картинки (целые): «Посмотри, что изображено на картинке? Правильно, пирамидка». Можно использовать стихотворение или выразительные речевые обороты на тему рисунка (автор Л.Н. Павлова). Например:Пирамидка из колец,Кто собрал - тот молодец!Аналогично используются и другие изображения и пояснения к ним:А вот – репка,Жёлтая и крепкая!?***Морковка, морковкаОранжевый носик,Зелёный хвостик!Вот - зелёный огурец,Скажем, малый молодец!В процессе показа и рассматривания изображений, взрослый учит малыша обводить изображённый на картинке предмет, водя пальчиком по контуру. Так отрабатываются сенсорные действия руки и глаза, помогающие идентифицировать предметы, обследуя их форму.Затем взрослый показывает малышу такие же, но разрезные картинки, состоящие из двух одинаковых половинок. Поясняет, что нужно правильно сложить картинку так, чтобы получился «целая пирамидка», «целая машинка» и т.п. Показывает приём сложения двух половинок и сопоставления возникшего изображения с идентичным на целой картинке. Далее задание усложняется: взрослый даёт малышу два изображения,например, пирамидка и зайчик, машинка и курочка, огурец и помидор. Малыш подбирает изображения из двух вариантов, резко различных по форме и цвету.Игра по теме «Посуда»Цель:1. Научить составлять целое из частей.2. Развитие восприятия формы, цвета, мыслительных операций.3. Закрепление названий геометрических фигур.4. Согласование существительных с прилагательнымиОборудование: разрезные картинки «Посуда».Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания называть посуду, которая получилась.Варианты игр с данным пособием«Чего не хватает?»Собирая картинку взрослый предлагает проговаривать: «Чего не хватает у предмета посуды», чайник без носика, чашка без ручки, сахарница без крышки и т.д.«Из чего сделана посуда»Педагог называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.НапримерСтакан из стекла – стеклянный.Ваза из хрусталя – хрустальная.Ложка из дерева – деревянная.Тарелка из пластмассы – пластмассовая.Чашка из фарфора – фарфоровая.